Я честно постарался быть объективным, понимая, что живем мы в сложное время, что страна едва пришла в себя после 30-летнего периода тоски по поручику Голицину и хрусту французских булок. Что, как не крути, а необходима для общества какая-то база для единения, что этой базой пока может стать только ОБЩАЯ Победа в Великой Отечественной, потому что (пока) этот факт отрицать берутся психически больные и откровенные выродки, коих, слава Богу, в наших рядах не так много.
Чем больше смотрел, тем больше возникал в памяти (из-за аналогий сюжета) советский сериал "Вечный зов", так что первоначальный план статьи от простого разбора перестроился в сравнение. И оно было явно не в пользу "Топора".
Но начнем с разбора все же. Уж извините, если кого обидел, но фильм - халтура. От и до. Даже без учета идеологического подтекста.
Как говорится, найдите 5 отличий. Ниже военные фото Жукова. Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне этот нелепый фургон на голове Маршала в исполнении Бориса Галкина просто резал глаз.
Скажу сразу, я обещал себе еще пару лет назад не смотреть больше современные "отечественные блокбастеры" про Великую Отечественную вообще (западные не смотрю уже давно). В 50 лет надо уже начинать беречь нервы и оставшееся здоровье. Но рекламный ролик фильма заинтересовал, так что я таки решил честно вынести обе серии до конца и по возможности не фиксировать внимание на исторических ляпах.
Увы, до конца я посмотрел, но отстраниться от стандартно присутствующей в современном нашем кинематографе "новой" версии истории не получилось. Все же с косяками перебор очевидный, они составляют основу сюжетной линии и не замечать их просто невозможно.
Начнем с года, когда происходят события фильма. По названию - это 1943 год. По картинке - лето. Все наши в погонах, значит и правда - лето 43-го.
Танки "Пантера" появились впервые на Курской дуге. И было это как раз летом 1943 года. Тогда "Пантеры" в составе двух батальонов (51-го и 52-го) образовали танковый полк с номером 39, укомплектованный исключительно этими машинами. До Курской битвы эти танки в бой нигде не вводились. Позже "Пантеры" получила "Великая Германия" и дивизия СС "Дас Райх". Это если ориентироваться на период до ноября 1943 года и Восточный фронт.
В фильме же присутствует "20-я танковая дивизия", которая действительно принимала участие в боях на северном фасе Курской дуги. Разведчики по сюжету обнаружили танки дивизии в районе деревни Анино - такая есть в Курской области. Вот только "Пантер" там не могло быть. А уж покрашенных в серый цвет "панцерграу" - тем более. Жарким во всех смыслах летом 1943 года немецкие танки (особенно новые) шли в бой в совсем другом камуфляже, базовый цвет которого (наносимый на заводе) был соломенно-желтым.
А вот агрегат из фильма:
Самая заметная конструктивная особенность "Пантеры"- ходовая часть, а тут явно Т-34 переделанный. Но это, конечно, уже мелочи на общем фоне. В советских фильмах и вовсе ездили "переодетые" в немецкие танки БМП и Т-55, но тогда не было Интернета, массы доступных ресурсов по военной истории и компьютерных спецэффектов. Игра же актеров, подлинный трагизм сюжета, талант режиссера - все они вместе создавали НАСТРОЙ, ощущение сопричастности и переживания, когда мелкие огрехи оформления уже не важны. Советские фильмы были действительно КАРТИНАМИ, а не набором кадров по типу комикса.
Про форму, непонятную кепку на голове немецкого майора и прочие мелкие детали халтурного исполнения в фильме "Топор" писать не хочется даже. Этого можно было бы и не замечать при желании, если бы сюжет не содержал развесистой клюквы и стандартного голливудского злодея из "кейджиби" - в данном случае из СМЕРШа. Но к этому мы еще вернемся, а сейчас немного истории, для тех, кто скажет "да ладно, фильм хороший".
Очевидная сюжетная туфта с Бранденбургом просто вынуждает немного на данном аспекте остановиться. В фильме десяток диверсантов, одетых почему-то в форму парашютистов (в Бранденбурге были специализированные десантные подразделения, но все поголовно в форме немецких десантников не ходили), выполняют комплекс мер по введению в заблуждение советской войсковой разведки. Причем делают это как-то слишком мудрено, видимо из любви к чистому искусству.
В реальности с апреля 1943 года это спецподразделение Абвера было развернуто в, говоря современным языком, дивизию оперативного назначения, которой помимо разведывательно-диверсионных операций поручали и борьбу с партизанами. Отдельные роты и более мелкие группы из Бранденбурга могли временно подчиняться командирам обычных соединений или частей Вермахта. Эти командиры, в свою очередь, могли теоретически поручить диверсантам организовать поиск группы советских разведчиков. Подразделения Бранденбурга с 43 года действительно часто использовались в качестве "универсального резерва на крайний случай", а не только для диверсий в тылу противника.
Но Бранденбург сам по себе был элитным соединением и подчинялся напрямую командованию сухопутных сил. Какой-то несчастный полковник Вермахта в принципе не мог стращать майора из Бранденбурга ( казака, видимо, или казачьего офицера в прошлом) лагерем. Это не его уровень. Тут автор сценария попутал бранденбуржцев с полицаями и "восточными добровольцами". Именно такой контингент набирали из пленных и именно их могли отправить обратно в лагерь в случае недовольства начальства.
Смотреть "Топор" по мере появления на экране все новых и новых исторических ошибок становилось все сложнее, еще более загнали в уныние меня приборы ночного видения в 43 году. Такие устройства у немцев действительно были. Но для лета 1943 это явная фантастика. Тем более на фронте. Первая партия подобных прицелов в войска поступила в начале 45 года. И пусть даже историки ошибаются на год. Но летом 43-го все равно сие не реально.
Судя по постановке рукопашных схваток, у фильма были какие-то консультанты. Так кто мешал проконсультироваться хотя бы в Интернете по ключевым техническим подробностям в этом малобюджетном, похоже, сериале? И почему разведчики бродят по тылам противника толпой, которую вмиг положит одна единственная граната?
Смотря эту ненаучную фантастику, я все ждал финала, т.к. интерес представлял именно он. Да, авторы сценария ПОПЫТАЛИСЬ создать некий позитив - все-таки "Дед с топором" говорит главные слова, называя врага врагом и прямо отказываясь идти к немцам вместе со своим братом. То, что гибель советской разведгруппы является результатом его душевных метаний, как-то замято и типа не важно.
Очевидная интрига - встреча братьев, воюющих по разную сторону линии фронта, для нашего кино не нова. Такой сюжет присутствовал еще в советском сериале "Вечный зов", да и не только в нем. В "Вечном зове" анатомия предательства описана достаточно реалистично и без идеологических украшательств. Есть там и тема "хороших белых" - сын убитого офицера (Зубов) мстит за него, став непримиримым врагом Советской власти, но сражается с немцами, когда началась война.
Тема "сотрудников органов" в фильме "Топор" окончательно меня убедила поставить картине жирный минус. Такой садист-смершевец, только и мечтающий, как кого-нибудь попинать сапогом, как в "Топоре", сделал бы честь "шедевру" в стиле "Рембо", но на нашем экране, да еще на 9 мая это просто отвратительно. Плюрализм, вроде как. Сначала "Момент истины" показали, потом эта чернуха. К чести кино советского отметим - аналогичная сюжетная линия есть и в "Вечном зове". Там сотрудник ГПУ Алейников отправляет одного из главных героев в лагеря, не слушая возражений менее радикальных товарищей. Только Алейников не опереточный садист, а человек. Он меняется во времени, меняются его взгляды на жизнь.
Даже "главный гад" в советском сериале - Лахновский (в исполнении Басилашвили) гораздо более сложный, многоплановый и по-своему сильный персонаж, чем упырюга-смершевец в "Топоре".
Как видно из этой подборки, ничего принципиально нового авторы сценария очередного "российского остросюжетного фильма" не предложили зрителю. Разве что топор, в смысле оружие героя. Тема врага-не врага и героя-предателя вполне себе открыто гуляла по экранам СССР без купюр и запретов. Как и вызывающие уважение и даже сочувствие белые офицеры (вот тут современным мастерам клюквы поучиться бы). Вот только глубина проработки характеров героев, работа режиссера, оператора, вообще качество картин - не сравнить. Небо и земля. Нынешние "деятели культуры" кроме мельтешения кадров на экране, призванных изобразить динамику и смазать халтуру, ничего изобрести не могут. Маляры от кинематографии.
Почему? Тут переходим к сути. А потому, что в 70-е еще живы были многие фронтовики и ужасы войны, когда народ бился за выживание, за право просто существовать на своей земле, не оставляли сомнения, что любой "нормальный русский", даже если он в гражданскую воевал за белых, не встанет на сторону гитлеровских войск, пришедших русскую землю очищать от русских для немецких колонистов. Это было настолько естественно, что никакой крамолы в бывшем белогвардейце, сражающемся с немцами или в том, что человек в Гражданскую мог не сразу найти свое место, в "тоталитарном" СССР не видели.
В "Вечном зове" есть и непримиримый враг - бывший царский жандарм Лахновский. Он служит у немцев в Абвере. Персонаж отнюдь не гротескный. По своему сильный. Его мотивация - широко известное "пророчество Лахновского". Увы, оно сбывается. И помогают в этом такие вот "творцы" и "художники", ваяющие к каждому Дню Победы очередной антисоветский лубок. О чем, собственно, Лахновский и говорил.
Теперь у нас вполне себе легально присутствует в Интернете хвала в адрес Краснова и Шкуро, хорошо хоть фильм не сняли пока и не показали по центральному ТВ. В деле консолидации общества тоже надо меру знать и не переступать красной черты. Если часть этого общества выбрала для себя вот такие вот ценности (см ниже) и не стесняется их публично защищать, то эта часть должна быть отторгнута решительно и жестко. Ибо придет час и эти "охранители земли русской" опять станут карателями, придумав себе очередную отмазку.
Гражданская война жестока по определению. Можно вспомнить многое - помнится, в книге "Чапаев" был фрагмент, составленный на основе реальных документально зафиксированных описаний зверств "белоказаков". Мы, дети СССР, знали про Лазо, сожженного в паровозной топке, и про "сердце Бонивура", а в реальности жестокости было много и с той и с другой стороны. Но это не значит, что "Россия без жидов и коммунистов" размером с Ростовскую область, созданная ценой ИСТРЕБЛЕНИЯ большей части славянского населения остальной территории страны, может быть достойной целью и носители этой цели могут когда-то отмыться от вечного проклятия.
P.S.
Критикам статьи "а чё, прикольный фильм" рекомендую найти пару минут и по ссылочке выше (синий шрифт) просмотреть фрагмент с "пророчеством Лахновского". Оно как раз на эту тему.