Найти тему
Исследование Писания

2 ТИМОФЕЮ (ч.12): ИМЕНА И ЛИЧНЫЕ ПРОСЬБЫ

Оглавление
«Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2 Тим. 4:9-22).

ЖЕЛАННОЕ ОБЩЕНИЕ (ст. 9-13)

Павел продолжал сохранять уверенность даже перед лицом смерти, однако при этом он не разорвал связи с окружавшими его людьми. Ах, как ему хотелось в последний раз увидеться с Тимофеем перед тем, как навсегда проститься с этим миром! Это глубокое внутреннее чувство вырывается наружу страстной мольбой.

Павел пишет: “Постарайся прийти ко мне скоро”. Павлу неоднократно приходилось просить своих соработников пойти в тот или иной город или остаться где-либо ради Господнего дела (4:12; см. 1 Тим. 1:3; Тит. 1:5), но на этот раз Тимофею предстоит сделать больше, нежели прийти в Рим и исполнять там Господню работу. Павел пишет: “ко мне”. Конечно, Павел не мог не думать о Господнем деле, но желание просто увидеть Тимофея как можно скорее было острым и неотступным (1:3, 4).

Личные проблемы Павла были обусловлены сложившимися обстоятельствами (4:10), связанными с тем, что его покинули три человека. Первым был его ученик Димас, который пошел в Фессалоники, “возлюбив нынешний век”. В греческом тексте деепричастие “возлюбив” передается одной их форм слова агапэ, которое, как считается, выражает высшую форму любви. Только вот Димас демонстрировал такую любовь к “нынешнему веку” (см. 1 Ин. 2:15-17). Это лишь доказывает то, что и наивысшая форма любви может быть обращена на что-то или кого-то недостойного. Прочтите Иер. 18:15-17, где повествуется о наказании народа Иудеи за то, что они приносили чужим богам все то, чего Яхве хотел от них для Себя.

К какому типу отступников в притче о сеятеле относится Димас (Мф. 13:18-23; Лк. 8:5-15)? Постепенный отход Димаса от Павла исследован Барклеем:

«Димас трижды упоминается в письмах Павла, и вполне возможно, что за этими тремя упоминаниями скрывается настоящая трагедия. (I) В Флм. 23 Павел называет Димаса среди других своих “сотрудников”. (II) В Кол. 4:14 о Димасе говорится без каких-либо комментариев вообще. (III) Теперь [2 Тим. 4:10] это уже тот Димас, который оставил Павла потому, что возлюбил “нынешний век”. Вначале Димас - сотрудник Павла, потом это просто Димас, и, наконец, Димас - это дезертир, возлюбивший мир. Это история духовного падения. Шаг за шагом, соратник превращается в дезертира - почетное звание становится позорным наименованием».

Вторым был малоизвестный ученик по имени Крискент, отправленный в Галатию (а может быть, в Галлию).

Третий, преданный ученик Тит, пошел в Далматию после того, как проработал некоторое время на Крите (Тит. 1:5) и, возможно, в Никополе, в Ахайе (см. Тит. 3:12). Продвижение вперед и далее на север по суше или Адриатическим морем в Далматию, расположенную в провинции Иллирик, было бы вполне естественным. В отношении Тита Хендриксен справедливо отмечает:

«Где бы ни миссионерствовал Тит, работая без Павла, он никогда не уходил далеко от восточного берега Адриатического моря или его южного продолжения, Ионического моря. Будучи способным, мужественным и преданным, он знал, как обращаться со вздорными коринфянами, лживыми критянами и неуживчивыми, по общему мнению, далматами».

В команду и планы Павла входило еще трое: Лука, Марк и Тихик (4:11, 12). С ним остался лишь один ученик, Лука (4:11). Вот что говорит Уильям Хендриксен об отношениях Луки с Павлом и родстве их душ:

«Автор третьего Евангелия был замечательной личностью. Он был “врачом возлюбленным” (Кол. 4:14), всегда преданным Павлу, благовестию и Господу. Он часто сопровождал Павла в путешествиях, о чем говорит местоимение “мы”, время от времени появляющееся в книге Деяний (16:10-17; 20:6-16; 21; 27; 28). Во время второго миссионерского путешествия Павла он был с ним в Троаде и Филиппах, где, похоже, был оставлен для работы (Деян. 16:17-19). К концу третьего миссионерского путешествия он, по всей видимости, вновь присоединился к Павлу в Филиппах (Деян. 20:6) и сопровождал его до Иерусалима. Затем на некоторое время он исчезает из нашего поля зрения, но вдруг появляется вновь среди сопровождавших Павла в долгом и опасном морском путешествии из Палестины в Рим (Деян. 27). Он рядом с апостолом во время первого и второго тюремных заключений в Риме (Кол. 4:14; Флм. 24; 2 Тим. 4:11). Павлу был нужен врач и друг. Лука был и тем, и другим... У Луки и Павла много общего. Оба были образованными, культурными людьми. Оба отличались добротой, широтой души и благожелательностью. Но прежде всего оба были верующими людьми и выполняли миссионерскую работу».

Еще одним учеником, с которым Павел хотел увидеться, был Марк. Павел пишет: “…Он мне нужен для служения” (4:11).Вот опять история “развития личности”, рассказанная в Новом Завете. Перед нами три разных ситуации.

Сцена 1: Здесь мы видим, что Марк вызвал ссору, ибо он “не [пошел] с ними на дело” (см. Деян. 15:36-41). В этом эпизоде Марк становится причиной горячего спора между двумя великими тружениками, Павлом и Варнавой. Павел был энергичным и решительным во всем, что он делал. Варнава же был человеком, который пройдет вторую версту с тем, кто в этом нуждается (см. Мф. 5:41; Деян. 4:36, 37; 9:23-30).

Отказ Марка продолжать путь и работу с ними, какой бы ни была причина, возмутил энергичную натуру Павла.

Сцена 2: Здесь Марк предстает как брат, в отношении которого Павел стремится “разрядить атмосферу” среди братьев, склонных к “групповщине”, которые могли попытаться отстранить Марка от общения с ними (возможно, услышав, что Павел не хочет с ним работать). Замечание Павла, хоть и краткое, звучит весьма резко: “...о котором вы получили приказания: если [Марк] придет к вам, примите его” (Кол. 4:10). Что бы ни думал Павел о Марке в сцене 1, из сцены 2 становится очевидным, что Павел не был намерен лишать Марка общения.

Помните об этом, когда до вас дойдут не подтвержденные фактами слухи о ком-то из братьев или сестер. Некоторых отлучают от общения или работы, опираясь на необоснованные слухи, наносящие вред репутации человека! Резкость Павла была вызвана решимостью не допустить оскорбительного и несправедливого отношения братьев к Марку.

Сцена 3: Мы видим престарелого Павла, жаждущего работать с Марком - тем самым, который раньше послужил причиной разногласия между Павлом и его замечательным соратником Варнавой. Люди меняются. Неважно, кто изменился в данном случае - Павел или Марк (а может быть, и оба), данная история служит для нас огромным уроком. Иногда нам необходимо перестроиться, и мы не должны лишать такой возможности других. Важный факт состоит в том, что Павел хотел работать с Марком, потому что уже давно считал Марка “нужным” (4:11). Как прекрасно, когда братья, несмотря на все свои различия, приходят - благодаря времени, истине и духовному росту - к желанному единству.

Подготовленным и надежным учеником был Тихик, которого Павел отправил в Эфес (4:12). Вполне вероятно, что в Эфесе Тихик должен был занять место Тимофея (см. 1 Тим. 1:3), чтобы Тимофей мог поспешить к Павлу. И в прошлом эти трое работали вместе (см. Деян. 20:1-6).

Согласно всем библейским описаниям Тихика, он должен был стать хорошей заменой. (1) Он был настолько надежным, что неоднократно доставлял Павлу послания (Еф. 6:21, 22; Кол. 4:7, 16). (2) Он был любимым и преданным работником. (3) Его сообщения были достоверными, и он мог “обо всем известить” (Еф. 6:21). (4) Он мог “утешить” сердца (Еф. 6:22). Сведите воедино все эти характеристики и подумайте о том, сколько нужд общины мог восполнить этот умелый брат. Если он исполнил просьбу Павла из 2 Тимофею, то Тимофею уже можно было ни минуты не сомневаться в том, что эфесские братья имеют все необходимое. Тихик был надежен и всегда готов приступить к работе! К тому же, он бывал в Эфесе и раньше (Еф. 6:21, 22).

Павел просит также о своих личных вещах (4:13). В слове “принеси” звучит откровенная тоска. Это мольба принести плащ и книги, особенно “кожаные”. Барклей попытался глубже понять просьбу Павла:

«Ему нужны были книги... и вполне возможно, что эти свитки содержали ранний текст Евангелий. Ему нужны были “кожаные” книги. Эти кожаные книги могли быть одним из двух: либо необходимыми Павлу юридическими документами, в частности, свидетельством о римском гражданстве, либо, что более вероятно, копиями еврейских Писаний, Ветхим Заветом, так как евреи писали свои священные книги на свитках из пергамента, изготовленного из кожи животных. Павлу, томящемуся в тюрьме в ожидании смерти, больше всего нужно было слово Иисуса и слово Бога».

Это была всего лишь просьба Павла, но сомневается ли кто-нибудь в том, что Тимофей все же совершил это путешествие и сумел доставить все, о чем просил Павел?

ТВЕРДАЯ УВЕРЕННОСТЬ В САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ (ст. 14-18)

Хотя этот раздел носит личный характер (местоимения “я”, “мне”, “мой”, “ты”, “наши” и пр. встречаются в этих пяти стихах двенадцать раз), в нем явственно звучит призыв к настойчивости в божественных делах, основанный на личном опыте Павла, приобретенном в тяжелые времена. Павел как бы говорит: “Тимофей, позволь сказать тебе, как справляться с невзгодами, - ведь у меня есть опыт, который я приобрел пред Богом и в общении с людьми в трудные дни”. На время испытаний Павел вооружил Тимофея тремя вдохновенными наставлениями!

(1) “Когда люди причиняют тебе зло, оставляй их Господу” (см. 4:14, 15). Такое решение основывалось на случае с Александром, “медником” (мастером по металлу). Этот человек “сделал” “много зла” Павлу. Александр действовал и словом (“сильно противился нашим словам”), и делом (“много сделал мне зла”). Учитывая то, что Павел к слову “зло” добавил определение “много”, мы можем понять, почему он отдельно упоминает этого Александра.

Каким бы несправедливым ни было отношение к Павлу, он “под огнем” продемонстрировал, как отвечать на подобное (см. Деян. 23:1-5; 16:35-40).

«Вместо того, чтобы мстить Александру, Павел “передает отмщение исключительно в руки Господа” (ср. Втор. 32:35; Рим. 12:17-19; 1 Пет. 2:23). Поэтому он тут же добавляет: “Да воздаст ему Господь по делам его”. Это не пассивная капитуляция и не попустительство злу. Это передача дела в руки более великого и надежного судьи, чем те, что существуют на земле! Когда Христос вернется, чтобы судить, Он не забудет, что сделал Александр, и воздаст ему по заслугам (тот же глагол, какой в стихе 8 используется в положительном смысле). См. Пс. 61:12; Прит. 24:12; Мф. 25:31-46; Ин. 5:28 и дал.; Рим. 2:6; 2 Кор. 11:15; Отк. 2:23; 20:13» (Хендриксен).

(2) “Когда все оставят тебя, будь, как Иисус” (см. 4:16; Лук. 23:34; Деян. 7:59, 60). Павел вспоминает предыдущий суд, когда никто не встал на его защиту (см. 2 Тим. 1:15). Неудивительно, что люди, подобные Онисифору (1:16) и Луке (4:11), так много значили для Павла. Павел считал, что и Тимофей был таким же другом и соработником, и поэтому очень хотел увидеться с ним как можно скорее.

Прибудет к нему Тимофей вовремя или нет, в душе Павел сохранял умиротворенность. Такая сила духа в таком испытании (“Да не вменится им”; 4:16)! Он мог успешно противостоять людям потому, что его вера, обращаясь к прошлому и к будущему, давала ему уверенность в настоящем. Не поймите эту истину превратно. Если вы можете простить врага, который причиняет вам зло, как простили Иисус и Стефан, то знайте, что вы отразили самый сильный удар дьявола благодаря божественному духу, который обеспечивает победу перед Богом и человеком (см. Мк. 15:39).

(3) “Если люди покинули тебя, полагайся на Господа, который всегда пребудет с тобой так же, как Он был со мной” (см. 4:17, 18). Павел хотел, чтобы Тимофей, оказавшись в подобной ситуации, взял за образец его отношение к благовествованию:

“Благовествуй в полной мере”. Павел говорит: “Господь же предстал мне и укрепил меня” (4:17). Этими словами он подтверждает, что своей силой обязан присутствию (Мф. 28:20) и силе (Фил. 4:13; Еф. 3:20, 21) Господа. Когда Господь укрепляет христиан, происходят удивительные вещи.

Далее в стихе 17 читаем: “...Дабы чрез меня утвердилось благовестие...”. Павел заявляет, что он сделал как раз то, что ранее просил сделать Тимофея (4:5). Он исполнил свое служение. В греческом тексте в стихах 5 (“совершай дело благовестника”) и 17 (“утвердилось благовестие”) использовано одно и то же слово (плерофоресо и плерофорефе).

“Проповедуй так, чтобы услышали все - или те, к кому ты послан” (см. Деян. 9:15, 16; 22:14, 15; 26:16-18, 22, 23; 19:10; Рим. 15:18-21; Кол. 1:23; Мк. 16:15, 16). Павел говорит: “...Дабы... услышали все язычники”.

“Проповедуй так и будешь избавлен”. Павел заявляет: “Я избавился”. И заключает свою мысль словами: “Ему слава во веки веков. Аминь”.

Когда Иуда призывал нас в Иуд. 23 выхватывать людей из огня, он хотел от нас не более того, что сделал Господь для апостола Павла! Господь заботится о Своих, и из своей собственной тяжелейшей ситуации Павел хотел передать это нам!

ПОСЛЕДНИЕ ЗАМЕЧАНИЯ (ст. 19-22)

Мы подошли к той части послания, которая не содержит учения и которую поэтому мы зачастую просто опускаем, полагая, что эти стихи ничему не могут нас научить. Однако Бог, несомненно, видел ценность этих слов, иначе бы Он не дал Духу включить их в Свой завет. Последние замечания касаются выдающихся людей и содержат личные пожелания Павла.

Давайте посмотрим на людей, которых Павел упоминает в стихах 19 и 20:

Прискилла и Акила были дороги Павлу по его прошлой работе (Деян. 18:2, 18, 26; Рим. 16:3; 1 Кор. 16:19). Павел жил с ними, работал с ними и любил их. А они не щадили своей жизни, чтобы спасти его (Рим. 16:3, 4).

Онисифор тоже был дорог Павлу. Он разыскал Павла и “покоил” его во время римского заключения, служа ему там так же, как и в Эфесе.

Ераст путешествовал с Тимофеем (Деян. 19:22). Павел знал, что Тимофею будет интересно узнать, где теперь работает Ераст. Благодаря этому мы знаем, что Ераст в то время был в Коринфе (4:20). Этот незначительный штрих показывает, что мы можем даже на расстоянии воодушевить друг друга и помочь укрепиться в вере.

Трофим также путешествовал вместе с Тимофеем и Павлом (Деян. 20:4, 5) и непреднамеренно доставил Павлу некоторые дополнительные хлопоты (Деян. 21:29). Из-за своей болезни он остался в Милете, а Павел продолжил свое путешествие. Это объясняет, почему Трофим лично не послал ему приветствий из Рима.

Болезни могут настичь Господних людей, когда они в качестве миссионеров оказываются вдали от дома (см. 4 Цар. 13:14; 20:1; Гал. 4:13; Фил. 2:25-27; 1 Тим. 5:23), но это не должно страшить Божий народ и препятствовать выполнению Господней работы, или Его поручения. Господь пребудет с нами и сможет избавить нас “от всякого злого дела” (4:18). Несколько лет назад одна молодая сестра из Абилинского христианского университета чуть не умерла во время миссионерской поездки для Господа. Однако она не только получила необходимые медикаменты и лечение, но даже на следующий год вернулась туда же продолжить свой труд ради Господа. Он всегда с нами (Мф. 28:20), и поэтому мы можем и всегда должны быть готовы пойти за Ним!

Тимофей, конечно же, знал Еввула, однако мы знакомимся с ним только в этом стихе.

Пуд, согласно легенде, был римским сенатором, обращенным Петром.

Лин, по невдохновенному преданию, позже стал римским епископом, однако многие сомневаются в достоверности этого факта. Разумеется, доказательств того, что он когда-либо был “папой”, не существует, хотя его имя и встречается в католическом перечне пап.

О Клавдии сообщают, что она была матерью Лина.

Личные желания Павла выражаются в следующих трех просьбах:

1. “Постарайся прийти до зимы” (4:21). Павел по опыту знал, что путешествие по Средиземному морю с октября по апрель могло быть чрезвычайно опасно. Многие даже не пытались этого делать. Навигация закончилась. И Павел также знал, что промедление будет, скорее всего, означать, что он никогда уже в этом мире не увидится с Тимофеем (см. 1:3, 4). Кроме того, приближалась зима, и плащ в тюрьме был совсем не лишним (4:13).

Сколько прочитано проповедей под названием “Приди до зимы”, призывающих людей не откладывать в долгий ящик встречу с дорогим человеком, не медлить с исправлением ошибки, с подарком, с оказанием помощи нуждающемуся, благодарностью за одолжение, прощением человека, поиском погибшей души, признанием в любви или выполнением какого-либо иного неотложного дела! Завтра может быть слишком поздно!

Разве все мы с замиранием сердца не надеемся на то, что Тимофей пришел вовремя? Как хочется думать, что он все же пришел к Павлу и исполнил все его просьбы - до зимы!

2. “Господь Иисус Христос со духом твоим” (4:22; см. 1:7). Павел говорит Тимофею: “Если ты до сих пор не мыслил, как Господь, то сделай это благодаря призывам и целям, указанным в этой «прощальной речи»!”

3. “Благодать с вами”. Он знал, что благодать будет для него и Тимофея тем, что в минуты слабости укрепит их (Еф. 6:10-13).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так заканчивается это замечательное послание, пронизанное чувствами и личными просьбами, переплетающимися с призывами к вере и верности. Альберт Барнс пишет:

«Его можно считать предсмертным духовным завещанием одного из самых выдающихся апостолов тому, кто только-только вступает на путь служения. Нам следует читать его с огромным интересом, ибо это последние слова самого великого и самого праведного из людей... Мы чувствуем, что недостаток времени не позволяет ему в полной мере выразить свои пожелания, и он останавливается на тех темах, которые ближе всего его сердцу и которые он считает самыми важными. Нет ничего более интересного, чем сесть у ног такого человека и слушать его прощальные советы. Поэтому для молодого проповедника евангелия это послание бесценно; для всех без исключения христиан будет небезынтересно выслушать последние слова великого апостола для язычников и поразмышлять над его последним письменным свидетельством в пользу той веры, провозглашению которой он посвятил весь свой дар и всю свою жизнь».

Вот почему важно не только то, что написано в этом письме, но и то, кто его написал. Неудивительно, что он просит нас следовать его примеру, как он следовал примеру Христа (1 Кор. 11:1). Как благодаря Иисусу бесплодная Голгофа засияла славой, так благодаря Павлу мрачная римская тюрьма превратилась в славную обитель уверенности, мужества и победы!

Чистое сердце и ниспосланная свыше весть ко всем христианам вдохновили Павла написать эти последние слова Тимофею, в которых он призывает к мужественной стойкости в трудное время испытаний для праведной жизни. Его замечательная жизнь стояла за всем, написанным его пером, и каждая строка подчеркнута соответствующим жизненным примером!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻