Продолжаем наш цикл статей о великих советских книжных графиках. Сегодня поговорим о человеке, который помог создать главный художественный образ, ассоциирующийся у людей с Великой Отечественной.
Знаменитый когда-то в нашей стране, но теперь подзабытый художник-график начинал свой путь к общесоюзной известности в селе Аносово Смоленской тогда ещё губернии. Именно здесь в июле 1915 года в семье художника и детской писательницы родился мальчик, названный поэтическим древнегреческим именем.
Мальчик вырос и стал юношей-художником, закончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Правда, учиться ему там приходилось неформально — занятия Орест посещал как вольнослушатель. Его главным наставником стал отец-график Георгий Верейский. Позже молодого человека наставлял на путь замечательный художник и педагог Александр Восьмеркин. Впрочем, формальное образование у Ореста Георгиевича тоже было — в 1938-1939 годах он там же в Ленинграде закончил Институт повышения квалификации работников искусств.
В годы войны Верейский трудился иллюстратором в газете 3-го Белорусского фронта, где и познакомился с Твардовским. Будущий редактор «Нового мира» числился там литработником, а по совместительству военкором. Это обстоятельство и определило будущий тандем поэта с художником.
Твардовский был необычайно требователен к облику своего персонажа и отверг десятки предварительных эскизов. Так продолжалось ровно до тех пор, пока Верейский не столкнулся в редакции газеты с молодым поэтом Василием Глотовым. Именно его типаж Твардовский немедленно одобрил и далее уже при любых изменениях техники иллюстраций требовал от друга-художника точного соблюдения портретного сходства с Глотовым.
После войны Верейский много сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Художественная литература», с журналами «Смена» и «Костер», со знаменитым «Огоньком». Он проиллюстрировал великое множество других советских классиков.
К примеру, именно ему принадлежали наиболее ходовые иллюстрации Михаила Шолохова.
Однако дружбу с Александром Твардовским он сохранил до самой смерти поэта в 1971 году.
Помимо иллюстраиций, помня о своих учителях, Верейский много занимался педагогической деятельностью. Также он много лет возглавлял творческую мастерскую графики Академии Художеств СССР. Он удостоин званий члена-корреспондента, а позже и действительного члена АХ.
Умер Орест Георгиевич в 1993 году.
Вдогонку вот вам еще один (ранний) вариант Василия Тёркина.
Таким он был при самом рождении образа во время Финской кампании. Этакий лубочный балагур и плут. Позже, в Великую Отечественную, Твардовский сделал своего персонажа намного солиднее и серьёзнее.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайк, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту.