О визуальном языке фотографии заговорили после окончания Второй мировой войны. Именно тогда, глядя на множество разных снимков, скопившихся за годы бед и страданий и реванша справедливости, люди увидели массу эмоций, отразившихся на фотографиях. Фото перестало быть просто отражением действительности, задокументированной историей.
Конечно, и до войны были любители поснимать «интересно», но это были еще скорее чисто технические приемы.
В это время, людям, уставшим от войны и разрухи, американка Лилиан Бассман предложила немного иначе взглянуть на мир и на женские образы. Она сделали их более утонченными и возвышенными. Позже это направление в фотографии назовут абстрактным экспрессионизмом.
Фотограф показала женщину гармоничным сочетанием нежности, элегантности и невесомости. В то время это было новаторством.
Подобные тенденции стали наблюдаться и в итальянской фотографии. Все увидели, что с помощью объектива можно творить так же, как художник создает полотна с помощью кисти. Превращать реальность в фантазию, что есть необходимое и первое условие искусства, где сюжет не имеет значения – главное само произведение.
В фотографии развивался и свой собственный неореалистический язык, начало которому положил Луиджи Кроченци. Тогда это направление объединило фотографов, поставивших себе цель – изменить свою страну, поэтому языком фотографии стало изображение конкретного события. Это был язык новой реалистической эстетики.
Это направление положило начало документальной фотографии. К 1955 году тема устарела и на ее место пришла фотография Марио Джакомелли, который ввел в фотографию новую поэтическую тональность, словно погружающую в мир сновидений. Это были фоторассказы, с устранением лишних деталей и вводом чрезмерной контрастности. Часто это белый фон с одетыми в черное людьми. Позже фотограф стал чередовать черные и белые полосы.
В 60-е годы фотографы, наблюдая возникшее напряжение в обществе, попытались внести свою лепту в борьбу за чистоту окружающей среды, борьбу за демократию и борьбу против уродования городских пейзажей рекламной продукцией.
В языке фотографии появились образы нового индустриального города, где человек чувствует себя чужим и потерянным. Совсем по-другому смотрел на мир Франко Фонтана. Его работы были наполнены цветом, который позволял фотографу, подобно художнику, преобразить реальный пейзаж в воображаемую «сказочную страну».
Он как бы говорил людям – оглянитесь, не все так мрачно и однозначно в мире.
Таким образом в живописи выделились два полярных направления, охарактеризовавшие все это десятилетие: стремление к эстетическому идеалу, с одной стороны, и стремление к социальной направленности и фоторассказу, с другой.
В семидесятые годы фотография ставит перед собой задачу «схватывать душу» людей и вещей.
Параллельно появляется понятие, как fiction - трансформация времени и пространства, все это создает целую философию, когда мгновение уже не так ценно, а отснятое изображение – это нечто вечное.
Позже мир наводняет рекламная фотография, где выпячиваются определенные достоинства лейбла и манекенщицы. В сознание общества внедряется мысль о ценности однодневного идеала.
Как видим, языковых приемов у фотографов много, но все они помогает зрителю расширить представление о мире и дарят радость познания неведомого. И если автор снимка все сумел сказать своей работой и снимок не требует пояснений, то он овладел языком фотографии и может свободно общаться с любой аудиторией.
Подписывайтесь на наш канал, пишите в комментариях темы, которые вам было бы интересно читать и вопросы, которые вы хотите обсудить.