Тема Фолклендской (Мальвинской) войны вдруг неожиданно «зашла» народу, потому я решил продолжить ее развитие. В предыдущих статьях я коснулся двух эпизодов этой войны. Первый эпизод - гибель аргентинского крейсера «Генерал Бельграно», статья была написана в годовщину этого события, крейсер был потоплен 02 мая 1982 года. Сама статья вышла 04 мая, с некоторой задержкой, по определенным причинам.
Вторая статья была уже об акции возмездия аргентинцев, если так можно выразиться, за потопленный крейсер – уничтожении британского эсминца «Шеффилд», пораженного аргентинскими пилотами 04 мая 1982 года.
В данной статье вкратце коснусь истории вопроса – то есть откуда есть пошла Фоклендская (Мальвинская) проблема и почему эта, на первый взгляд, никчемная земля и окружающие ее воды в двух шагах от Антарктиды вдруг стала на более чем два месяца ареной военных действия для двух стран капиталистического мира.
Фолкленды (Мальвины) в XVI-XVII веках
Первое, по крайней мере подтвержденное упоминание об островах, названных впоследствии Фолклендскими (Мальвинскими), относятся к середине XVI века. Во фрагменте бортового журнала испанского корабля, шедшего из Севильи и датированного 1540 годом была запись о суровой земле, на которой дует суровый юго-западный ветер, где восемь месяцев в году идут дождь со снегом и нет ни одного дерева.
Другое упоминание об островах относится к 1592 году, один из пассажиров английского корабля «Дайарер» упомянул о неизвестных островах, к которым отнесло корабль и где, возможно, команда и пассажиры могли погибнуть, но по счастью ветер переменился и «Дайарер» отошел от странных земель.
Позже упоминания об островах стали появляться чаще, по мере развития судоходства в районе мыса Горн.
Первый зафиксированный факт высадки на архипелаг относится к 1690 году, в данном случае на землю, что позже стала Восточным Фолклендом. Капитан корабля «Уэлфер» - Джон Стронг, после того как его корабль, шедший в Чили, был отнесен ветрами к островам, приказал исследовать бухты для возможности высадки.
Капитан с частью команды высадились на острове, произвели разведку местности, пополнили запасы пресной воды и мяса. После Стронг и его люди покинули остров. «Уэлфер» прошел вдоль побережья, и Стронг нанес на карту еще несколько прилегающих островов, а самый большой был назван «остров Фолкленд», в честь лорда Энтони Фолкленда, военно-морского министра Британии того времени.
Таким образом, первым зафиксированным названием островов являются Фолклендские и относилось это название к тому, что сейчас называется Восточным Фолклендом и нескольким мелким островкам, прилегающим к нему.
XVIII век, Фолкленды (Мальвины) и ведущие государства Европы.
XVIII век известен как время соперничества между Британией, Испанией и Францией, проявлявшееся как в военном, так и в торгово-экономическом отношении. Война за испанское наследство 1701-1714 годов завершилась Утрехтским миром 1713 года, позже дополненном Раштатским и Баденским соглашениями 1714 года.
Эти соглашения закрепили права Испании на завоёванные территории Южной Америки, в том числе и на прилегающие к ним острова, куда входили и Фолкленды. Понятно, что испанцы не называли эти территории Фолклендами, в то время, судя по документам, каждый остров именовался по отдельности: Соледад, Сан Хосе, Агилла и др.
Формально острова были закреплены за Испанией, но ведущий морские державы того времени, Британия, Франция, Голландия, не отказались от притязаний на эти территории.
Острова оказались удобным перевалочным пунктом на пути из Тихого Океана в Атлантический и наоборот, располагались удачно для кораблей, огибающих мыс Горн. Обилие в тех водах стай китов и котиков делало острова хорошей базой для стоянки китобоев.
Несмотря на выгодное местоположение испанские колониальные власти в Буэнос-Айресе не спешили навести порядок на островах, которые вскоре стали фактически неуправляемой территорией. Испания была погружена в собственные проблемы, чтобы уделить какое-то внимание, силы и средства для колонизации островов.
Корабли под разными флагами вели здесь ловлю китов и котиков, вставали в бухтах практически бесконтрольно, пополняли запасы пресной воды, били птиц и диких ланей, после чего уходили.
Пионерами, создавшими на островах первое, полноценное постоянное поселение были французы.
На рубеже января – февраля 1764 года к островам подошли французские корабли «Орел» и «Сфинкс» под командованием одного из самых, на мой взгляд, ярких представителей той эпохи капитана Луи-Антуана де Бугенвиля.
Тридцати четырех летний капитан фрегата успел повоевать против англичан на канадском фронте Семилетней войны под командованием Луи Жозефа де Монкальма (маркиза де Сен-Веран) в чине капитана французской армии, проявив себя отважным воином и офицером.
Кстати де Бугенвиль появился как один из героев одного из любимых моих художественных фильмов "Последний из Могикан" Майкла Манна. Я, к сожалению, не помню был ли он героем одноимённого романа Дж. Фенимора Купера, читал уже пару десятков лет назад, а перечитывать, если честно нет желания.
В фильме же де Бугенвиль появился в сцене переговоров между британскими и французскими командующими - полковником Монро и маркизом де Монкальмом, в частности он по просьбе маркиза зачитал британцам письмо генерала Джерома Уэба, в котором тот советовал гарнизону форта "Уильям Генри" рассмотреть условия капитуляции форта.
В 1763 году он перешел во французский военно-морской флот в звании капитана фрегата а в 1766-1769 годах первый из французов совершил кругосветное плавание на двух кораблях - фрегате "Будез" и транспорте "Этуаль".
Луи-Антуан де Бугенвиль, по воспоминаниям современников, до конца жизни не смирился с поражением французской армии в Канаде и утереть нос англичанам в любой точке мира стало едва ли не одним из смыслов его жизни.
Высадившись на Восточном Фолкленде, который испанцы называли остров Соледад, капитан де Бугенвиль и его отряд основали форт Порт – Луи. Здесь же появились первые поселенцы – французы из города Сен-Мало. Именно из этого города в сентябре 1763 года корабли де Бугенвиля отправились в Южную Атлантику.
5 апреля 1764 года капитан Луи-Антуан де Бугенвиль поднял в Порт - Луи французский флаг и объявил острова владениями короля Людовика XV.
Британцы были встревожены действиями де Бугенвиля. Чуть менее года после начала экспедиции французов к островам подошел на боевом корабле «Дольфин» британский коммодор Джон Байрон по прозвищу «Джек Плохая погода», дед знаменитого поэта и писателя лорда Джорджа Байрона. В тот момент он совершал кругосветное плавание.
Байрон поднял на Западном Фолкленде британский флаг. Таким образом флаги двух непримиримых соперниц – французской и британской монархий, а по факту империй, поднялись над Фолклендскими островами один за другим с разницей в меньше года.
Байрон не задержался на островах, лишь огородив территорию будущего форта он дал ей название Порт Эгмонт, нанес вновь созданное поселение на карту и отплыл дальше, завершая свою кругосветку.
Для заселения новой колонии и закрепления на острове позиций британцев к Порт Эгмонту прибыл в 1766 году капитан Джон Макбрайт. Его экспедиция привезла необходимые стройматериалы для закладки форта, запасы оружия и отряд морской пехоты для поселения и оказания отпора незваным гостям при необходимости.
Эта экспедиция англичан столкнулась уже нос к носу с французскими колонистами из Порта-Луи, которые высадившись на Западном Фолкленде подошли к Порту Эгмонт и пользуясь численным превосходством, а Порт Луи тогда разросся до более чем двухсот колонистов (в разных источниках число французов на острове Соледад разнится от 250 до 300 человек) и правом первенства потребовали от Макбрайта и его людей покинуть остров, но получили отказ. Дело шло к открытому вооруженному противостоянию колонистов с двух островов.
Разборки между британцами и французами за обладание островами, на, казалось бы, законной территории Испании наконец-то заставили колониальные власти в Буэнос-Айресе обратить на них внимание.
На острова был направлен с отрядом солдат Филиппе Руис Пуэнте – испанский аристократ, один из помощников губернатора Буэнос-Айреса.
До столкновений между испанцами и французами дела не дошло. Испания и Франция выступали союзниками в недавней Семилетней войне 1756—1763 годов, оба монарха- Людовик XV и Карл III принадлежали династии Бурбонов и приходились друг другу двоюродными братьями.
Стороны пришли к соглашению, по которому Франция, признавая закрепленное за Испанией право владения островами, передавала последней колонию Порт Луи. Испанцы, при этом, выплачивали солидную компенсацию Луи де Бугенвилю и его колонистам.
В итоге в 1767 году Луи де Бугенвиль передал форт дону Филиппе Руису Пуэнте, немедленно переименованный испанцами в Пуэрто Соледад (напомню, что Восточный Фолкленд испанцы называли Соледад).
Соглашение между Испанией и Францией о передаче колонии де Бугенгвилем Филиппе Руису является единственным, более менее правовым документом фиксирующим сделку по передаче прав на колонию Фолклендских (Мальвинских) островов.
С англичанами на Западном Фолкленде так гладко не получилось. Макбрайт к тому времени отбыл в метрополию и британскими колонистами руководил капитан Джордж Фармер. На требования Руиса Пуэнте очистить остров британцы из Порт Эгмонт отвечали отказом.
В 1769 году для окончательного решения вопроса на Западный Фолкленд, который испанцы называли Гран-Мальвина, прибыли из Буэнос-Айреса пять кораблей с полуторатысячным отрядом. Фармер вынужден был уступить во много раз превосходящим силам испанцев и поселение основанное лордом Байроном и укрепленное Макбрайтом пришлось свернуть. Фармер и его люди возвратились в Британию.
Выдворение англичан с Западного Фолкленда едва не привело к очередной войне между Испанией и Британией. Но, похоже новой вооруженной борьбы после ожесточенной Семилетней войны никто из правителей обеих стран не хотел. Кроме того, положение британцев осложнялось тем, что в их североамериканских колониях назревали проблемы и распылять силы правительство лорда Фредерика Норта явно не горело желанием.
*****
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"