В 1653 году патриарх Никон взялся исправлять старину. Среди прочего он приказал заменить троеперстное крестное знамение двуперстным. Это положение стал основным пунктом спора между старообрядцами и официальной церковью.
Раскол в XVII-XVIII веках несколько раз переходил в гражданскую войну. Социальной базой раскола стало казачество и купечество.
В Сибирь в XVII в. был сослан неистовый Аввакум, лидер старообрядчества. Сюда же, на удалённую от центра территорию, богатую природными ресурсами, отправились раскольники. Кто-то добровольно, кого-то ссылали.
Но они не роптали, наоборот, активно включились в экономическую деятельность, что обеспечило их связь с городом.
Часть енисейских предпринимателей, как и в Сибири в целом, выходцы из старообрядческих семей.
Семьи эти были большие, крепкие, ведущие аскетический образ жизни, что позволяло накопить деньги и выбиться в купеческое сословие.
Старообрядцы не предавались страстям и слабостям, не проматывали деньги на выпивку, карты, продажных женщин...
Семьи не разделялись, и поэтому имущественный раздел их не затрагивал.
Старообрядцы были очень консервативны в социальной жизни и быту. В семье обучали читать и писать, в домах были библиотеки.
По тем временам крестьяне-старообрядцы были более грамотными, чем представители других сословий, уступали только духовенству.
Так, купцы Грязновы вышли из крестьян, живших в Енисейске с XVII века. Ефим Грязнов в 1869 году был даже избран городским головой.
Старообрядцы несли в Сибирь твердость духа, трудолюбие и ответственность.
В Сибири не было крепостного права в привычном понимании, не было наследного дворянства. Здесь сложилась веротерпимость к различным религиям.
Значительное количество старообрядцев проживало в Сибири.
В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни.
Жили староверы замкнуто, но своей хозяйственной деятельностью приносили пользу государству. Их наблюдательность и смекалка умелых земледельцев, трудолюбие имели большое значение в освоении Сибири.
Потомки старообрядцев в дальнейшем внесли большой вклад в развитие российской культуры.
Селились староверы в основном в деревнях. Те, кто придерживался более строгих направлений, искали приют в таежной глуши и скитах на севере.
Отдаленный уголок Большемуртинского района Красноярского края привлек внимание старообрядцев.
Село Межово окружают холмы, которые в народе получили название «Староверские горы».
Старожилы помнят семью Сориных, в которой затворниками жили две сестры и брат. Они не выходили замуж и не женились, может быть, потому, что им нельзя было с «мирскими» заводить семьи, а староверческих семей поблизости не было.
Староверы жили за ручьём у подножия холмов. Этих домов уже давно нет.
Бабушка по отцовской линии Маскадыновой Любови Андреевны Лысова Фёкла Тимофеевна была из старообрядцев. «Помню, что бабушка была женщиной высокого роста, всегда ходила в платке, староверы не ходили с непокрытой головой и с голыми руками и ногами. У бабушки, была длинная юбка и розовая кофта, обшитая кружевом ручной работы, с множеством мелких пуговиц, в этой одежде она выходила замуж и в ней же её хоронили. Ещё помню, у бабушки было крепкое хозяйство, и у неё была единоличная посуда. Больше, к сожалению, ничего не знаю, в то время я была очень маленькой».
Дома староверы строили основательно, на века. К посуде относились очень щепетильно, не позволяли есть из нее «мирским» людям.
В 1998 году, при создании озера возникла необходимость в песчаном дне, для этой цели был разрыт бульдозером первый холм. Когда дошли до определённой глубины, обнаружили очень давние захоронения. Там находились могилы женщины и мужчины, это определили по скелетам, которые случайно были разрыты. У женщины была рыжеволосая длинная коса, при ней была небольшого размера иконка и монеты, которые на сегодняшний день неизвестно где находятся. По скелету было видно, что мужчина был высокого 2-х метрового роста. И ещё говорили о том, что могилы находились одна над другой, что показалось необычным. Дальнейшие раскопки прекратились.
Свидетельства жителей села и находки дают основания считать, что на холмах было образовано первое, и, пожалуй, единственное в наших местах поселение староверов.
У некоторых межовцев старообрядческие корни, но обычаи своих предков они не соблюдают. Возможно потому, что отгородить себя от окружающего мира стало невозможным и ненужным.
Но все лучшее, что несет старообрядческая среда: традиционный семейный уклад, трудовое воспитание, когда труд - это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать.