Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Вешние воды» Тургенева. Почему достойный мужчина превратился в жалкое ничтожество

Посмотрела фильм «Поездка в Висбаден» по повести Тургенева «Вешние воды».

Впечатления – самые хорошие. Тонкая, атмосферная экранизация классики. Пейзажи, костюмы, музыка – всё прекрасно.

Актёры играют превосходно. Наталья Лапина в роли Марьи Николаевны Полозовой неотразима. На мой взгляд, лучше бы никто не сыграл.

Она фантастически роскошна и притягательна. Следя за её игрой, понимаешь, почему Санин не устоял и позволил себя поработить. Перед такой женщиной устоять трудно. Красивая, умная, богатая. Свободная, искушённая, хитрая…

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна во время знакомства с Саниным.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна во время знакомства с Саниным.

И всё-таки у Санина был шанс устоять. Если бы он вовремя вспомнил… Нет, не о Джемме – о ней он и не забывал. И не о долге, а… о достоинстве!

Я писала об этом в статье: Лазурное платье Ларисы и похожие на него. Роковые ошибки Карандышева, сломавшие его жизнь.

Санин делает ту же роковую ошибку, что и Карандышев.

Он забывает, что для человека превыше всего – достоинство.

Никакая «большая любовь» или женщина не стоят потери достоинства.

Ибо, теряя достоинство, человек теряет себя. И за это наступает расплата. В виде окончательной потери достоинства, а то и сломанной жизни.

Что интересно? Ведь Санин - прекрасный человек. Он умён, бескорыстен, порядочен, честен и смел.

Помните сцену обеда в саду перед трактиром? Один офицер повел себя с Джеммой неуважительно и взял со стола розу, лежавшую перед ней. Её жених Клюбер струсил и решил уйти. А Санин подошёл к офицеру и назвал его дурно воспитанным нахалом.

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Санин и разгулявшиеся офицеры.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Санин и разгулявшиеся офицеры.

Нажимайте на картинки, чтобы увидеть их в большом разрешении!

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Санин отдаёт Джемме розу, которую он забрал у Донгофа.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Санин отдаёт Джемме розу, которую он забрал у Донгофа.

Санин стреляется с Донгофом, и тот признаёт свою неправоту. Панталеоне и Эмиль восхищаются Саниным. А Джема расторгает помолвку с Клюбером.

И вот, Санин помолвлен с Джеммой, которую горячо полюбил. Он решает продать имение и поступить на службу.

И тут происходит «счастливое» событие – встреча с пансионским товарищем Ипполитом Полозовым. Тот женился на дочери богатого откупщика. Санин едет в Висбаден в надежде продать ей имение.

«Дверь из соседней комнаты растворилась и на пороге появилась молодая, красивая дама в белом шелковом платье, с черными кружевами, в бриллиантах на руках и на шее – сама Марья Николаевна Полозова. Ее густые русые волосы падали с обеих сторон головы – заплетенными, но не подобранными косами».

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна.

Марья Николаевна едет обедать к графине. Ещё не вечер, а она уже в бриллиантах и вечернем наряде с декольте.

Это можно назвать нарушением условностей. Как и то, что, вернувшись с обеда, она переоделась в лиловую блузу – домашнюю одежду.

«Широкие рукава блузы скатились почти до самых плеч – и нельзя было не сознаться, что поза этих рук, что вся эта фигура была обаятельно прекрасна»…

Неприлично в присутствии постороннего. Но Марья Николаевна не нанималась следовать приличиям. Захочет надеть с утра платье с декольте – наденет.

И никто её не осудит. Будут восхищаться, завидовать, подражать…

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и Санин на прогулке.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и Санин на прогулке.

Правда, наряды для прогулок в 1840 году не были сильно закрытыми. Так что Марья Николаевна одета прилично, разве что ожерелье лишнее.

Наряды для прогулок, 1841 год.
Наряды для прогулок, 1841 год.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна в шляпе и ожерелье.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна в шляпе и ожерелье.

Происходит много такого, что должно насторожить Санина. Например, разговоры Полозовых.

«– Ах, как весело приказывать! Другого удовольствия на свете нет!

– Когда слушаются, – проворчал супруг.

– Именно, когда слушаются! Оттого-то мне и весело. Особенно с тобою. Не правда ли, пышка? А вот и кофе»…

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и её муж за обедом.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и её муж за обедом.

Марья Николаевна держится слишком развязно в присутствии Санина, с которым едва знакома. Она обращается с мужем пренебрежительно, заставляя гадать, что за отношения у этих странных супругов.

А потом начинает откровенно завлекать Санина. Вносит в их отношения интимность, рассказывает, почему вышла за Полозова - чтобы оставаться свободной и делать, что хочет.

А выходя из кареты, целует Санина в щёку.

Вот тут бы ему и дать дёру из этого Висбадена...

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и Санин  театре.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и Санин театре.

Санин, вроде бы, понимает, с кем связался. Называет Марью Николаевну про себя безнравственной женщиной…

Но после того, как его «допустили к телу», ломается и становится рабом порочной властной красавицы.

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна в амазонке для езды на лошади.
Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». Марья Николаевна в амазонке для езды на лошади.

Его унижения начались ещё в Висбадене. Но он всё-таки едет в Париж. Не просто "с этой женщиной". Он едет с ней и с мужем! До такого не опустился бы даже Карандышев из фильма "Жестокий романс".

«А там – житье в Париже и все унижения, все гадкие муки раба, которому не позволяется ни ревновать, ни жаловаться и которого бросают наконец, как изношенную одежду»...

«Вешние воды» – повесть не о любви. И не о предательстве любви. Эта повесть – о потере мужского и человеческого достоинства.

А отсюда уже и потеря любви, и потеря чести, и все остальные несчастья.

«Жестокий романс». Правда ли, что женщины предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?

«Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и её муж уезжают в Париж с Саниным.
«Поездка в Висбаден». Марья Николаевна и её муж уезжают в Париж с Саниным.

Другие мои статьи близкой тематики:

Носили ли замужние дамы 19 века розовые платья? В повести Тургенева Марья Николаевна появляется один раз в таком платье.

«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!