В Древней Греции дуб отожествляли с Зевсом (еще до того, как боги Древней Греции приобрели антропоморфные человеческие образы, их почитали в образе деревьев, читайте статью «Когда деревья были богами: древнейшие представления о богах в Древней Греции»), отцом и повелителем богов и людей. Могучий дуб рос у самого почитаемого святилища Зевса с оракулом в городе Додоне в Эпире. Там седые жрицы, (которыми по сведениям античных авторов, могли быть только женщины весьма почтительного возраста) предсказывали судьбу по шелесту листвы этого священного дуба. Также у корней этого дуба тек источник, по журчанию которого, искусные жрицы тоже мастерски предсказывали судьбу. Таким образом, священный додонский дуб и его дружная команда жриц и жрецов обеспечивала древним грекам уверенность в завтрашнем дне, составляя конкуренцию самому Дельфийскому оракулу.
Есть сведения о посвящении дубов Гераклу. Это можно объяснить тем, что, согласно мифам, тяжелая палица героя, которой Геракл крушил врагов и побеждал чудовищ, была сделана из дуба (по другой версии из тополя).
Мачта и нос легендарного корабля Арго, доставившего смелых аргонавтов в Колхиду была сделана из дуба, священной дубовой рощи в Додоне. И деревом, на котором висело золотое руно (не смеемся!) было дубом.
Древнегреческие цари увенчивали свои головы коронами, напоминавшими дубовые венцы, демонстрируя себя как потомков Зевса.
Древние римляне тоже почитали дуб, ассоциируя его с Юпитером, божеством имеющего сходные черты с греческим Зевсом. В Риме даже росла священная дубовая роща, посвященная сакральному браку Юпитера и богини Юноны. Дубовый венок символизировал доблесть, мужество и силу, поэтому им венчали полководцев-победителей и солдат, чей подвиг заключался в спасении товарищей в бою. Юпитер был для римлян не просто грозным громовержцем, но и покровителем их государства. Именно из священной дубовой рощи, посвященной Юпитеру, в храм богини Весты, богини охранительницы Рима и домашнего очага, доставляли дубовые поленья, для священного огня. Этот огонь должен был оставаться негаснущим под неусыпным вниманием жриц-весталок, если огонь по каким-то причинам гас, это сулило всему Риму всяческие бедствия.
Древние кельты тоже почитали дуб. В дубовых рощах друиды проводили свои таинственные ритуалы.
В сказках и песенном фольклоре у славян дуб представляли как дерево жизни и таинственных артефактов. Богатая народная фантазия помещала волшебный дуб на далеком острове Буяне, где находился алатырь-камень и Заря-заряница вышивала по небу зарю. В корнях этого мирового дуба была сокрыта смерть Кащеева, или пройдя через его дупло можно обрести вечную молодость и невиданную силу, или опять же, забравшись в дупло, можно было попасть в мир духов и сказочных существ. Многим сразу вспомнятся строки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». На самом деле неспроста у Пушкина этот дуб являлся сосредоточением нечисти и сказочных сюжетов, уж он-то разбирался в народных поверьях и сказках глубоко. Многие исследователи русского фольклора сходятся во мнении, что дуб с древнейших времен почитали как стража мира духов и людей, мирового столпа или образа мирового древа.