1 ноября 1954 года в День всех святых в городах французского Северного Алжира вместо поминальной службы гремели взрывы. Алжирские повстанцы устроили серию взрывов полицейских участков, коммунальных служб, складов топлива и общественных зданий. Ущерб было относительно небольшой, погибло семь человек. Но им удалось спровоцировать восьмилетний кровавый ассиметричный конфликт – Алжирскую войну.
«Полицейские операции»
Однако даже по мере эскалации боевых действий французское правительство неохотно называло это войной, предпочитая называть боевые действия “полицейскими операциями” или “действиями по поддержанию порядка". В 1848 году почти через два десятилетия после завоевания Алжира оккупированные алжирские территории были преобразованы в официальные департаменты Франции, а не в колонии или протектораты, как в оккупированных Францией соседних Тунисе и Марокко. Для французов война с Алжиром была равносильна войне с Нормандией, для Англии – войне с Йоркширом, для Соединенных Штатов – войне с Южной Каролиной. Только в 1999 году Национальное собрание Франции наконец признало, что это, безусловно, была война.
Особенности конфликта
Характерная особенность этой войны – всеобщая ненависть и отсутствие единства даже в рядах противоборствующих сторон. Французская армия и Иностранный легион презирали нерешительных политиков Четвертой Республики, и в какой-то момент чуть не дошло до высадки десантников в Париже. Алжирское сопротивление раздирали междоусобицы, еще более кровавые чем бои с французами. Большинство мусульман страны ненавидели миллион европейских колонистов — пьед-нуар (“черноногие”) —которые прибыли не только из Франции, но и из Италии, Испании, с Мальты и из других частей Европы. Колонисты ответили на ненависть тем же. Подобно африканерам Южной Африки во времена апартеида, они считали, что построили современный Алжир, и не собирались отказываться от него.
Большинство повстанцев были членами социалистического Фронта национального освобождения (ФНО). Среди его главных лидеров был Ахмед Бен Белла, который воевал во французской армии во время Второй мировой войны и в конечном итоге стал президентом независимого Алжира. Начал он войну в 1954 году с 1200 плохо экипированных и фактически неподготовленных бойцов.
Французы были не готовы к войне. Хотя в Алжире находилось около 56 тысяч солдат, только 4 тысячи из них были подготовленными профессионалами с боевым опытом. Однако к 1956 году в Алжир было отправлено 200 000 французских солдат, а вскоре это число удвоилось. Но в основном это были призывники.
Еще одна характерная особенность этой войны – линия Мориса, названная в честь Андре Мориса, который был министром обороны Франции, когда в сентябре 1957 года завершились работы по строительству этой линии. Почти 460 км 285 длиной от моря до бездорожной Сахары по тунисской границе и 700 км по границе с Марокко.
В основе каждой оборонительной линии был электрический забор высотой 2,5 м и напряжением 5000 В, окруженный колючей проволокой и с каждой стороны минными полями шириной 45 м. Что делало барьеры действительно эффективными, так это сочетание высокотехнологичных датчиков, прожекторов и сигнализации. Все это поддерживалось артиллерией, наземными патрулями и воздушным наблюдением. Немногие повстанцы прорвали линию Мориса.
Французская авиация
Французы использовали различные самолеты – от реактивных истребителей Sud-Est Se 530 Mistral (французские версии британского Vampire Mk.53) до американских сверхзвуковых F-100D Super Sabre, выполнявших, в том числе, фоторазведывательные миссии с баз во Франции.
Но наиболее эффективными оказались легкие самолеты. Это американские T-6G Texan (учебный самолет, переделанный в легкий штурмовик) и Piper Cub (многоцелевой самолет использовался в Алжире как разведчик и корректировщик). Внутренние районы Алжира холмисто-гористые, испещренные пещерами и оврагами. Повстанцы легко там прятались.
Более быстрые истребители-бомбардировщики с трудом находили и поражали такие небольшие цели, но T-6G Texan были достаточно медленными и маневренными, чтобы наносить бомбовые удары, применять пулеметы, ракеты и напалм. Они показали себя отличными самолетами для корректировки действий наземных сил.
Французы также приобрели у США 50 совершенно новых двухмоторных легких бомбардировщиков Douglas B-26B Invader. Они были отправлены прямо с конвейера на хранение после второй мировой войны, когда ВВС США отменили контракт. В конце войны французы переделали несколько B-26B Invader в ночные истребители, чтобы перехватывать контрабандные авиарейсы.
Но именно вертолет внес самый большой вклад в алжирскую борьбу. ВВС Франции вступили в войну с американскими транспортными вертолетами трех типов – Piasecki H-21, получившим название “Летающий банан” за характерную форму фюзеляжа, Sikorsky H-19 и его прямой преемник Sikorsky H-34. С этими вертолетами французы стали родоначальниками концепции аэромобильной войны. Они первые использовали винтокрылы для быстрого развертывания войск. Они первые вооружили геликоптер пулеметами и ракетами, создав боевой вертолет.
Аэромобильные возможности и отличная координация позволяли французам удерживать инициативу. Например, в январе 1956 года спецназовцы, переброшенные по воздуху двумя вертолетами H-19, застали врасплох группу лидеров повстанцев и захватили шестерых из них. Тем временем наблюдатель в Piper Cub заметил поблизости большой отряд повстанцев, и несколько H-19 перебросили в эту зону 120 коммандос. Организовав засаду, они разгромили повстанцев, взяв в плен или убив 43 боевика.
Взаимная жестокость
Пытаясь отказать партизанам в гражданской поддержке, французы ввели жесткую политику “коллективной ответственности”— по иронии судьбы, почти такую же, как нацисты в оккупированной Франции. Таким образом, если партизаны находили убежище в деревне, вся деревня страдала от последствий. В случае теракта французы возлагали ответственность на ближайшую деревню. Проводились операции «поиска и уничтожения» (“охота на крыс") повстанцев по всей сельской местности. Бойцы ФНО похищали, пытали и убивали десятки тысяч алжирцев, которые имели какие-либо контакты с французами, независимо от того, насколько они были невинны.
В августе 1955 года в Филиппвиле на северо-востоке Алжира боевики ФНО напали на ряд деревень и убили 123 «черноногих», включая женщин и детей. Нападавшие насиловали женщин, прежде чем убить их, и калечили тела своих жертв. Согласно заявлениям ФНО, мстительные французские десантники убили 12 000 арабов, французы признали 1273 смерти в результате этих репрессий. Резня в Филиппвиле и ответные репрессии уничтожили всякую надежду на разрешение ситуации политическим компромиссом. Это также ускорило увеличение числа сторонников и новобранцев ФНО, и вскоре у движения появилась настоящая армия.
Война в городе
К июню 1956 года у ФНО было около 1400 партизан в Касбе – древнем арабском квартале столицы страны. После того как французы гильотинировали двух лидеров повстанцев, боевики перебили более 50 французов. Они устроили несколько терактов. Арабские женщины в западной одежде и макияже пронесли взрывчатку в европейские кафе и ночные клубы.
Французы нанесли ответный удар, и перестрелки, засады и взрывы стали ежедневным явлением. В январе 1957 года городские власти, признав, что они потеряли контроль, предоставили армии полную власть во всей столичной зоне. Возглавляемые четырьмя полками десантников, силы получили карт-бланш на борьбу с мятежниками и всеми, кто встанет у них на пути. К концу марта солдатам удалось продвинуться вглубь Касбы и захватить или убить большую часть руководства ФНО.
Это была пиррова победа. Новости о том, что пропали без вести около 3000 мусульман, о применении десантниками пыток вызвали протесты во французском обществе.
Масла в антивоенный огонь добавили события 8 февраля 1958 года, когда 11 французских B-26 разбомбили тунисскую деревню Сакиет-Сиди-Юсеф. Батальон ФНО переправился из нее в Алжир устроил засаду французскому патрулю, захватив пять пленных. Воздушный налет уничтожил объекты повстанцев, но также поразил школу и грузовики Красного Креста с беженцами. Погибло 75 и было 150 гражданских.
Захват Бен Беллы
Предоставив Марокко и Тунису независимость в марте 1956 года, Франция непреднамеренно создала убежища для алжирских повстанцев. В октябре того же года четыре лидера НФО, включая Бена Беллу, и ряд журналистов (включая репортера "Нью-Йорк Таймс") летели из Марокко в Тунис на борту зарегистрированного во Франции самолета Royal Air Maroc Douglas DC-3.
Неожиданно экипаж получил приказ от французских властей направить самолет в Алжир. Алжирцы думали, что они в Тунисе, даже когда DC-3 подрулил к терминалу, полагая, что большое количество машин и одетых в камуфляж солдат на взлетной полосе – это приветственный кортеж. Бен Беллу и его соратников отправили в тюрьму во Францию, где они оставались до конца войны. Все это было вопиющим нарушением международного права, но, надо признать, операция была удачной.
Ускользнувшая победа
В начале 1958 года французы фактически разгромили повстанческую армию, ее потери достигали десятков тысяч. Однако решительная победа ускользнула от французов. Военные обвинили политиков в Париже в предательстве, что привело к неудачному перевороту в мае 1958 года, который угрожал перерасти в гражданский раскол. Правительство Четвертой республики ушло в отставку. Генерал Шарль де Голль провозгласил Пятую республику, но сторонников войны до победного конца он разочаровал.
Де Голль хотел с честью вывести армию и позволить алжирцам самим определять свою судьбу, сохраняя при этом отношения с Францией. На референдуме о самоопределении Алжира в январе 1961 года три четверти французских избирателей одобрили такую политику. Люди устали от войны, многие солдаты были призывниками, а не кадровыми военными, их семьи хотели, чтобы они вернулись домой.
Кадровые военные были против. В апреле группа генералов и высокопоставленных офицеров во главе с Морисом Шаллем и Раулем Саланом захватили власть в Алжире. Они объявили о своем намерении создать независимое правительство. Они удерживали город в течение пяти дней, но, не получив широкой общественной поддержки, сдались. Французские власти арестовали нескольких генералов и более 200 офицеров и распустили мятежный 1-й парашютный полк Иностранного легиона.
Конец войны
Последние месяцы войны были самыми кровавыми. Дрались меж собой боевики ФНО и солдаты ОАС (Секретной военной организации, созданной армейскими сторонниками французского Алжира и легионерами). Это были по большей части теракты.
К 1961 году СССР начал снабжать оружием силы ФНО. Поставлялись в том числе 30-мм зенитные орудия, которые позволили повстанцам нанести реальный ущерб французским ВВС. Французы сбили по меньшей мере один советский грузовой самолет Ил-14 и повредили еще один у побережья Алжира. Тем временем де Голль продолжал свои усилия по размежеванию.
ФНО направил свои усилия на создание хорошо оснащенной обычной армии численностью 20 000 человек, дислоцированной в Тунисе. Цель состояла не в том, чтобы сражаться с французами, а в том, чтобы дождаться их неизбежного ухода, а затем стать официальной армией Алжира.
Война закончилась в марте 1962 года, когда французское правительство объявило о прекращении огня, а воюющие стороны подписали соглашения о предоставлении Алжиру независимости.
Французские власти объявили, что армия и ВВС потеряли убитыми 25 тысяч человек, погибло 3 тысячи гражданских европейцев. По разным оценкам, в этой войне погибло от 350 тысяч до более чем миллиона алжирцев.
Также по теме:
Война в Индокитае. Французские коммандос и их союзники-горцы
Бронекавалерийский полк Иностранного легиона в Индокитае
Первая десятка лучших фильмов о войне в Алжире
Французы против джихадистов. Операция Serval в Мали. Часть 2
Французы против джихадистов. Операция Serval в Мали. Часть 1
Французы против алжирцев. Война за независимость Алжира или война за неделимую Францию
Французская армия в Кот д’Ивуаре
Французская армия в Центральноафриканской республике. Часть 1
Французская армия в Центральноафриканской республике. Часть 2
Французская армия в Ливийской войне 2011 года
Франсафрика – система интервенций Парижа на Черный континент
Франсафрика – самая успешная постколониальная система. Начало