После победы в Великой войне британский флот остался с огромным количеством боевых кораблей довоенной и военной постройки. Одних эсминцев в строю было более 400 штук. При этом практически полностью исчезли флоты традиционных соперников-Германии и России. Правда в затылок уже дышал американский флот, но здесь удалось договориться. Вашингтонский морской договор 1922 года пресек в зародыше новую гонку морских вооружений, совершенно непосильную для изнуренных войной экономик европейских стран. Ради экономии бюджета на слом массово шли относительно новые корабли.
Тем не менее технический прогресс никто не отменял, да и выводы по результатам мировой войны требовали воплощения в металле. К середине 20-х британское Адмиралтейство созрело для разработки концепции стандартного эсминца для новой эпохи.
Выбор оптимального проекта англичане провели по своей излюбленной схеме. По программе 1924 года два эсминца были заказаны двум старым конкурентам в строительстве торпедных кораблей- фирмам «Торникрофт» и «Ярроу». Как всегда Адмиралтейство обеим фирмам выставило общие требования, предоставив полную свободу технической мысли.
За основу надо было взять тип "W модифицированный" военной постройки и при том же вооружении увеличить скорость до 37 узлов, сделать выше борт до 2,6 метра, улучшить обитаемость и поставить более просторный мостик.
В 1927 году Ройал Неви получил два эсминца-HMS Amazon и HMS Ambuscade соответственно постройки «Торникрофт» и «Ярроу». Несмотря на близость характеристик, корабли отличались. «Ярроу» удалось обойтись меньшим водоизмещением и меньшей мощностью силовой установки, но HMS Amazon помимо того, что оказался больше, а значит мореходнее и с большей живучестью, был дешевле. А в условиях экономии, в которой существовало Адмиралтейство в межвоенный период, это стало решающим фактором.
Все-таки Британской империи по-прежнему требовались сотни боевых кораблей для присутствия во всех точках планеты.
Для серийного производства проект HMS Amazon еще немного доработали. Требования Морского штаба о резком повышении автономности ( 2000 миль плюс 24 часа хода на близкой к максимальной скорости) главный строитель флота отклонил, ибо тогда эсминец значительно вырос бы в размерах.
Корабль получил новое современное вооружение-полуавтоматические 120-мм орудия Мк IX и четырехтрубные торпедные аппараты. Добавили трал за счет уменьшения противолодочных возможностей- отказа от ГАС ( гидроакустической станции) и двух бомбометов. Общий вес вооружения на борту вырос с 91 до 135 тонн, поэтому для сохранения остойчивости корпус пришлось сделать шире на 23 см. Ходовой мостик, чтобы меньше заливало, сдвинули ближе к миделю, а силовую установку кардинально упростили, убрав турбины крейсерского хода. С мечтами о высокой скорости пришлось расстаться, новая силовая установка при полной нагрузке по расчетам обеспечивала лишь 31,75 узла. Зато ощутимо выросла надежность, а цена от прототипа стала меньше еще на 15-20 %.
По проекту было построено восемь эсминцев так называемого типа "А" («Модифицированного типа A» или типа «Акаста») по программе 1927 года. Их названия начинались на букву "А":“Acasta”,“Achates”, “Acheron”,“Active”, “Antelope”, “Anthony”, “Ardent”, “Arrow”. По решению Уильяма Берри, главного строителя флота, на “Acheron” установили экспериментальные высоконапорные котлы, которые оказались на четверть эффективнее обычных. Правда сложнее и капризнее в эксплуатации, благодаря чему так и остались экспериментальными.
Для восьми эсминцев типа "Акаста" был построен и специальный лидер эсминцев- "Кодрингтон" (HMS Codrington D65). Он был крупнее, имел на одно 120 мм орудие больше и строился по отдельному проекту. Скорость он имел выше, чем "его" эсминцы, зато из-за большей длины сильно тормозил при маневре. Диаметр циркуляции составлял 896 метров при 347 метров у серийных эсминцев.
Однако экономия, на которую подсадили Адмиралтейство, требовала максимальной унификации. Выбрав проект стандартного эсминца, британцы затем от серии к серии незначительно улучшали и модернизировали его. Очередную серию эсминцев в программу следующего 1928 года включили в виде типа "В": лидера и восьми эсминцев. В отличие от первой серии лидер практически ничем не отличался от кораблей серии, кроме, разве лидерского названия-“Keith”, в отличие от серийных, чье имя начиналось с буквы "Б": “Basilisk” , “Beagle” , “Blanche”, “Boadicea” , “Boreas” , “Brazen” , “Brilliant” , “Bulldog”.
Предполагалось, что от первой серии вторая будет отличаться составом вооружения-ждали принятия на вооружение новых пятитрубных торпедных аппаратов с новыми мощными торпедами. Также должны были установить аппаратуру постановки дымовой завесы. Кроме того, по задумке Адмиралтейства, в связи с "невпихуемостью" одновременно противолодочного и трального вооружения, серии эсминцев по очереди должны были менять специализацию- тральная, противолодочная, тральная и т.д. Так как эсминцы типа "А" несли двухскоростные тралы, эсминцам типа "В" было положено усиленное противолодочное вооружение. Во избежание перегрузки одно из кормовых 120 мм орудий установке не подлежало, т.е. оставалось всего три.
Так как разработка новой торпедной установки запаздывала, поставили старую, но новой модификации QR.III. Зато четвертая пушка осталась на месте. Эсминцы второй серии получили вместо трала гидролокатор «Асдик», бомбометы и 14 дополнительных глубинных бомб. На “Bulldog” некоторое время испытывали новую установку для 120 мм орудий, позволявшую угол возвышения до 60 градусов, но из-за низкой надежности после испытаний поставили стандартные установки.
Некоторые сложности возникли с лидером флотилии. Так как “Keith” в итоге практически не отличался от своих эсминцев, на нем оказалось негде разместить штаб флотилии. Решение оказалось по английски изящным-штаб был разделен на два корабля-“Keith” и “Blanche”. “Keith” имел увеличенную кормовую рубку, был на 40 длинных тонн (41 т) тяжелее при стандартной загрузке и почти на 100 длинных тонн (100 т) тяжелее при полной загрузке. На нем дополнительно размещалось 19 офицеров и рядовых штаба.
Весной 1931 года британский флот пополнился второй флотилией стандартных эсминцев. От эсминцев первой они отличались главным образом лишь заменой трального вооружения на усиленное противолодочное.
Еще два эсминца были построены на основе адаптированного проекта типа "А" для канадского флота. Так как служба в северных морях имела некоторую специфику, у кораблей был усилен корпус, увеличена его ширина, а надстройка стала более закрытой. Доработка позволила эсминцам ходить по морю из ледяной крошки и увеличить остойчивость на случай обледенения надводной части и надстроек (до 50-60 тонн льда дополнительного веса). Корабли получили имена “Saguenay” и “Skeena”.
18 кораблей Королевского флота были разделены на две флотилии- восемь эсминцев серии "А" и лидер "Кодрингтон" и девять эсминцев серии "В" во главе с лидером "Кит". Еще два эсминца служили в канадском флоте.
Это были первые британские серийные эсминцы межвоенной постройки ( «стандартные» эсминцы). Стоимость этих эсминцев была в районе 220 000 фунтов стерлингов ("Бланш" 225 195 фунтов стерлингов без учета предметов, поставленных Адмиралтейством, таких как оружие, боеприпасы и оборудование связи, "Бразен"220 342 фунтов стерлингов, «Борей»221 156 фунтов стерлингов).
“Acheron” выделялся ярким девизом-"Post tenebras lux"( После темноты свет ).
Всего построено 19 эсминцев типов “А” и “В”
(закладка, спуск на воду, вступление в строй, судьба)
1-я группа (тип “A”):
HMS“Acasta”H09. John Brown & Company, Clydebank(13.8.1928/8.8.1929/2.1930 . Погиб 8.6.1940)
HMS“Achates”H12 John Brown & Company, Clydebank(11.9.1928/4.10.1929/3.1930 . Погиб 31.12.1942)
HMS“Acheron”H45 John I. Thornycroft & Company, Woolston(29.10.1928/18.3.1930/10.1931. Погиб 8.12.1940)
HMS“Active” H14 Hawthorn Leslie & Company, Hebburn(10.7.1928/9.7.1929/2.1930 . Исключен в 1947)
HMS“Antelope” H36 Hawthorn Leslie & Company, Hebburn(11.7.1928/27.7.1929/3.1930 . Исключен в 1946)
HMS“Anthony” H40 Scotts Shipbuilding & Engineering Company, Greenock(538).(30.7.1928/24.4.1929/2.1930. Исключен в 1948)
HMS“Ardent”H41 Scotts Shipbuilding & Engineering Company, Greenock(30.7.1928/26.6.1929/4.1930 . Погиб 8.6.1940)
HMS“Arrow”H42 Vickers Armstrongs, Barrow-in-Furness(20.8.1928/22.8.1929/4.1930 . Исключен в 1949)
2-я группа (тип “В”):
HMS“Keith”H06. Vickers Armstrongs, Barrow in Furness (1.10.1929/10.7.1930/6.1931. Погиб 1.6.1940)
HMS“Basilisk”H11.John Brown & Company, Clydebank (19.8.1929/6.8.1930/3.1931. Погиб 1.6.1940)
HMS“Beagle”H30 John Brown & Company, Clydebank(11.10.1929/26.9.1930/4.1931. Исключен в 1946)
HMS“Blanche”H47. Hawthorn Leslie & Company, Hebburn(31.7.1929/29.5.1930/2.1931. Погиб 13.11.1939)
HMS“Boadicea”H65 Hawthorn Leslie & Company, Hebburn(12.7.1929/ 23.9.1930/4.1931. Погиб 13.6.1944)
HMS“Boreas”H77. Palmers Shipbuilding and Iron Company, Jarrow (22.7.1929/11.6.1930/2.1931 . Исключен в 1951)
HMS“Brazen”H80 Palmers Shipbuilding and Iron Company, Jarrow(22.7.1929/25.7.1930/4.1931 . Погиб 21.7.1940)
HMS“Brilliant”H84. Swan Hunter & Wigham Richardson , Уоллсенд (9.7.1929/9.10.1930/2.1931 . Исключен в 1947)
HMS“Bulldog”H91. Swan Hunter & Wigham Richardson, Wallsend(10.8.1929/6.12.1930/4.1931 . Исключен в 1946)
3-я группа (тип “А”для ВМС Канады):
“Saguenay”D79 John I. Thornycroft & Company, Woolston(27.9.1929/11.7.1930/5.1931. Исключен в 1948)
“Skeena” D59 John I. Thornycroft & Company, Woolston(14.10.1929/10.10.1930/6.1931 . Погиб 25.10.1944).
Водоизмещение 1350(1370 т) (1-я группа), 1360(1380 т) (2-я группа, “Keith”-1400), 1337 (3-я rpyппa)/1747- 1821 длинных тонн (1778–1790 длинных тонн (1807–1819 т); Размерения 95,1/98,5 (1-я и 2-я группы), 94,2/97,9 (3-я группа) х 9,8 (все, кроме 3-й группы – 9,9) х 3,7 м;
Двигатели-2 ТЗА, З котла, 34 000 л.с. (1-я и 2-я группы) или 32 000 л.с. (3-я группа), Скорость 35,25 узл. (1-я и 2-я группы) или 35 узл. (3-я группа), Запас топлива 388 – 390 (1-я и 2-я группы) или 440 (3-я группа) тонн нефти, Дальность 4800 миль на 15 узлах (1-я и 2-я группы) или 5000 миль на 15 узлах (3-я группа). Экипаж 138 чел. (“Keith”-175).
Вооружение 4х1 – 120-мм/45 Mk IX QF, 2х1 – 40-мм/40 зенитные 2-фунтовые, 2х4 – 533-мм ТА,
3 бомбосбрасывателя (6 глубинных бомб) на кораблях 1-й и 3-й групп, 2 бомбомета и 1 бомбосбрасыватель (20 ГБ) на кораблях 2-й группы.
Общие характеристики Saguenay и Skeena (отличия)- водоизмещение 1337 длинных тонн (1358 т) ( стандарт ), 1805 длинных тонн (1834 т) ( полная нагрузка ), Длина 98 м, осадка 3,73 м. Мощность 32000 л.с. Дальность :5000 морских миль при 15 узлах
Общие характеристики “Keith” (лидер флотилии В)(отличия)-водоизмещение 1400 длинных тонн (1400 т) (стандарт), 1821 длинная тонна (1850 т) (полная загрузка). Экипаж 157 человек.
Первые стандартные британские эсминцы имели протяженный полубак , стремительный силуэт с двумя мачтами, двумя дымовыми трубами и носовой надстройкой, сдвинутой ближе к миделю. На всех кораблях применялась плоская корма с закругленными обводами. При полной нагрузке эсминцы типа "А" имели метацентрическую высоту 0, 54 метра. Штатная численность экипажа при постройке-134- 138 человек, к 1940 году- 143 человека, в военной время она выросла до 162.
Водоизмещение составляло 1 350–1 360 длинных тонн (1 370–1 380 тонн) при стандартной нагрузке и 1 778–1 790 длинных тонн (1 807–1 819 тонн) при полной нагрузке.
Силовая установка состояла из двух одноступенчатых турбозубчатых агрегатов Парсонса ( Brown-Curtiss у «Acasta» и «Achates») и трех Адмиралтейских котлов ( на 5 эсминцах типа "А" и всех типа "В") с линейным расположением. У “Ardent” и “Anthony” были котлы Ярроу, а у “Acheron” экспериментальные котлы Торникрофт. Торникрофтовские котлы были более экономичными, но имели большие проблемы с надежностью. Мощность установки в 34 000 л.с. позволяла достигать скорости в 35 узлов. На испытаниях скорость составила от 35 узлов у “Achates” до 36,31 узла у “Anthony”. Вторая серия продемонстрировала на мерной миле от 34,32 узла для “Keith” до 35,95 узла для “Basilisk”.
Запас топлива составлял до 388–390 длинных тонн (394–396 тонн), до 415 тонн мазута, это обеспечивало 4800 морских миль при скорости 15 узлов.
Эсминцы несли одинаковое вооружение- четыре скорострельных (QF) 120-мм орудия Mark IX в одиночных установках с увеличенными орудийными щитами по паре в оконечностях по линейно-возвышенной схеме. При формальном угле возвышения до 40 ° практически установки могли использовать возвышение до 30 °. 22,7 кг снаряд с начальной скоростью 807 м / с мог поражать цели на расстоянии до 15 520 метров(по другим данным 13 716 метров). Скорострельность-10-12 выстрелов в минуту. Боекомплект-190 выстрелов на орудие.
Противовоздушную оборону обеспечивали два 40 мм двухфунтовых автомата "пом-пом"QF Mark II. Они стояли в центре корпуса между дымовыми трубами на специальных платформах. Боекомплект-500 снарядов на ствол. Было еще четыре пулемёта Льюиса с запасом 2000 патронов на ствол.
Торпедное вооружение-две четырехтрубных установки 533 мм торпед.
Система управления огнем была на уровне периода Первой мировой войны. 2,7 метровый дальномер и механический вычислитель управляли стрельбой главного калибра, зенитный огонь не управлялся.
Для серии "А" противолодочное вооружение из двух бомбометов и четырех бомбосбрасывателей для восьми глубинных бомб пришлось сократить до трех бомбосбрасывателей и шести глубинных бомб для установки двухскоростного трала TSDS.
На эсминцах серии "В" с изначально противолодочной специализацией было два бомбомета и один бомбосбрасыватель для двадцати глубинных бомб. В конце 30-х на некоторых кораблях был установлен ASDIC(гидролокатор)Тип 119.
Начиная с этих кораблей Адмиралтейство по сериям чередовало тральные и противолодочные эсминцы.
Эсминцы для канадского флота ( Saguenay и Skeena ) проектировались под службу при сильной ледовой нагрузке, они были на 90 см короче, имели увеличенную метацентрическую высоту, несли на 50 длинных тонн (51 тонн) мазута больше при меньшей на 2000 л.с. мощности силовой установки. Строились они "Торникрофтом" и имели характерные для него широкие наклонные трубы. Водоизмещение составило 1337 длинных тонн (1358 тонн) при стандартной нагрузке и 1805 длинных тонн (1834 тонн) при полной нагрузке. Скорость и дальность у них соответствовали собратьям из Королевского флота.
Модернизации.
Во время войны боекомплект орудий главного калибра увеличили на 50 выстрелов. Основным же трендом стало усиление противолодочного, а затем и зенитного вооружения за счет орудий главного калибра, торпедных аппаратов и устаревших "пом-помов". Запас глубинных бомб вырос до 33 штук на канадских и 42 на британских кораблях.
Во второй половине 1940 года на всех кораблях 1-й и 3-й групп и пяти 2-й группы (“Beagle”, “Boadicea”, “Boreas”, “Brilliant” и “Bulldog”) один торпедный аппарат заменили на 76-мм зенитное орудие. Вторую трубу и вторую мачту пришлось укоротить для увеличения сектора обстрела. Тогда же корабли 1-й и 3-й групп получили на вооружение ГАС, 2 бомбомета и 1 бомбосбрасыватель (20 – 40 глубинных бомб).
С конца 1940 по конец 1941 года с “Active”, “Antelope”, “Anthony”, “Arrow”, “Beagle”, “Boadicea”, “Boreas”, “Brilliant”, “Bulldog”, “Saguenay” и “Skeena” было снято кормовое орудие , за счет чего усилено противолодочное вооружение: добавлены 2 бомбомета, число глубинных бомб увеличено до 70 шт., в том числе за счет демонтажа тралового оборудования на серии "А".
“Achates” во время ремонта 1941 – 1942 годов прошел более глубокую модернизацию – на нем сняли еще одно, теперь носовое, орудие , заменив его на реактивный бомбомет “Хеджехог”, а за счет снятия 40-мм “пом-помов” число “эрликонов” достигло 4.
В конце 1941 года на “Anthony” и “Arrow” 76-мм пушку вновь заменили на торпедный аппарат. На первом в 1943 году его опять сняли, также как и 76-мм пушку на “Active”, “Antelope”, “Bulldog” и “Beagle” для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения. На двух последних вместо носового орудия установили реактивный бомбомет “Хеджехог”. В 1944 году “Хеджехог” появился на “Anthony”, “Active”, “Antelope” и “Skeena”, но вместо второго носового орудия (первые три дополнительно вооружили двумя 57-мм пушками “Гочкиса”). “Boadicea” получил два старых шестифунтовых 57-мм орудия Гочкиса для борьбы с всплывшими подводными лодками немцев.Тогда же получил 40-мм противокатерный “пом-пом” в носу и “Bulldog”.
Канадские корабли заменили свои двухфунтовые зенитные орудия парой счетверенных установок 12,7 мм пулеметов и к 1942 году не были оснащены Oerlikons. В конце 1941 – начале 1942 года на оставшихся эсминцах разместили по 2 “эрликона” и радар ближнего действия Type 286, в 1942 – 1943 годах с кораблей сняты 40-мм “пом-помы”, а число “эрликонов” доведено до 4 – 6 на корабль. Полное водоизмещение этих эсминцев к концу войны достигло 1930 – 1990 тонн.
Боевым крещением для первых стандартных эсминцев стала гражданская война в Испании. Британский флот в рамках политики невмешательства осуществлял блокаду побережья и охранял международное судоходство в регионе. Ему приходилось проводить и гуманитарные операции в районе боевых действий. Через испанские события прошли многие эсминцы серий "А" и "В".
"Бланш" вместе с "Бразен" 6 апреля 1937 года отогнали крейсер франкистов "Almirante Cervera" от британского торгового судна "Thorpehall" с грузом продовольствия, позволив ему разгрузиться в республиканском Бильбао."Бланш" довелось также эвакуировать британцев с территории воюющей Испании, включая британского писателя, путешественника и интербригадовца Лори Ли . 6 марта 1938 года эсминец бомбили пять франкистских бомбардировщиков, но промахнулись.
Британский эсминец «Басилиск» 6 августа 1936 года попался во время операции Конвой де ла Виктория фашистской канонерке "Дато", которая обстреляла его, приняв за республиканский эсминец типа "Чурукка". В феврале 1937 года, посетив Малагу, только что захваченную франкистами, командир «Басилиска» добился освобождения арестованного за прореспубликанскую позицию британского зоолога сэра Питера Чалмерса Митчелла.
«Бореа» и «Боадиция» в июле 1936 года занимался эвакуацией гражданских лиц из зоны боев. 6 марта 1938 года «Боадиция» вместе с эсминцем "Кемпенфельт" спасал выживших с франкистского крейсера Baleares, потопленного республиканскими эсминцами.
Эсминцы первых стандартных серий очень активно использовались во Второй мировой войне. Они защищали конвои, боролись с немецкими подводными лодками. Из двадцати кораблей в боевых действиях потеряно 9, один погиб в кораблекрушении, два тяжело повреждены и более не восстанавливались.
Уцелевшие корабли были сильно изношены во время боевых действий и их списали после войны. Кроме “Boreas”, который после ремонта 16 марта 1944 года был передан Греции под именем “Salamis”( Σαλαμίς , Саламин) и служил там до сентября 1951 года, когда был возвращен Великобритании.
Первым погиб “Blanche”, 13 ноября 1939 года он сопровождал вместе с “Basilisk” крейсер-минзаг "Adventure". В устье Темзы отряд попал на мины, выставленные накануне немецкими эсминцами. "Adventure"и “Blanche”подорвались на минах. Эсминец перевернулся во время буксировки в 09:50 и затонул, погиб один член экипажа и еще двенадцать были ранены. Он стал первым британским эсминцем, потерянным во Второй мировой войне .
“Basilisk” был потерян при эвакуации британских войск из Дюнкерка. 31 мая 1940 года ему удалось вывезти двумя рейсами в Дувр 695 человек. После возвращения 1 июня в Ла-Панн на следующую погрузку был трижды атакован немецкими бомбардировщиками. Прямым попаданием были уничтожены котельная и машинное отделение, погибла вся смена. Близкие взрывы повреждали корпус. Экипаж сбросил за борт торпеды и глубинные бомбы, а французский траулер "Jolie Mascotte" попытался буксировать корабль. Во время второй атаки буксир оторвался, а после третьей эсминец затонул на мелководье и был добит снарядами и торпедами эсминца "Whitehall". Эсминец и траулер сняли с корабля восемь офицеров и 123 матроса.
Третьим стал “Keith”. В первый же день немецкого вторжения, 10 мая 1940 года, “Keith” и “Boreas” вместе с крейсерами HMS Arethusa и HMS Galatea вывезли голландский золотой запас из порта Эймёйден в Соединенное Королевство. 21 мая вместе с двумя другими эсминцами он вывез 468 мирных жителей из Франции. Через два дня в Булонь-сюр-Мер, когда эсминец принимал эвакуирующиеся британские войска, в порт прорвались немцы. Корабль был накрыт пулеметным и минометным огнем, погиб командир, многие были ранены.
Ночью с 30 на 31 мая эсминец присоединился к эвакуации британцев из Дюнкерка, эвакуировав 992 союзных солдата в Дувр. 1 июня вернувшийся к французским берегам корабль был атакован с воздуха. Первая бомба повредила руль, одна из следующих угодила во вторую трубу и разорвалась в котельной, уничтожив всю смену и вызвав пожар. Эсминец встал на якорь и команда покинула корабль. Три офицера и 33 матроса погибли, но восемь офицеров и 123 члена экипажа были спасены.
“Boadicea” 10 июня 1940 года при эвакуации британцев из Дюнкерка был тяжело поврежден в Ла-Манше прямыми попаданиями двух 500-кг бомб с пикировщиков "штука". Также были выведены из строя машины и котлы. Но его удалось отбуксировать эсминцем Ambuscade и буксиром Krooman в Дувр . 14 февраля 1941 года эсминец вернулся в строй, сопровождал северные и атлантические конвои, поддерживал высадку в Северную Африку. Был потоплен 13 июня 1944 года недалеко от Портленда при сопровождении конвоя во Францию. Причиной стали либо две немецкие авиаторпеды с Junkers Ju 88 либо Fritz X , выпущенный с Dornier Do 217. У эсминца сдетонировали погреба и он быстро затонул. Спасли лишь 12 членов экипажа из 182.
“Brazen” 15 апреля 1940 года в районе Нарвика вместе с эсминцем "Fearless" потопил немецкую подводную лодку "U 49", весь экипаж которой, кроме одного погибшего, был взят в плен. Во время Битвы за Британию 20 июля 1940 года при сопровождении конвоя CW7 был атакован немецкими пикировщиками Junkers Ju 87 Stuka в Дуврском проливе. Получил попадание в машинное отделение. Затонул при буксировке. Во время атаки погиб один из моряков, зенитчики эсминца сообщили об уничтожении трех "штук". Немцы подтвердили две потери, но от действий британских истребителей.
“Acheron” 20 июля 1940 года у мыса Святой Екатерины подвергся нападению немецких пикировщиков и получил 9 попаданий. Во время ремонта 24 августа сильно пострадал от бомбежки верфи в Портсмуте-двое погибших, трое раненых, повреждена корма. На службу вернулся лишь в ноябре-и только учебно-артиллерийским кораблем(сказывалась ненадежность силовой установки). В декабре вышел на испытания и 17 декабря 1940 года у о. Уайт напоролся на мины, выставленные люфтваффе.
Эсминец затонул в течение четырех минут, унеся на дно 196 членов экипажа и рабочих верфи, которые находились на борту во время испытаний. В живых осталось всего 19 человек.
“Arrow” в 1943 году участвовал в операции "Хаски", высадка на Сицилии. 4 августа 1943 года рядом с ним на рейде Алжира загорелся транспорт с боеприпасами "Fort la Monti". Эсминец пришел на помощь , но после взрыва транспорта был сильно поврежден. Экипаж потерял 34 человека убитыми и 70 ранеными. В сентябре поврежденный корабль отбуксировали в Таранто, но восстановление оказалось нецелесообразным. В 1949 году его разобрали на металл.
“Boreas” вместе с "Brilliant" 25 июля 1940 года возле Дувра был атакован немецкими Junkers Ju 87 Stuka. Двумя попаданиями в мостик были убиты один офицер и двадцать членов экипажа. Прямым попаданием уничтожено котельное отделение, корабль потерял ход и 4 месяца ремонтировался. Эсминец был передан в аренду Королевскому флоту Греции 10 февраля 1944 года и вновь введен в строй 25 марта как «Саламин». После войны он использовался в качестве учебного корабля, а 9 октября 1951 года на Мальте был возвращен Королевскому флоту. 15 апреля 1952 года его на буксире привели в Росайт на разбор.
"Beagle" всю войну прослужил в охранении конвоев, в том числе арктических.
"Active" в марте 1942 года при оккупации французской колонии на острове Мадагаскар вместе с эсминцем "Panter" потопил вишисткую подводную лодку "Morge". 8 октября 1942 года "Active" потопил немецкую подводную лодку "U 179", а в мае 1943 года итальянскую подводную лодку "Leonardo da Vinchi".
"Antelope" 25 февраля 1940 года потопил немецкую подводную лодку "U 41". В августе 1941 года в составе соединения эвакуировал с острова Шпицберген норвежских и советских шахтеров. В июне 1943 года потопил у Бужи (Алжир) итальянскую подводную лодку "Tritone".
"Anthoni" в начале 1944 года во время перехода в Англию у Танжера потопил немецкую подводную лодку "U 761".
"Brilliant" в ноябре 1942 года участвовал в операции "Торч", 1 ноября потопил французское авизо "La Surpise".
"Bulldog" 9 мая 1941 года южнее Исландии вместе с эсминцем HMS Broadway и корветом HMS Aubrietia глубинными бомбами заставил всплыть немецкую подводную лодку "U 110", которой командовал капитан-лейтенант Лемп, потопивший 3 сентября 1939 года лайнер "Atenia". Однако заложенные немцами при эвакуации заряды не сработали. Осознав это, Лемп вплавь попытался вернуться, но либо замерз либо был пристрелен англичанами. На лодке британцы захватили целую "Энигму" и кодовые книги.
Канадцам вообще не повезло.
“Saguenay” 1 декабря 1940 года был поврежден торпедой с итальянской подводной лодки “Argo” в Северной Атлантике; затем получил сильные повреждения в ноябре 1942 года при столкновении с транспортом “Azara” у Ньюфаундленда. Эсминец восстановили частично и использовали только как учебный корабль.
“Skeena” во время тумана разбился при шторме в Хваль-фьерде в Исландии 25 октября 1944 года.
Три эсминца, “Acasta”, “Ardent” и “Achates” вошли в историю борьбы за северные моря. По ним будет отдельная статья.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам