Дух соперничества порождает шедевры. И история неоднократно нам это доказывала. Зарождение такого направления в искусстве, как «кубизм» – яркий тому пример. Конкуренция художников не только способствовала развитию нового стиля и созданию шедевров, но и оказала влияние на формат и область его выражения. Но, обо все по порядку.
Заклятые друзья Матисс и Пикассо
Легенды о профессиональном соперничестве двух выдающихся художников появились с момента их знакомства. Пикассо мечтал совершить переворот в искусстве, и очень болезненно воспринимал нововведения Матисса. Когда тот начал первым использовать неестественно яркие краски в своём творчестве Пабло был потрясен до глубины души. Это событие подстегнуло его найти новые приёмы в живописи, и через год он написал картину «Авиньонские девицы».
Анри Матисс критично отнёсся к работе, однако его наполненный сарказмом комментарий дал название новому течению в искусстве: «... презирает форму, и все вещи — города, дома, фигуры сводит к геометрическим схемам и кубам», - охарактеризовал работу художник. Так появился кубизм.
Матисс критиковал многих последователей этого художественного стиля, не подозревая, что тем самым добавляет популярности и им и самому кубизму. Увидев работу Жоржа Брака под названием «Дома в Эстраке», Матисс выдал знаменитую фразу: «Bizarreries cubiques!» В переводе — «Что за кубики!». Кто знает, возможно, без этого комментария никто бы Брака так и не узнал.
Кубизм стал одним из самых узнаваемых направлений живописи. Символом целой эпохи в искусстве и в истории вообще. Картины известных художников, творивших в этом стиле, вошли в число самых дорогих произведений и быстро выкупаются на аукционах.
Зебры или художники?
Через десять лет после описанных выше событий Великобритания вступила в войну с Германией. Активнее всего бои велись в море, и тут немецкие подводные лодки явно превосходили английский флот. Поэтому англичанам пришлось задуматься над тем, как защитить корабли от атак противника.
В период Первой мировой войны, когда случился настоящий технический бум, в том числе в кораблестроении, особую популярность приобрёл корабельный камуфляж. Идеи для окраски судов выдвигались самые разные: маскировка под острова, облака и даже китов.
Зоолог Джон Керр, являясь на тот момент членом парламента Великобритании, высказал предложение не прятать корабли, а наоборот сделать их пестрыми и неудобными для определения мишени противником. За основу он предложил взять окраску зебры. В природе эти животные сбиваются в группы и их резкий пестрый окрас «ослепляет» хищников, мешая определить численность и направление движения стада. Но военные на тот момент не поддержали идеи Керра.
Позднее к этой идее вернулся лейтенант Королевского флота и, по совместительству, художник-иллюстратор Норман Уилкинсон. Он и воплотил идею контрастных ломаных линий в окраске морских судов. Камуфляж создавал иллюзию несуществующих углов и плоскостей. Очертания корабля вводили в заблуждение противника, которому на расстоянии было сложно определить дальность, численность и скорость движения судна.
И это тот случай, когда автор идеи не стал на неё претендовать. Керр отказался от патента на камуфляжную окраску, потеряв при этом не только славу, но и значительную сумму вознаграждения. Зато на этот счёт высказался Пабло Пикассо. Он заявил, что на самом деле вся слава принадлежит художникам-кубистам, которые своими работами вдохновили Уилкинсона на создание «ослепляющего» узора.
Пользу камуфляжа в Первую Мировую войну доказать так и не смогли, хотя в последствии даже пытались подсчитать статистику потерь с его применением и без. Тем ни менее, окраска приобрела популярность и применялась, в том числе, северо-американским флотом.
«Суматоха» в современном исполнении
Наука не стояла на месте и уже к 30-м годам камуфляж перестал быть актуальным, так как обнаруживать объекты в море научились по приборам. Однако рисунок под названием Dazzle (с англ. - ослеплять) остаётся популярен.
Например, такой орнамент использовался в «Формуле-1», а в последствии и при тестировании новых моделей автомобилей на улицах города. Рисунок отлично скрывает от конкурентов детали и запутывает соперников на гоночном треке. Гонщик Себастьян Феттель в 2014 раскрасил черно-белым орнаментом свой шлем, а в следующем году и болид RB11.
В то же время на сезонной выставке «Повод к миру» в питерском музее стрит-арта уличный художник Паша Wais представил своею работу под названием Razzle Dazzle (с английского можно перевести как «суматоха»), выполнена по мотивам военного камуфляжа Dazzle.
Ослепляющий камуфляж продолжает вдохновлять дизайнеров из самых важных областей. Рисунок использовали для капсульной коллекции одежды Adidas и бутс Nike.
Одним из самых удивительных воплощений орнамента стала лимитированная коллекция часов швейцарской мануфактуры Ulysse Nardin. В апреле этого года бренд представил новую модель коллекции Freak X - Razzle Dazzle.
История часового дома Ле-Локль неразрывно связана с морской стихией. Поэтому в том, что источником вдохновения для дизайнеров мануфактуры стал именно такой рисунок нет ничего удивительного.
Новая модель часов имеет 43-миллиметровый титановый корпус. Под прозрачной крышкой отсчитывает время надежный механизм UN-230. Новая версия Freak X оснащена заводной головкой для установки времени, но при этом лишена стрелок: функцию минутной стрелки выполняет центральный мост, а одно из колес отвечает за отсчет часов.
Гипнотизирующий орнамент циферблата и высокие технологии делают Freak X Razzle Dazzle ещё одним произведением искусства в стиле «кубизм». Если бы Пикассо был ещё жив, то обязательно заявил, что эти часы тоже придумал он.