Отношения с Ногайской Ордой были приоритетом политики России времен Ивана Грозного. Орда, располагавшаяся восточнее современной Астрахани, была или фактором русского влияния на юге, или источником опасности – в зависимости от обстановки. Когда вскоре после Казани пала и Астрахань, границы России сомкнулись с границами Орды. Теперь важно было обеспечить лояльность покоренных территорий, сотрясаемых восстаниями. К тому же Россия и Орда одно время затевали совместную интригу против Крыма. Москва была заинтересована в том, чтобы люди из Орды, зашедшие в дружбе с Россией настолько далеко, что вовсе перебазировались в ее пределы, нашли бы здесь хороший прием.
Однако, “Ногайского княжества” в его “касимовском” варианте в Романове никогда не было. Во-первых, они появились на карте России совершенно по-разному. Если Касимов был вырван татарами у русских после того, как они заполучили в плен Василия Темного, то Романов отдали ногайцам добровольно, из соображений высшей политики.
Но ногайский бий Ибрагим поссорился с опричником Романом Пивовым, который настрочил на него донос напрямую Ивану Грозному. Возможно, Роман был наследным владетелем города Романова, и ему не понравилось, что к нему приехали какие-то ногаи. Боясь царского гнева. Ибрагим в 1570 году бежал к польскому королю.
Наследником Ибрагима стал его брат Эль. Иван Грозный в своем завещании особо просил сына Федора: «А держи Романов, сын мой, за ногайскими мурзами; а отъедут или изведутся, ино Романов сыну моему», то есть самому Федору. Федор выполнил наказ, только несколько раз писал ногайцам, прося не оскорблять религиозных чувств православного населения. Что это были за “оскорбления”? Например, много позже один знатный ногаец в пост съел вместе с православным священником гуся. Об этом узнал сам царь. Ногайцу (а не священнику!) грозила такая опала, что тот поспешил креститься.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
К Элю и его сыновьям постепенно стали подъезжать другие ногайцы, не связанные с ними родством. Эти люди поступали в услужение своим более знатным сородичам. Ногайцам выделили для поселения территорию возле города, где они создали свою, отдельную слободу. По другим источникам, Эль и его мурзы, владея землями в окрестностях города, в самом городе имели по “дворцу”. Официально Эль имел право “управлять” своим “княжеством”, а также брать с него “ясак” (то есть налоги). Фактически Эля держали в Романове, как в золотой клетке. В 1606 году с ним разговаривал один шведский дипломат. Эль жаловался, что он “прибывший сюда добровольно лет 40 назад, вряд ли увидит свою отчизну”. Его жалобы прервал русский пристав, который, видимо, постоянно сопровождал этого “бия”, как соглядатай.
Эль умер в 1611 или в 1612 году. Ему наследовал сын, мирза Сююш, право которого подтвердили сначала вожди Ополчения, а потом и царь Михаил Романов. Но это уже другая история.
По Е. Арсюхину и Н. Андриановой
Предыдущие статьи по теме: "Столица вятичей и Пиковая дама", "Военный характер города", "Интрига глохла-глохла, но не заглохла", "Царь имел на собе одеянье плохое...", "Откуда есть пошла русская земля", "Ордынская тактика русского войска", "Кого колонизировали ярославцы"? "Который из Романов основал Романов?", "Жителям правого берега нельзя делать то, что можно жителям левого берега"