Когда я училась в девятом классе, я написала письмо Горбачёву Михаилу Сергеевичу, последнему Генеральному Секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Президиума Совета СССР, первому и последнему Президенту Советского Союза.
Нет, начать нужно раньше, иначе будет непонятно, почему я это сделала.
Сначала была Наташа Пожарская, умница и красавица, с которой мы учились в одной школе, только я в четвёртом классе, а она в девятом. Несмотря на разницу в возрасте, мы дружили. Я обожала Наташу за справедливость и решительность, за то, что она всегда заступалась за младших и за тех, кто слабее, и могла отбрить кого угодно, невзирая на должность. Если в коридоре слышался визг противной учительницы по рисованию и черчению Риммы Олеговны, это означало, что Наташа опять за кого-то вступилась. Наташа, в свою очередь, любила слушать мои детские истории и от души над ними хохотала. "Давай, ври дальше," — смеялась она, и я сочиняла очередную небылицу из нашей школьной жизни.
Когда Наташу выбрали одним из делегатов на ХIX съезд ВЛКСМ от Приморского края, многие удивились, но только не я. Это случилось в 1982 году. Для нашего маленького, затерянного в тайге, военного посёлка это было настоящим событием.
Возвращения Наташи ждали всем гарнизоном, с гордостью и нетерпением: одна из нас, в Москве, делегат — уму непостижимо!..
И Наташа не подвела: с сияющими глазами вернулась из Москвы и рассказала много интересного о поездке. Я помню, как в первый же вечер после её возвращения мы собрались у них дома, по-соседски. Мы жили в одном двухэтажном доме на восемь квартир, и все дружили семьями.
Взрослых в первую очередь интересовало, как она там, Москва, что есть в магазинах, как обстоят дела на улицах и вообще повсюду — словом, как люди живут. Наташа послушно отчитывалась: Москва огромная, красивая, везде порядок, в магазинах полно всего, люди живут хорошо.
Все делегации привозили в какой-то центральный магазин (ЦУМ?), разрешали выбрать одежду, чтобы делегаты нарядно, современно выглядели на съезде. Тогда в моду только-только вошли куртки-дутики, это был страшный дефицит, Наташа такую как раз и выбрала во время посещения магазина. А ещё привезла косметику и духи маме, индийское постельное белье (роскошь в эпоху тотального дефицита), модные пластмассовые клипсы и заколки для волос (пара заколок перепала и мне), несколько бутылок фанты и пепси-колы (невиданное чудо в наших краях) и даже торт (!). Через неделю пришла ещё большая посылка с книгами, среди которых была, например, книга рецептов, и у нас до сих пор хранятся фотографии этой книги, потому что купить такую в нашей глуши было невозможно, а переписать все рецепты от руки — нереально, и папа просто всё отфотографировал. В общем, сплошные сокровища, пещера Али-бабы! Да, на посылке была крупная надпись "Правительственная почта" или что-то в этом роде.
Ещё помню Наташин рассказ о гостинице, в которую поселили делегатов. Такого красивого здания она никогда не видела. Поразил её и сервис: пробегав целый день в одной блузке, она решила сдать её в стирку и была поражена, когда на следующий день ей принесли в номер белоснежную, накрахмаленную, шуршащую блузу, в которой она еле-еле узнала свою старенькую, застиранную одёжку.
Рассказывала Наташа и о встречах с известными людьми: артистами, спортсменами, космонавтами. Среди делегатов были Евгения Симонова, Тамара Гвердцители, в фойе ей удалось взять автограф у космонавта Алексея Леонова, артиста Сергея Юрского, на съезде выступали чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и легендарный лётчик Алексей Маресьев, ставший прототипом для главного героя книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Во время одного из заседаний в зал торжественно внесли Знамя Победы. Вносил его Герой Советского Союза Мелитон Кантария, который когда-то водрузил знамя на рейхстаг вместе с Михаилом Егоровым.
Мы долго сидели у Пожарских, пили чай с московским тортом "Птичье молоко" и разлитую по стопкам-напёрсткам, чтобы всем хватило, пепси-колу и слушали рассказы Наташи.
А после, когда взрослые разошлись, и мы остались с Наташей вдвоём, она призналась мне, что ей понравилось больше всего. Возможно сегодня её слова прозвучали бы странно, но больше всего ей понравились люди. Комсомольцы, с которыми она познакомилась на съезде.
Её поразило, насколько все они были искренними, самоотверженными, как у всех горели глаза — настоящие комсомольцы, не для галочки, не похожие на тех, кого она встречала обычно. И вот эти-то "настоящие комсомольцы, не для галочки" мне и запали в душу...
Продолжение здесь
Другие истории можно прочитать здесь, нажав на ссылки, выделенные синим цветом:
История о несостоявшемся юбилее
Постскриптум: дорогие мои подписчики, вот здесь я с огромной благодарностью раздаю вам подарки: