Найти тему
Польша NEWS

Усадьба в Wielgolesie

Прежде чем Wielgolas «принял» свое нынешнее имя, он много раз менял его. В 16 веке он назывался Vyelkilasz, Wielkij Lasz и Wielkilas, в 17 веке это был Wielkilasz и даже некоторое время Wielgolas, а в 18 веке это были Wielkolas и Wielgolasz. Все эти названия относились к большому лесу, который в то время окружал эту маленькую деревню. С 1526 года, когда близлежащий городок Латович стал столицей небуржуазных старост, Wielgolas, в котором уже имелась небольшая усадьба для управляющего местной фермой, стал частью Латовицких старост, которые были частью приданого Королевы Боны, а затем Анны Ягеллонкм и Констанции Габсбургской. В более поздние времена он принадлежал к землям королевского стола, и ферма wielgoleski играла важную роль в этих владениях.

В середине 18 века, когда князь Александр Август Чарторыйский (1697-1782) был старостой Латовиц и все имения в районе старосты принадлежали ему, в Wielgolesie был построен дворец. Однако мы не знаем, кто был его дизайнер и как он выглядел. В 1790-1791 годах, когда сын Александра Августа, Адам Казимеж отец Чарторыйский (1745-1835), дворец претерпел капитальную реконструкцию. После падения Ноябрьского восстания все имения Латовице стали государственной собственностью. В 1837 году генерал-лейтенант русской армии Ежи Фаншаве выкупил из казны Польского королевства большую часть имения Латовице, в том числе и ферму wielgoleski. За эту собственность, состоящую из нескольких земель и не менее десяти деревень, он заплатил 429 872 польских злотых. Имея такие обширные поместья, он решил поселиться в их центре, на месте, соответствующем его статусу. Поскольку дворец Чарторыйских уже существовал в Wielgolesie, достаточно было его отремонтировать или полностью перестроить в соответствии с общим вкусом.

-2

Построено кирпичное сооружение неправильной формы, в плане вытянутой прямоугольной формы, в западной части одноэтажное, крытое трехскатной крышей, а в восточной части - двухэтажное, крытое вальмовой крышей, с авангардом корпус в парадном и садовом фасаде, а также трехэтажная четырехгранная башня, покрытая шатровой скатной жестяной крышей. В нем есть резервуар для воды.

-3

Перед фасадом первого этажа на его восточной крайней оси был возведен портик с шестью тосканскими колоннами, поддерживаемыми только антаблементом. Под портиком находилась парадная входная дверь во дворец с узкими трехстворчатыми окнами по бокам.

-4

Подобный портик с двумя парами тосканских колонн предшествовал западному фасаду. Его разместили на высокой террасе, с которой можно было спускаться в сад по одиннадцатиступенчатой лестнице. Все углы были закрыты капотами, окна в обеих частях были прямоугольными, со скромным обрамлением.

-5

Дверь парадного входа вела в большой холл. Справа от него была столовая, слева кабинет и кабинет. Внутренняя планировка была двухкамерной. В саду, сразу за холлом, находился холл, а справа от него - большой холл и комната библиотеки. На втором этаже этажной части расположены спальни, детские комнаты и гостевая. В подвале есть кухня, постирочная, каток и комната для прислуги.

-6

Дворец окружает парк, оформленный в ландшафтном стиле, с многочисленными коренными старыми деревьями, прудами и водотоками, через которые построены романтические мосты.

-7

Возможно, строительство дворца привело к финансовым затруднениям Ежи Фанша, потому что в 1854 году он попросил ссуду у Общества земельного кредита и продал несколько ферм и деревень (Dąbrówkę, Strachomin, Wężyczyn и Żebrówkę), принадлежащих имению wielgoles. В 1859 году сын генерала Ежи Фаншаве-младший купил оставшееся имущество у своего отца за 120 000 рублей серебром, или около 800 000 польских злотых. У сына генерала тоже были финансовые проблемы, он влез в долги, и вскоре кредиторы начали его преследовать. Чтобы избавиться от этих неприятностей, Wielgolas в 1862 году продал Яну Ордендзе из Goniwlika за 141611 рублей серебром, то есть 994076 польских злотых. Новый хозяин быстро избавился от нажитого имущества, так как у него не было рук для работы на сельскохозяйственных угодьях площадью более 1000 га, продав их в 1870 году Леону Кадову из Малинина за 125000 рублей серебром.

-8

Леон Кадов также не смог справиться со своими финансовыми проблемами и в 1874 году он продал большую часть имения wielgoles (Budy Wielgoleskie, Chyżyny, Kamionkę, мельницу и трактир в Wymyśle, мельницу в Ptakach и карчму в Transborze). Он также позаимствовал у своего сводного брата - Яна Гольца. Когда он умер бездетным в 1877 году, тот же Ян Гольч унаследовал Wielgolas, а после него - его сын Владислав. После смерти Владислава в 1904 году его сын, Тадеуш Войцех Александр, должен был стать наследником имения Wielgolas, но он был еще несовершеннолетним, поэтому имением управляла его мать и жена Владислава Гольча - Отылия Гольцова. Так как ее также преследовали серьезные финансовые проблемы, она заняла 70 000 рублей у Людомира Людвика Вылежиньского. Несмотря на эту ссуду, она не смогла защитить свое имущество от аукциона, и в результате в марте 1905 года оно перешло в руки Богдана Вылежиньского, сына Людомира Людвика.

Богдан Вылезинский (1877-1962) с герба Тжаска, женатый с 1918 года на Целине Лешновской (1893-1955) из собственного герба, стал последним наследником 613 гектаров поместья wielgoles до начала Второй мировой войны. Он начал не только обрабатывать землю для выращивания четырех основных видов зерновых, картофеля, сахарной свеклы и кормов, но и разводить крупный рогатый скот, овец и лошадей. Его стада коров и овец насчитывали несколько сотен голов. Он оказался очень хорошим фермером и достиг такого дохода, который позволил ему расширить хозяйственные постройки, которые включали два амбара, коровник с более чем 300 голов крупного рогатого скота и овчарню, две конюшни, кузница. Он также обновил дворец и привез стильную мебель: для гостиных - в стиле ампир и бидермейер, а для столовой - набор гданьской мебели.

-9

Богдан Вылезинский не только заботился о своем состоянии, он много времени занимался общественной работой. В течение 27 лет он был командиром Добровольной пожарной команды в Wielgolesie, чуть короче президентом надзора за школой и мировым судьей в Минске Мазовецком и Луковце.

Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты разрешили ему заниматься сельским хозяйством в Wielgolesie, вероятно, ему пришлось заплатить им некоторую дань. Однако после окончания войны его имущество по указу о земельной реформе от 6 сентября 1944 года перешло в собственность государства и было поделено между мелкими землевладельцами и безземельными крестьянами. В 1945 году во дворец были переведены начальная школа и полицейский участок, который не пострадал во время войны. После ремонта в 1958-1960 гг. он был передан Громадскому национальному совету. Здесь также есть библиотека и кабинет врача. После повторной реконструкции в 1970 году весь дворец стал резиденцией сельского оздоровительного центра. Примерно через двадцать лет центр переехал в новое здание, и дворец опустел. В 1996 году весь дворцово-парковый комплекс снова был взят в частные руки и таким образом вернулся в прежний вид - и дворец, и парк площадью 8 гектаров.