Представьте, что вам 36 лет и вы – королева, ведущая самостоятельную политику, к тому же, самая богатая женщина в Европе. Неплохое начало, неправда ли?
Вы – дважды супруга двух сменивших друг друга монархов и дважды королева Франции.
Вы – мать двенадцати детей, девять из которых умерли при рождении или в первый год жизни, и только одна дочь дожила до преклонных лет.
Вам всего 36. Но ваша жизнь, вместившая так много, уже подошла к последней черте.
Анна, дочь герцога Бретани Франциска II и Маргариты де Фуа, с детства воспитывалась как наследница герцогства, так как сыновей у Франциска и Маргариты не было. Гувернантка, знатная бретонская дама Франсуаза де Динан, учила девочку латыни, греческому, французскому, риторике и логике, не пренебрегая светским образованием: Анна умела также вышивать и плести кружева. В пении, танцах и музыке наставником стал придворный поэт Жан Мешино.
У светловолосой миловидной девушки одна нога была короче другой, следствием чего явилась хромота. Чтобы сделать её менее заметной, Анна носила обувь, имеющую более высокий каблук на короткой ноге.
Бретань в те времена являлась самостоятельным государством, имевшим собственную систему правосудия, казну, армию, а значит, могла вести войны, заключать мирные договоры, определять внешнюю политику с помощью своих дипломатов. Франциск II не хотел, чтобы Бретань была поглощена Францией, и, чтобы укрепить позиции герцогства, искал мужа для дочери, который мог бы противостоять могущественному соседу.
Брак с королём Германии и императором Священной Римской империи Максимилианом Габсбургом, заключённый заочно, продлился ровно до момента, когда Ренн, осаждённый войсками Карла VIII, пал. Вместе с Ренном сдалась на милость победителя и находившаяся там 14-летняя правительница Бретани.
Несмотря на протест австрийских послов, ссылавшихся на то, что Анна уже замужем за Максимилианом, а Карл, что характерно, помолвлен с дочерью Максимилиана, Маргаритой Австрийской, бракосочетание всё-таки состоялось.
8 февраля 1492 года Анна приняла помазание и была коронована как королева-супруга в Сен-Дени, а незадачливая невеста Карла, Маргарита, отправлена к своему отцу. Однако получив королевский титул, Анна потеряла наследственный герцогский титул Бретани: запрет был наложен её супругом, который сам претендовал на него.
Дзаккария Контарини, венецианский посол, так описывал внешность королевы в 1492 году: «Королеве семнадцать лет, она небольшого роста, тонка и заметно хромает на одну ногу, хотя и носит обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть недостаток. У неё хороший цвет лица, и она весьма миловидна. Острота ума примечательна для её возраста, и стоит ей решить что-нибудь сделать, она стремится этого добиться любым способом и любой ценой. Она ревнива, и чрезмерно страстна к его величеству королю, так что уже давно очень редко так бывает, чтоб супруга его не спала с ним вместе, и так успешно это получается, что каждые восемь месяцев она бывает беременна».
За семь лет брака – семь беременностей, только пятеро детей родились живыми, и все они умерли в раннем детстве. Больше всего венценосные родители скорбели о дофине Карле-Орлане. Мальчик рос здоровым и умненьким, но в возрасте трёх лет заболел корью и умер.
Карл и Анна, обожавшие сына, были безутешны. Это горе превратило молодую королеву из цветущей, румяной молодой женщины в иссохшую и измождённую тень самой себя.
В 1498 году Карла VIII настигла нелепая смерть: находясь в замке Амбуаз и ударившись лбом о косяк низкой двери, король получил черепно-мозговую травму, впал в кому и через 9 часов скончался. Поскольку у несчастного монарха не было наследников, то, согласно салическому закону, трон перешёл герцогу Людовику Орлеанскому, который стал королём Людовиком XII.
Преемник унаследовал не только корону, но и супругу. Несмотря на то, что Людовик был женат на Жанне Французской, развод получить было несложно: супруги состояли в близком родстве (являлись троюродными братом и сестрой), к тому же, этот брак был бездетным.
Бракосочетание Людовика XII и Анны Бретонской состоялось 8 января 1499 года. Белый свадебный наряд герцогини – совершенно нехарактерного для Европы цвета, поскольку белый считался цветом траура – поверг всех в изумление. Однако именно с этой свадьбы взяла начало традиция, согласно которой невесты облачались в белые подвенечные платья.
В том же году родилась Клод Французская, дочь Людовика и Анны – первая, пережившая младенческий и детский возраст.
Людовик XII, в отличие от Карла VIII, не относился столь ревностно к стремлению супруги сохранить суверенитет Бретани и герцогский титул, поэтому Анна вернулась на родину и с этого момента все указы, касавшиеся Бретани, издавались от её имени.
Людовик XII вошёл в историю как справедливый, великодушный и добросердечный правитель: он предпринял ряд мер для улучшения судопроизводства, урегулировал отношения между крестьянами и феодалами, облегчил налоги, за что получил прозвище «Отец народа».
Анна была умна, образованна и с юных лет радела о независимости Бретонского герцогства от французской короны. Не оставляя намерения укрепить мощь Бретани и вырвать её из цепких лап Французского государства, она начала переговоры о браке своей старшей дочери Клод с Карлом Люксембургским из династии Габсбургов – внуком того самого Максимилиана Австрийского, который когда-то стал её «заочным» мужем – правда, ненадолго.
В случае, если у Людовика и Анны не оставалось наследников мужского пола, Бретань переходила к Габсбургам, что значительно поумерило бы аппетиты Франции. Однако чаяниям королевы не суждено было исполниться: помолвке Карла и Клод решительно воспротивился Людовик XII, у которого были свои планы на брак дочери.
Увы, в Средние века с чувствами не считались: наследники короны становились простой разменной монетой в политических играх и пешками в руках своих родителей, двигающих их как фигуры на шахматной доске, чтобы обыграть противника и урвать свой куш власти и влияния.
Королева, в свою очередь, резко отреагировала на брачные намерения царственного супруга в отношении дочери, пригрозив, что, если Клод не выйдет замуж за Карла Люксембургского, она будет лишена наследства в пользу младшей сестры Рене, родившейся в 1510 году.
Опасения королевы Анны, увы, оправдались: трое сыновей, рождённых в этом браке, умерли при рождении либо в первый год жизни. А Клод так и осталась незамужней до конца дней матери.
К исходу 1513 года здоровье Анны сильно ухудшилось: королева давно страдала от камней в почках, а кроме того, была истощена чередой беременностей и выкидышей. 9 января 1514 года она скончалась в замке Блуа.
Пышные похороны продолжались сорок дней (даже похороны супруга, Карла VIII, заняли всего 23 дня). Тело Анны Бретонской упокоилось к королевской усыпальнице часовни Сен-Дени.
Читайте также:💦
Сердце, согласно её завещанию, было заключено в золотой реликварий, увенчанный короной из лилий и клевера и украшенный эмалью, и доставлено в Нант, где находилось в кармелитском склепе рядом с могилой родителей, пока не было перенесено в нантский собор святого Петра.
Правда, ныне реликварий пуст: В 1793 году, в период Великой французской революции, он был выкопан по приказу Конвента, сердце выброшено, а драгоценный сосуд конфисковали и отправили на переплавку. Реликварий удалось спасти, и после реставрации он находится в нантском музее Добре.
Анна запомнилась не только как самостоятельная правительница, искушённая в политике, но и как ценительница прекрасного, покровительница искусств и музыки.
С её именем связывают два шедевра: так называемые «гобелены с единорогами», которые она заказала к своей свадьбе с Людовиком XII, и великолепную рукописную книгу – «Большой часослов Анны Бретонской», иллюстрированный Жаном Бурдишоном.
Людовик XII пережил Анну менее чем на год. Он снова женился – на юной и прекрасной Марии Тюдор, но наследников в этом браке также не было.
Клод Французская была выдана замуж согласно его воле за Франциска Ангулемского, который после смерти короля наследовал ему как Франциск I. Бретонское герцогство окончательно утратило самостоятельность и перешло во власть Франции.
«В этом маленьком сосуде из чистого золота покоится величайшее сердце, которого ни у какой дамы на свете не бывало; Её имя было Анна, дважды королева во Франции, Герцогиня бретонцев, царственная и самовластная», – гласит изящная гравировка на реликварии, когда-то хранившем мужественное сердце хрупкой женщины.