В 2020 году на Форсайте НТИ 2.0 появился новый рынок WearNet. Рабочая группа выдвинула гипотезу, что в ближайшие 15 лет продукты моды станут совмещать реальные предметы гардероба и дополненную реальность. Мы поговорили с лидером рынка Алексеем Баженовым и выяснили, что такое гибридный продукт, как мода связана с компьютерными играми, каковы шансы России стать лидером на этой арене.
В России моды не было
Чтобы выделиться, фабрики однажды превратились в бренды. Одежда стала говорить за человека о его стиле жизни, статусе. Потребителям стали доносить информацию о товаре через медиаканалы: журналы, баннеры, показы. Так появилась индустрия моды.
В России она не появилась, потому что у нас не было профицита одежды. Вместо распродаж у нас были очереди. Не было необходимости интегрировать креативность в производство и подключать медиаканалы. Поэтому у нас до сих пор вместо моды — «легкая промышленность». Даже в государственных учебниках и документах эту отрасль называют так.
Вместо распродаж у нас были очереди. Поэтому до сих пор вместо моды — «легкая промышленность».
Сейчас жители России тоже покупают бренды, а не просто одежду. И бренды эти чаще всего не российские — у нас 82% импорта. На Западе прошло 100 лет, чтобы фабрики научились быть брендами, а нам нужно пройти этот путь ускоренно и сразу с новыми технологиями.
На отечественных фабриках не умеют создавать качественные бренды. В лучшем случае — спецодежду и школьную форму. Но у нас есть ресурсы, чтобы вырваться вперед. Фабрики можно модернизировать, и наш внутренний рынок даст первичный рост.
Гибридному миру — гибридный продукт
Я руковожу институтом развития индустрии моды Beinopen. С 2015 года мы проводим Форум новой модной индустрии Beinopen, в котором свои наработки показывают успешные игроки рынка моды из России и зарубежья.
В апреле 2020 года Платформа НТИ объявила о перезапуске стратегии и провела Форсайт НТИ 2.0. Это коллективный мозговой штурм, когда эксперты задают векторы развития новых прорывных рынков до 2035 года. Собрали главных экспертов индустрии моды: представителей ретейлеров и фабрик, чиновников, крупные компании и небольшие бренды, вузы и технологические стартапы.
Сообщество профессионалов модной индустрии Beinopen выступило в роли связующего звена, а я — в роли идеолога нового рынка WearNet. Мы с коллегами называем его рынком гибридной индустрии моды, потому что он объединяет ретейл, легпром, креативную индустрию, IT и диджитал.
В гибридном продукте сбалансировано материальное и виртуальное. Одежда, обувь и аксессуары в 2035 году будут рассказывать историю своего создания, отображать личность владельца и обмениваться данными. Мы будем понимать, как продукт произвели, как он дойдет до потребителя и как его утилизируют.
У гибридного рынка моды будущего драйвером будет не Голливуд, а геймдев.
Технологические тренды рынка моды
На форсайте мы определяли, какие технологические перемены произойдут в мире в ближайшие 15 лет.
Локализация и кастомизация. Производства будут все ближе к местам продаж для упрощения логистики. Кастомизированное производство сможет производить более маленькие партии и делать это более экологично.
Новые экостандарты и ресайклинг. Массовое производство будет использовать переработанные материалы. К 2024 году Adidas, Nike, Reebok и Puma всю обувь будут делать из переработанного пластика. По международным прогнозам, в несколько десятков раз вырастет рынок вторичной одежды. Появятся более «причесанные» варианты секонд-хендов с правильной подачей бренда и коммуникацией с потребителем.
Новые материалы. Выстрелят компании, которые совместно с вузами создадут материалы с новыми свойствами: разлагаемость, долговечность. Но выйти на международный уровень только с новыми материалами невозможно. Нужно объединять усилия всех направлений.
Новые технологии проектирования и производства. Рынок TechNet активно развивает 3D-моделирование. Уже существуют САПРы (системы автоматизированного проектирования), включая популярную программу для виртуального конструирования одежды Clo3D. С помощью нее создают реалистичные макеты вещей в натуральную величину, тестируют и кастомизируют ткани вплоть до замены их структуры, фактуры и цвета. В ней же проверяют, как ткани будут выглядеть на людях при разном освещении, как они ведут себя в движении, а не на манекене. Мы надеемся, что в России смогут произвести аналогичную разработку. Но даже если нет, 3D-моделирование нужно активно внедрять, чтобы экономить на производстве экспериментальных образцов.
Дополненная реальность. Все известные бренды за последние три года выпустили маски в Инстаграме. Онлайн-ретейлеры используют AR для виртуальной примерки одежды и обуви. Еще пара лет — и появится множество решений для очков виртуальной реальности.
Умная одежда. Гаджеты и сегодня часть нашей жизни, но с каждым годом они становятся «ближе к телу». К 2030 году будут востребованы одежда и обувь со встроенными датчиками, которые смогут обрабатывать биометрическую информацию и взаимодействовать с окружающей средой.
3D-моделирование — путь к четвертой промышленной революции.
Главное отличие нашего рынка — у нас много маленьких игроков, которым нужно создавать среду и объединять их.
Собрать комьюнити и вырастить 1000 стартапов
Среда fashion очень разрозненная. И не всегда люди из этой индустрии готовы собираться для совместной работы. Наши проекты помогают выстраивать комьюнити. Мы выступаем экспериментаторами, собирающими таланты, которые могут изменить индустрию в России. Наш первый форум в 2015 году прошел под слоганом «Вдохновленные вдохновляют».
Сейчас такое время — экономика команд. В новой индустрии моды, легпрома и IT важно помочь командам обозначить себя, увидеть друг друга, обсудить общую систему ценностей.
У Национальной технологической инициативы есть такие методы. И мы перенимаем их в нашей методологии, которую мы называем «критика моды». Она о том, чтобы не говорить, что у нас «нет моды и не будет никогда». Мы хотим понимать, по каким причинам отстаем на одну промышленную революцию и какие у нас есть возможности, чтобы выйти на мировые рынки.
Сейчас шансы вырастить свой IT у итальянского fashion и у нашего IT вырастить свой fashion примерно одинаковые. У гибридного рынка моды будущего драйвером будет не Голливуд, а геймдев. Я думаю, что у нас есть все шансы занять лидирующие позиции: хотя у нас пока не развито машиностроение, но у нас развит IT, богатая культура и очень креативная среда. Главное отличие нашего рынка — у нас много маленьких игроков, которым нужно создавать среду и объединять их.
Как вырастить в России 1000 модных стартапов? Чтобы развивать стартапы, нужны инвестиции, а чтобы привлечь инвесторов, нужно помогать фильтровать проекты и помогать стартапам правильно упаковывать свои предложения. Этим мы и занимаемся.
Чтобы стать лидерами, нужно увидеть новые каналы, которые открываются в гибридном мире, и быстро среагировать.
Какой путь выбрать
Сейчас будет много продуктов на стыке IT и fashion без производства самих вещей.
Для игровой индустрии дизайнеры будущего будут создавать костюмы для персонажей и 3D-аватары игроков. Будет много возможностей создавать продукты удаленно и без дорогостоящего производства материальных вещей.
3D-моделирование — путь к четвертой промышленной революции. Поэтому я советую молодым дизайнерам присмотреться к цифровым возможностям и работать с программой Clo3D и другими аналогами, потому что такие навыки нужны сейчас по всему миру. Даже если у вас не получится запустить свой стартап, вы сможете попасть в корпорацию, повысить профессионализм и создавать крутые продукты.
Чтобы стать лидерами, нужно увидеть новые каналы, которые открываются в гибридном мире, и быстро среагировать.
В этом году мы планируем провести Форум офлайн. У нас есть ряд гипотез о том, как меняется индустрия моды из-за пандемии. Чтобы их подтвердить или опровергнуть, собираемся с профессионалами индустрии и с новичками 4 июня.
Будет четыре направления выступлений:
- производство;
- продажи;
- коммуникации и маркетинг;
- эстетика и этика моды, тренды.
В 2019 году событие посетили 4500 гостей. Мы надеемся, что в этот раз сможем собрать еще больше.