ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА (Camerata fiorentina), творческое содружество музыкантов, поэтов и любителей искусства, собиравшихся в салонах флорентийских меценатов в 1570-х - 1600-х гг с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке. Через развитие монодии и так называемого изобразительного музыкального стиля ее представители пришли к созданию жанра оперы. Встречи происходили под покровительством и в доме мецената графа Джованни Барди. Среди известных членов Флорентийской камераты — певцы и композиторы Джулио Каччини, Якопо Пери, Винченцо Галилей, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле, поэты Оттавио Ринуччини и Пьеро Строцци. Большое влияние на формирование эстетики камераты оказал знаток греческого языка и античной культуры в целом римлянин Джироламо Меи, с которым Галилей состоял в переписке. Апогеем творческой деятельности камераты стала первая в истории опера Якопо Пери на текст Ринуччини «Дафна». Расцвет придворной культуры выразился в музыкально-театральных жанрах. Выдвинув идею возрождения древнегреческой трагедии, аристократия не опиралась на драмы Софокла или Еврипида, она тяготела к дивертисментным образам, к гедонистической трактовке мифологических сюжетов. Флорентийцам удалось создать то, что будет с 18 в. характеризовать оперу. В их первых театральных постановках – «драмах через музыку» (Дафна, Эвридика Я.Пери), мелодия стала главенствовать (ария), осуществился синтез музыки со словом в речитативно-декламационном стиле пения. Мир пасторали, чуждый трагедии и душевным коллизиям, выраженный в музыкальных драмах флорентийцев, был дополнен творческим гением Клаудио Монтеверди. Он выдвинул идею «новой методы» в искусстве «взволнованного и воинственного стиля». Творчество его не было модным, однако в мадригалах и ариях он сумел ярко воплотить и картины природы, и душевные состояния героев, особенно в постановках, называемых им «сказания на музыке»: Орфея (Орфей), Сенеки и Оттавии (Коронация Поппеи), жалоба Ариадны (Ариадна). В творчестве Монтеверди берет истоки опера, впервые достигая синтеза музыки, слова и сценического действия в характерных оперных формах: ариях, речитативах, дуэтах, хорах, инструментальных ритурнелях. Опера – грандиозный музыкальный итог итальянского ренессанса.
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА (Camerata fiorentina), творческое содружество музыкантов, поэтов и любителей искусства, собиравшихся в салонах флорентийских меценатов в 1570-х - 1600-х гг с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке. Через развитие монодии и так называемого изобразительного музыкального стиля ее представители пришли к созданию жанра оперы. Встречи происходили под покровительством и в доме мецената графа Джованни Барди. Среди известных членов Флорентийской камераты — певцы и композиторы Джулио Каччини, Якопо Пери, Винченцо Галилей, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле, поэты Оттавио Ринуччини и Пьеро Строцци. Большое влияние на формирование эстетики камераты оказал знаток греческого языка и античной культуры в целом римлянин Джироламо Меи, с которым Галилей состоял в переписке. Апогеем творческой деятельности камераты стала первая в истории опера Якопо Пери на текст Ринуччини «Дафна». Расцвет придворной культуры выразился в музыкально-театральных жанрах. Выдвинув идею возрождения древнегреческой трагедии, аристократия не опиралась на драмы Софокла или Еврипида, она тяготела к дивертисментным образам, к гедонистической трактовке мифологических сюжетов. Флорентийцам удалось создать то, что будет с 18 в. характеризовать оперу. В их первых театральных постановках – «драмах через музыку» (Дафна, Эвридика Я.Пери), мелодия стала главенствовать (ария), осуществился синтез музыки со словом в речитативно-декламационном стиле пения. Мир пасторали, чуждый трагедии и душевным коллизиям, выраженный в музыкальных драмах флорентийцев, был дополнен творческим гением Клаудио Монтеверди. Он выдвинул идею «новой методы» в искусстве «взволнованного и воинственного стиля». Творчество его не было модным, однако в мадригалах и ариях он сумел ярко воплотить и картины природы, и душевные состояния героев, особенно в постановках, называемых им «сказания на музыке»: Орфея (Орфей), Сенеки и Оттавии (Коронация Поппеи), жалоба Ариадны (Ариадна). В творчестве Монтеверди берет истоки опера, впервые достигая синтеза музыки, слова и сценического действия в характерных оперных формах: ариях, речитативах, дуэтах, хорах, инструментальных ритурнелях. Опера – грандиозный музыкальный итог итальянского ренессанса.