Мы знали, что церковь в Хонеево закрыта и попасть в неё практически нереально. Но это только увеличивало наш интерес и по дороге туда мы решили: в церковь мы точно попадём.
Кроме того, действие происходило на Пасху, а наша цель «рассказать о месте людям» явно казалась нам положительной. Все должно было получиться.
Но по итогу удалось сделать даже больше, чем планировалось: мы узнали о затяжном конфликте, возникшем между жителями деревни и настоятелем церкви.
Оставив машину около храма, мы направились к зданию: окна за решетками, двери закрыты на замок, запаяны или забиты. Вокруг здания в некоторых местах стоят строительные леса. Но рабочих нет. Лишь несколько местных жителей, пришедших на Пасху на кладбище.
Имея опыт в подобной сфере, я направилась на поиски ключей.
Один из жителей близлежащих домов подсказал мне, что ключи находятся у настоятеля храма, он никого туда не пускает. И вообще живет за несколько десятков километров отсюда. «Как так?»,- не поняла я. Сегодня же Пасха, храм должен быть открыт.
Увы.
Старик объяснил мне, что нужно обратиться к местному батюшке, он подскажет, как поступить в этой ситуации, попасть в храм и сфотографировать фрески.
Я послушалась совета и отправилась на поиски.
Маленький деревянный дом стоял недалеко от церкви. Дверь мне открыл приятный мужчина средних лет, и после того, как я объяснила кто я и что мне нужно, он ответил:
-Пошли, что нибудь придумаем.
И вот мы уже подходим к храму.
-Ключей у меня нет, - продолжает он, - Раньше были. Я пускал в храм всех желающих. Нельзя от людей церковь закрывать. А потом батюшка сменился. Он спилил мой замок и повесил новый. Ключи он не даёт.
-Вот это куча замков у двери, это результаты местных междоусобиц?, - спрашиваю я. Мужчина смеётся.
-Ну, вроде того. Кто то из жителей однажды замок спилил, настоятель приехал, обругал нас всех матом...
-Матом?! Разве церковнослужителям это дозволено? Прихожан?! - перебиваю я.
-Конечно же нет. Он просто не в себе. Он боится, что из храма что то вынесут.
-А там что то есть?
-Был только мусор. На половину моего роста. Мы с жителями это все расчистили, вывезли горы хлама, бутылок и всего прочего. Но красть там нечего.
Мы обошли храм, наш спутник рассказал о его судьбе, реставрации. Но больше всего вопросов у меня вызвал непонятный механизм в алтарной части церкви.
-Это машина для сушки льна. Благодаря ей храм не уничтожили в советские годы. Пригодился.
-Что вы думаете с ней делать? - спрашиваю.
-В ходе реставрации ее надо распилить и выкинуть, но сделать это мы не можем. Птицы нанесли солому и сухие ветки в машину, от искр болгарки все вокруг вспыхнет, как спичка.
Наконец, совместными усилиями мы смогли найти вход в храм. Было тяжело.
Алтарная часть церкви поразила своей красотой. Такая смесь Всего... религии, прагматизма, эпох, нравов. С упоением я рассматривала сохранившиеся лики святых.
Закончив фотографировать, я решила уточнить ещё один интересующий меня момент: реставрация храма.
-Мы собирали деньги на реставрацию храма всей деревней. Две семьи даже дали суммарно 300 тысяч рублей. Мы хотели отдать эти деньги настоятелю храма. Но он послал нас на ... .
-Прямым текстом?
-Именно так.
И я снова не могла поверить словам. Вокруг десятки, сотни храмов, на реставрацию которых нет средств, а здесь деньги вроде бы есть, а вот настоятель их не хочет брать. Такое возможно?
-Путём долгих скандалов, - продолжает батюшка, - мы все таки смогли поменять крышу храма и поставить леса. Строители тут бывают редко: поработают недельку-другую и уезжают на более интересующие их руководство объекты.
-А знаете, когда мы начали реставрацию, фрески стали ярче...
P.S. Эмоции от этой поездки не утихали ещё несколько дней. Сушка для льна, бесконечно красивые фрески, запреты на реставрацию и враждующий с прихожанами настоятель церкви... все это никак не укладывалось в моей голове. Кажется, все это вымысел. Но нет. Видимо, бывает и такое..
📍Тверская область, Хонеево