Найти в Дзене
Читай & Мысли

Чья Победа? А чей военный фильм лучший?

Спроси кого угодно по всему миру, какой фильм о Второй мировой они считают лучшим, и большинство, не задумываясь, назовут «Спасти рядового Райана» (“Saving Private Ryan”, 1998). В России тоже любят этот фильм. Да, съёмки впечатляют. Брызги крови на объективе камеры, реалистичность, отличная актёрская игра. Трагедии гибели солдат, мужество выживших, трогательная человечность командования. Я смотрела и жалела, что это снято не про наших. Ведь у советских солдат такие бои были рутиной на протяжении четырёх лет! Американцы воевали в Европе и в Тихом океане – но не в Америке. Дома у них всё было хорошо. Что они в своей стране вечного лета и аккуратных машинисток в стиле пин-ап могут знать о нашем горе? Об обороне Москвы, о выживании в блокадном Ленинграде, о величайших сражениях Второй мировой, произошедших на нашей территории, а не во Франции? Ничего не знают и знать не хотят. Так что фильм с Томом Хэнксом – это, конечно, хороший военный фильм. Для американцев, про американцев. После просм

Спроси кого угодно по всему миру, какой фильм о Второй мировой они считают лучшим, и большинство, не задумываясь, назовут «Спасти рядового Райана» (“Saving Private Ryan”, 1998).

В России тоже любят этот фильм. Да, съёмки впечатляют. Брызги крови на объективе камеры, реалистичность, отличная актёрская игра. Трагедии гибели солдат, мужество выживших, трогательная человечность командования.

Я смотрела и жалела, что это снято не про наших. Ведь у советских солдат такие бои были рутиной на протяжении четырёх лет! Американцы воевали в Европе и в Тихом океане – но не в Америке. Дома у них всё было хорошо. Что они в своей стране вечного лета и аккуратных машинисток в стиле пин-ап могут знать о нашем горе? Об обороне Москвы, о выживании в блокадном Ленинграде, о величайших сражениях Второй мировой, произошедших на нашей территории, а не во Франции? Ничего не знают и знать не хотят. Так что фильм с Томом Хэнксом – это, конечно, хороший военный фильм. Для американцев, про американцев. После просмотра не оставляющий у зрителя сомнений в том, что 1) во Второй мировой победили США, 2) США – лучшая страна на Земле. Но это у зрителя-слепца, который не в курсе реальной истории.

Лично у меня как у лингвиста восприятие названия фильма искажается в сторону финансовой лексики. Я смотрю на “Saving Private Ryan” и вижу “private” (это не только «рядовой», но и «частный», как «частная собственность» и «приватизация»); “Saving private” – «сбережение частного», откуда недалеко до “private savings” – «частные накопления». Райан – это так, популярная фамилия. Уверена, что название выбрано не просто так. Публика десятилетиями неосознанно считывает название фильма, едва ли не провозглашённого лучшим военным фильмом в мире, видит это “Saving private”, повторяет его, зазубривает идею о том, что «надо спасти частное».

Это очень контрастирует с «Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые», «В бой идут одни «старики», «Мы смерти смотрели в лицо», «Аты-баты, шли солдаты…», «Офицеры» и так далее – где всё во множественном числе. Плевали наши предки на частное, на свою жизнь – лишь бы врага прогнать, лишь бы родных от фашистов спасти, не дать уничтожить свою страну.

photo by Filipe Simo at Unsplash.com
photo by Filipe Simo at Unsplash.com

Да, американцы поучаствовали в победе над немцами. Но у американцев и у наших предков были абсолютно разные мотивации, объём участия в войне, число жертв. Для них и для нас это две разные войны. Их она затронула «по касательной», нам выпустила море крови.

Конечно, «Спасти рядового Райана» воспевает ценность человеческой жизни, напоминает о цене, которую одни люди платят ради жизни других. С этим гуманистическим посылом не поспоришь. К сожалению, против СССР велась война на уничтожение, и немцы обесценили жизнь советского человека до нуля. Если бы у нас тогда каждый думал о ценности частного, о сохранении своей жизни, то не было бы у нас ни добровольцев, ни партизан, ни героев.

Само слово «рядовой» значит «один из ряда», из множества таких же, как он. Непримечательный, но идущий в ряду с такими же, а вместе они уже сила. Когда как слово “private” подразумевает индивидуальность.

Ценой огромных, просто непостижимых жертв наши предки победили. Мне кажется, 9 мая 1945-го можно было сойти с ума от счастья. Да, можно было и безудержно расплакаться от боли утрат, а ещё от огромного облегчения, но потом побежать поздравлять всех-всех-всех, как героиня фильма «Летят журавли», которая в финальной сцене дарила цветы победителям – всем встречным незнакомым людям. Радоваться, скорбеть, но более всего радоваться. А все последующие годы неустанно воздавать дань благодарности тем, кто приближал День Победы.

Вот и «рядовой Райан» чтит память своих спасителей. Он гордится, скорбит, но гордится. И звёздно-полосатый флаг всё развевается. Чем не «победобесие» по-американски?

Американцы возвели своё участие «по касательной» в великий подвиг. А у нас нашлись потомки победителей, призывающие великий подвиг праздновать «по касательной».

То есть, американцы из «частного» участия раздули всемирную славу своих бойцов, а некоторые наши сограждане хотят общее участие в Победе свести к частной скорби. Может, именно их предки хотели «спасти частное»? Хотели схорониться, отсидеться и «пить Баварское»?

Не наши фильмы о войне стали общемировыми фаворитами. В информационной войне мы в который раз проигрываем. А знаменитый, сильный фильм – это, несомненно, один из видов оружия на такой войне.

коллаж автора
коллаж автора

«Снаряд» под названием «Спасти рядового Райана» изготовил признанный мастер – Стивен Спилберг. Он ещё про холокост снимал. Тоже впечатляюще и трогательно. Но если говорить о скорби по истреблённому немцами гражданскому населению, то на меня «Иваново детство» Тарковского произвело впечатление сильнее, чем «Список Шиндлера».

Учебники истории на Западе приписали главенствующую роль США в победе над Рейхом. Российской точки зрения на события Второй мировой придерживаются, кроме нас, китайцы. Ещё правильно понимают, кто кого победил, правильно воспитанные, но малочисленные восточные немцы. Турки ещё – по неведомым мне причинам. Но даже если, кроме нас, никого не останется с нашей правдой, мы-то обязаны её сберечь. Даже если мы будем одни, как тот единственный зрячий из «Долины Слепых» Герберта Уэллса, мы не должны поддакивать слепцам.

Так может это и хорошо, что они «спасают частное»? Что они индивидуалисты, что им нас не понять? Ведь в их идее заранее заложено поражение.

Читайте также: Лермонтов и чуть-чуть Высоцкого в моей открытке ко Дню защитника Отечества