Найти в Дзене
Найди свой Дзен

Куда пропали панки и эмо и при чем тут интернет

Оглавление

Как выглядели улицы городов буквально 15 лет назад? Около подъезда собирались эмо и слушали Tokio Hotel с телефона, не давали спать кричащие под окнами панки и пугали мрачные готы в шипованных ошейниках.

Но потом все они куда-то исчезли, а новых субкультур будто бы и не появилось. Или мы просто их не замечаем? Вместе с Ильей Стоговым разбираемся, какими субкультуры были раньше и можно ли быть неформалом так, чтобы об этом никто не знал, даже родители.

Илья Стогов — писатель, журналист и телеведущий. Автор книг про субкультуры «Рейволюция. Роман в стиле техно», «Грешники», «Четвертая волна».

Субкультуры в СССР: антисоветские элементы и «бунтари в лохмотьях»

После Второй мировой войны у людей появились время и деньги на самовыражение. В СССР было много субкультур, которые возникли под влиянием западной культуры и были тесно связаны с музыкой: стиляги, хиппи, панки, рокеры, металлисты. Они протестовали против политики советского государства: все «скованы одной цепью», выделяться нельзя, а кто выделяется — тот антисоветский элемент.

Во времена перестройки контроль со стороны государства ослаб — а очень странно противостоять системе, которая ничего не имеет против тебя. Поэтому к 90-м годам акцент в субкультурах окончательно сдвигается на желание слушать определенную музыку и принадлежать «тусовке». Особенно популярны в то время стали рейвы — вечеринки с электронной музыкой, отрывом, безбашенным оформлением и костюмами.

Когда рухнул железный занавес, Питер наравне с Берлином стал «тусовочной» столицей. На это было сразу несколько причин: недорогой город, классные модные тусовки и исторические полуразрушенные декорации — эдакая одна большая постапокалиптическая вечеринка. В город съезжались толпы людей, в том числе мировые знаменитости.

Илья Стогов: Я один раз вечером шел, думаю, выпью-ка кружку пива. Зашел в бистро — а там за одним столом сидел Брайан Ино, лучший в мире саунд-продюсер. Человек, которого Мадонна пыталась привлечь к работе, а он отказался. Он тогда здесь жил, даже квартиру купил.
За другим столом сидел Брюс Стерлинг — американский писатель, изобретатель стиля киберпанк. За третьим столом сидел Нил Теннант из группы «Пет шоп бойс», который тоже здесь жил, а за четвертым столиком сидел я.

Рейверское движение вспыхнуло и разгорелось ярко, породив еще одну субкультуру, но уже полностью завязанную на внешнем проявлении. Бесконечный праздник жизни, яркая кислотная одежда, эпатажность — отличительные черты этой волны. Кстати, рейверы — одна из немногих субкультур, доживших до наших дней, но сохранившаяся по большей части за рубежом. А вот так выглядели российские рейверы 90-х:

2007-й: год, когда в России молодежь резко стала неформальной и покрасила волосы в черно-розовый цвет

В нулевые государству не было никакого дела до субкультур, но многие подростки продолжали заявлять через них: «Я не такой, как все». К 2007 году странно выглядящих молодых ребят внезапно стало много. Особенно выделялись эмо — ребята с длинными челками в черно-розовой одежде.

Так выглядели типичные эмо-бои и эмо-герлы: длинная косая челка, падающая на глаза, пирсинг, подведенные глаза и черно-розовая одежда
Так выглядели типичные эмо-бои и эмо-герлы: длинная косая челка, падающая на глаза, пирсинг, подведенные глаза и черно-розовая одежда

2007-й — год расцвета эмокора

По словам Александра Красовицкого, солиста группы Animal ДжаZ, для многих музыкантов в то время качество музыки отошло на второй план. Ставку делали на внешний вид — длинную косую челку, черно-розовые кеды и значки с черепами.

Молодежи хотелось быть похожими на своих кумиров, носить такую же одежду и прически. В тусовках появилось много «позеров» — людей, которые стали эмо из-за моды и эпатажа.

Субкультуры стали массовыми в том числе из-за распространения интернета

Раньше, чтобы узнать о субкультуре и влиться в тусовку, нужно было заморочиться: найти информацию о субкультурах → понять, что вызывает у тебя отклик, → выяснить, где собираются единомышленники, → влиться в тусовку.

С появлением интернета все стало куда проще: узнал в Сети о субкультуре, нашел во ВКонтакте паблик «Эмо-киды Воронежа», познакомился с ребятами — готово, ты эмо-бой. А если в городе не устраивали сходок, можно было общаться с такими же «эмарями» в аське — тоже погружение в комьюнити.

Пару лет спустя: куда исчезли эмо, панки и готы после 2007-го

Как бы банально это ни звучало, представители субкультур просто выросли.

Весело быть эмо или панком, когда тебе 16-18 — свободного времени много, а сил на самовыражение и тусовки полно. Можно покрасить голову в красный цвет, поднять ирокез пивом, носить клепаный ремень и ходить по кладбищам — самовыражайся на здоровье.

В 25 неформалом быть сложнее. Но идейные люди остаются верны своим принципам до сих пор: их немного, выглядят они не так кричаще, но продолжают выражать что-то свое. Они так же играют в рок-группах, но уже колесят по городам, также посещают тусовки, но уже в качестве владельцев клубов, кто-то открыл свой лейбл, а кто-то на заказ обрабатывает металл-треки.

А вот «позеры» из субкультур вышли буквально за пару лет. Взрослеющие подростки остепенились, оставив эстетику эмо и готов в ностальгическом прошлом. Поэтому примерно к 2009 году субкультуры перестали быть массовыми — а все, кто был в них ради моды, нашли себе другую модную игрушку.

Рокером быть немодно: сегодня в тренде бандитская романтика и Южная Корея

По мнению Ильи Стогова, из-за появления интернета всё приобретает новые формы — даже субкультуры. Зачем тебе офлайн-ирокез на голове, если ты можешь взять себе ник «Ирокезистый подонок»?

Шипованный ошейник и черные тени на глазах — уже не протест. Каждый второй сейчас красит волосы в неестественные цвета, забивает «рукава», тянет тоннели и носит красные линзы.

Современные субкультуры можно разделить на два течения — те, кому важно только внешнее проявление, и те, кто больше заботится об идейности. Первые очень быстротечны и постоянно меняются — в интернете огромное количество трендов, и внимание молодежи не концентрируется на чем-то одном.

А еще вхождение в субкультуры сегодня очень фрагментарно. Ты можешь снимать ролик в TikTok с аниме-косплеем, а потом смыть макияж и пойти в школу. Геймеры, например, внешне вообще могут не выделяться. Эмо же всегда были эмо — и дома, и на сходке, и на уроке физкультуры.

В TikTok родились электронные подростки

В 2019 году в Сети появился «феномен электронного подростка». Его суть — в создании «цифрового образа»: он существует только в TikTok, а в реальной жизни блогеры выглядят как обычные люди. Девушки красят волосы особым образом — например, половину головы в розовый, а другую — в голубой. Сильно скульптурируют лицо и рисуют огромные стрелки. Парни тоже наносят макияж. Предпочитают вызывающую одежду и массивные аксессуары.

Винишки-тян — красивые и умные?

«Винишку» узнать очень просто: черные стрелки на глазах, круглые очки без диоптрий, высветленное или окрашенное в неестественный цвет каре. Из аксессуаров — томик Бродского или Кафки и бутылка вина в рюкзаке. Любят вести околофилософские (а иногда псевдоинтеллектуальные) беседы.

Кей-поперы — фанаты прекрасного и Южной Кореи

Особой символики и специальной одежды у них нет, но они часто подражают своим кумирам. Как и эмо, их объединяет любовь к музыке — ну и к Южной Корее заодно. Вместе собираются разве что на концерты, а для чувства комьюнити им обычно хватает интернета и тредов в Твиттере.

АУЕшники — подростки, влюбленные в бандитскую романтику

Они проповедуют «жизнь по понятиям» — по десять раз пересматривают «Бригаду», скупают на родительские деньги футболки с надписями «Воровскому жить и процветать вечно» и разговаривают на блатном жаргоне. «Комнатные» АУЕшники не имеют ничего общего с криминалом — это просто образ в интернете.

Оффники — современные гопники: преследуют сегодняшних неформалов

Они уже чаще выходят на улицы, а не просто постят мемы в духе «Жизнь ворам». Социологи считают, что это движение сформировалось благодаря футбольным фанатам — а потом его переняли некоторые подростки, желая самоутвердиться среди сверстников. Оффники часто ввязываются в беспричинные драки — например, пристают к странно одетым ребятам и просят «пояснить за шмот».

Сегодня оффники — одна из немногих субкультур, которые больше присутствуют в реальности, чем в интернете.

Это, конечно, далеко не все современные субкультуры. Но уже по ним можно сделать вывод: субкультуры циклично сменяют друг друга — и «на коне» та, что больше подходит современной молодежи для самовыражения. Вчера это были панки, сегодня — электронные подростки, а завтра будет новое модное или идейное течение.

А как вы думаете, субкультуры в последние годы получили новую форму или, наоборот, медленно умирают?