Найти тему
Хохлов Сабатовский

Какие переходы использовать при монтаже?

Оглавление

Чтобы понять переходы, нужно стать переходом… так стоп, это не то начало, а вот!

Чтобы понять какие переходы при монтаже использовать, сначала нужно понять зачем их используют.

С помощью переходов можно выстроить логику повествования. Благодаря им, задаётся:

  • ритм
  • темп
  • направление движения
  • настроение
  • расположение в пространстве

Они практически всемогущий инструмент – самое заурядное действие, правильно разделённое переходами, может завораживать зрителя и удерживать у экрана.

Но с великой силой приходит и великая ответственность: необдуманное использование этой силы может превратить интересную историю в неперевариваемую кашу из шотов.

Каким должен быть переход?

  1. Незаметный – лучший переход, это тот переход, которого зритель не заметил!
  2. Уместный – думаю ты не станешь использовать переход «радиальные жалюзи» между кадрами эпичной перестрелки (хотя никто не запретит, если это была твоя тактика и ты ёё придерживался с самого начала).
  3. Запланированный – переходы как дети, все нужны и любимы, но лучше если ты заранее продумал, где и как они будут (желательно ещё до съёмки видео).
  4. Тот, который хочешь именно ты – твой собственный стиль никто не отменял, неважно какой переход, если в нём узнаётся стиль автора.

Классические переходы

  1. Стык в стык – переход без перехода, как бы абсурдно это не звучало. Один фрагмент видео сменяется другим сразу, без каких-либо изменений и эффектов.
  2. Переход в действии – если у тебя есть два видео одного действия, но с разных ракурсов, то переход между ними лучше всего делать в момент, когда совершается движение, а не в паузах между ними. Например, в одном кадре мы видим, как боксёр ударяет грушу, и именно во время удара нужно перейти на следующий кадр в котором есть тот же удар.
  3. Резкая смена кадра (Jump cut) – грубо говоря это вырезание пауз между действиями. Самый распространённый пример – разговорные видео блогеров, в которых вырезается лишние «бе-ме-ээ-аа». Чаще всего совмещается, либо со сменой ракурса, либо со сменой крупности плана (иначе джамп кат слишком заметен).
  4. L-переход и J-переход (L Cut & J Cut) – при L-переходе звук предыдущего кадра продолжается на следующем, при J-переходе наоборот. Это создаёт ощущение продолжения или предвосхищения действия. Например, кадр, где идут люди с сумками и появляется звук поезда, а в следующем кадре к перрону подходит поезд.
  5. Параллельный монтаж – поочерёдно показывается 2 разных действия, которые чаще всего сталкиваются в финале.
  6. Перебивки – кадры показывающие, что происходит вне сцены и действия. Используется для придания атмосферы.
  7. Совмещение (Match cuts) – переход осуществляется через схожесть форм разных объектов. В первом кадре мяч, во втором на его месте луна например.
  8. Клиповый монтаж – чаще всего ритмичная нарезка под музыку самых ярких моментов истории, пропуская всё остальное.
  9. Растворение или затухание – всё очень просто, либо один кадр растворяется в другом, либо кадр растворяется в чёрный экран, а следующий кадр появляется из чёрного. Но с этим переходом будь аккуратнее, не используй его часто в одном ролике. Исключением, пожалуй, будут трейлеры, там этот переход может применяться много раз.
  10. Который тебе понравился – увидел, нашёл как делать, применил. Не бойся экспериментировать, используй новые для тебя переходы и смотри, как они сочетаются со всем остальным. Только на практике ты поймёшь где и что применять.

Запомни: переход – это скорее явление, нежели объект.

Поэтому для правдоподобности перехода нужны определённые условия – дождь же не пойдёт с безоблачного неба.

А волшебного перехода, который можно вставить между совершенно не сочетаемыми кадрами, как и пилюли от всех болезней, не существует.