Найти в Дзене
Читай & Мысли

Книга, за которую дали Сталинскую премию во время Великой Отечественной

Эта книга была написана и для детей, и для взрослых. Она прославляла сильный, умный и долготерпеливый народ. Показывала, какие чудеса могут творить простые люди. Напоминала, как раньше народ жил «под барином» и теперь нельзя допустить возвращения страшного рабства «под немцем». В детстве я не понимала всего этого, мне просто нравились сказы Бажова за необычный язык, за первое знакомство с миром уральских мастеров, за горы – изображённые снаружи и изнутри, за волшебство, так прочно связанное с трудом. Во взрослом возрасте последняя деталь стала ещё сильнее бросаться в глаза. У Бажова всякому чуду предшествует долгий кропотливый труд. Данила-мастер не «по щучьему веленью» изваял каменный цветок, а сам, потратив на работу много месяцев. Да, Хозяйка Медной горы ему показала цветы своего подземелья, но не дарила ему один из них. Если связать эту ситуацию с реальностью, то можно предположить, что мастеру приснился образец, который он изо всех сил пытался повторить. И даже приблизившись к сво

Эта книга была написана и для детей, и для взрослых. Она прославляла сильный, умный и долготерпеливый народ. Показывала, какие чудеса могут творить простые люди. Напоминала, как раньше народ жил «под барином» и теперь нельзя допустить возвращения страшного рабства «под немцем».

В детстве я не понимала всего этого, мне просто нравились сказы Бажова за необычный язык, за первое знакомство с миром уральских мастеров, за горы – изображённые снаружи и изнутри, за волшебство, так прочно связанное с трудом.

Во взрослом возрасте последняя деталь стала ещё сильнее бросаться в глаза. У Бажова всякому чуду предшествует долгий кропотливый труд. Данила-мастер не «по щучьему веленью» изваял каменный цветок, а сам, потратив на работу много месяцев. Да, Хозяйка Медной горы ему показала цветы своего подземелья, но не дарила ему один из них. Если связать эту ситуацию с реальностью, то можно предположить, что мастеру приснился образец, который он изо всех сил пытался повторить. И даже приблизившись к своему идеалу, создав непревзойдённой красоты каменный цветок, он как истинный художник оставался недоволен своим произведением.

обложка книги, илл. Н.Д.Бабаркиной, фото автора
обложка книги, илл. Н.Д.Бабаркиной, фото автора

Вторая деталь, ставшая явной при взрослом восприятии сказов, – это бесчеловечные условия, в которых трудились уральские рабочие. Ежедневная многочасовая работа в шахтах, на рудниках, в сырости, без солнечного света. Телесные наказания за любую провинность. Приобретённые заболевания, которые не давали дожить до старости.

Третья деталь – это внутренняя свобода каждого положительного героя сказов. Разве там был хоть один раболепный? Хоть один смирившийся? Нет, во всех сильно чувство собственного достоинства. В душе они не рабы.

Отрицательные персонажи сказов – приказчики и помещики. Образы барина и его чересчур усердного приказчика отвратительны. Рабочие вынуждены всё терпеть, по закону они полностью бесправны. Они твёрдо знают, кто прав, а кто – нет. Читатель сопереживает сильным, но загнанным в неволю героям. Здесь нет ни Кощея, ни Бабы Яги, ни Горыныча: и без них злодеев хватает. Во всех сказах добро так или иначе побеждает, но цена победы оказывается очень высока.

photo by Jamie Brooklyne, unsplash.com
photo by Jamie Brooklyne, unsplash.com

Важная госпремия досталась в 1943г. именно сказам Бажова, потому что он изобразил свой народ как воплощение трудолюбия, таланта, ума, долготерпения и мужества. Он показал, что цена победы высока и что нужно брать пример с сильных духом предков.

Павел Бажов сумел на доступном детям языке рассказать об очень серьёзных вещах. В этих, казалось бы, детских сказках столько взрослой мудрости!

Несложно провести параллели: рабочие уральских заводов = советский народ, а барья и приказчики = немцы-оккупанты.

Мы видим выкачивание ресурсов и скотское обращение с подневольными рабочими. Бьют Данилу-мастера («Каменный цветок»), бьют целую деревню в качестве коллективного наказания за побег нескольких человек («Кошачьи уши»), не дают маленькому инвалиду носить обувь («Хрупкая веточка»)!

В сказе «Хозяйка Медной горы» достаётся мастеру Степану за то, что передал повеление Хозяйки медной горы приказчику:

— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно.
Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком.

В концовке сказа «Кошачьи уши» горные рабочие совершают побег из крепости и присоединяются к повстанцам под руководством Емельяна Пугачёва (чем не побег из-под немецкого ига – к партизанам?):

– Коли вы испугались, так тут и оставайтесь, а мы пойдем свою правильную долю добывать.
На этом и разошлись. Старики, на свою беду, остались, да и других под кнут подвели. Вскорости приказчик с солдатами из города пришёл, из Сысерти тоже стражи нагнали. Живо зажали народ. Хуже старого приказчик лютовать стал, да скоро осекся. Видно, прослышал что неладное для себя. Стал стариков тех, кои с пути народ сбили, задабривать всяко. Только у тех спины-то не зажили, помнят, что оплошку сделали. Приказчик видит, косо поглядывают, – сбежал ведь! Так его с той поры в наших заводах и не видали. Крепко, видно, запрятался, а может, и попал в руки добрым людям – свернули башку. А молодые тогда с Думной-то горы в леса ушли.

В «Малахитовой шкатулке» автор даёт нам «краткую историю» нанятых приказчиков, где один хуже другого, а вместе сильно напоминают фашистских полицаев или глав оккупационных администраций. Оцените прозвища, которыми приказчиков одарил подневольный народ:

Когда ведь они — приказчики-то — подолгу сидят, а в те годы им какой-то перевод случился. Душного козла, который при Степане был, старый барин на Крылатовско за вонь отставил. Потом был Жареной Зад. Рабочие его на болванку посадили. Тут заступил Северьян Убойца. Этого опять Хозяйка Медной горы в пусту породу перекинула. Там ещё двое ли, трое каких-то были, а потом и приехал этот.
Он, сказывают, из чужестранных земель был, на всяких языках будто говорил, а по-русски похуже. Чисто-то выговаривал одно — пороть. Свысока так, с растяжкой — па-роть. О какой недостаче ему заговорят, одно кричит: пароть! Его Паротей и прозвали.

А рабочие люди жили и трудились в таких условиях и находили в себе силы дружить, любить, сопереживать.

photo by Craig McKay, unsplash.com
photo by Craig McKay, unsplash.com

В знаменитом сказе «Каменный цветок» пожилой мастер опекает и обучает мальчика Данилушку, из которого потом вырастет Данила-мастер:

У Прокопьича своих ребят не было, этот Данилушко и припал ему к сердцу. Стоит мастер, любуется, а Данилушко знай посвистывает, спит себе спокойненько. У Прокопьича забота – как бы этого парнишку хорошенько на ноги поставить, чтоб не такой тощий да нездоровый был.

Один из любимейших сказов – «Серебряное копытце» – о добром и трудолюбивом старике и его приёмной дочке:

Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить.
Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошонка за ними ободранная прыгает.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.

Сказ «Голубая змейка» с благородной простотой описывает дружбу, основанную на равенстве:

Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.
Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже. И в житье большой различки не было. У Ланка отец рудобоем был, у Лейка на золотых песках горевал, а матери, известно, по хозяйству мытарились. Ребятам нечем было друг перед дружкой погордиться.

Истинную любовь проявляют герои сказа «Горный мастер» – о Даниле и его невесте. После того, как Данила разбил «каменный цветок» и сбежал (по сказу его забрала к себе Хозяйка медной горы), Екатерина не отказалась от возлюбленного и стала сама обучаться работе с камнем. Она искала Данилу – и однажды нашла.

Тут Хозяйка горы перед Катей и показалась.
— Ты зачем, — спрашивает, — в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее!
Катя тут и говорит:
— Не надо мне твоего мёртвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать?
<…> — Подожди, — говорит Хозяйка и спрашивает: — Ну, Данило-мастер, выбирай — как быть? С ней пойдёшь — все мое забудешь, здесь останешься — её и людей забыть надо.
— Не могу, — отвечает, — людей забыть, а её каждую минуту помню.
Тут Хозяйка улыбнулась светленько и говорит:
— Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твёрдость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы всё моё в памяти останется.

Много в сказах Павла Бажова красоты: это и природа, и вдохновлённые природой произведения горных мастеров. Но главные сокровища, изображённые в сказах, – дружба, преданная любовь, стойкость, взаимопомощь. В книге Бажова сосредоточено самое лучшее, самое важное, что есть в нашем народе. К тому же, она написана в оригинальной манере, и каждая история увлекает необычным интересным сюжетом. Она вдохновляет, придаёт сил. За все эти достоинства Бажову и вручили в 1943г. Сталинскую премию второй степени (первую степень заслужил тогда А.Н. Толстой за «Хождение по мукам»), а в 1944г. – Орден Ленина.

Отмечу, что в 1946г. Сталинской премии был удостоен А.Т. Твардовский за поэму «Василий Тёркин». В отличие от поэмы, сборник «Малахитовая шкатулка» не имел прямого отношения к войне. Однако по силе художественного слова, по нравственному заряду сказы не уступают произведениям Толстого, Твардовского, Шолохова и других лауреатов ключевой государственной премии.

Мы до сих пор любим сказы Бажова, они вне времени. Надеюсь, и будущие поколения читателей полюбят чудесные истории из «Малахитовой шкатулки».

Автор – Ольга Типайлова

Читайте также историю замечательного человека, который переводил с немецкого документацию ФАУ-2, а после войны стал историком-германистом - "Учёный, Ветеран, Личность" (И.С. Кремер);

ещё о Победе в статье "Чей военный фильм лучший?"

а также о книгах для детей и подростков:

3 остро актуальные цитаты из басен Крылова + 10 вечных;

О Козетте, Ваньке Жукове, Оливере Твисте и др. Почему важно читать такие книги;

Самые необычные книги сказок из моего детства

и многое другое: см. Навигатор по каналу "Читай&Мысли".

Подписывайтесь, ставьте лайк!