Ирис считается одним из самых неприхотливых цветков. Читая "Повесть о жизни" Паустовского, обнаружила очень поэтичную страницу, посвящённую ирисам. Именно Константин Георгиевич назвал ирис цветком железнодорожников.
И действительно, ещё недавно во всех пристанционных палисадничках сидели неприхотливые синие петушки, густо обсыпанные бурой железнодорожной пылью.
Ирисы просты в уходе. Я тоже так думала. Ведь мы часто, что греха таить, сначала покупаем под влиянием момента понравившийся цветок. А уж потом начинаем искать в литературе: а что ему, собственно, не нравится?
Вот вы, к примеру, знали, что бородка у ириса – это не отогнутые нижние лепестки?
Бородка – небольшая щетинка у основания нижних лепестков, чаще бывает жёлтого цвета. Есть щетинка – ирис бородатый. Борордки нет – безбородый.
А ещё всё многообразие расцветок у ирисов обусловлено двумя группами пигментов и их сочетаниями: каротиноиды дают все оттенки жёлтого, оранжевого и розового, а антоцианы – синефиолетовые тона.
Из-за этого красных ирисов не бывает в принципе. Селекция в этом направлении ведётся. Но отчётливого результата пока нет. Как нет и роз синего цвета.
Так было и у меня. Купила я красивый (на картинке) ирис с узкими, как у осоки, листьями. Подсадила его к остальным. А он, собака, не цветёт. И даже немного хиреет.
Оказалось, мой новый приобретенец – ирис сибирский. И он вот совсем не любит расти под берёзой. Ему слегка влажную почву подавай. И корневища «пузиком» он не имеет.
Пришлось пересаживать. На новом месте в кружевной полутени и подальше от берёзовых корней он порадовал нас обилием некрупных сиреневых цветочков среди узких «травяных» листьев. А вообще сибирский ирис абсолютно неприхотлив. Только условия ему нужны…
Только после этой неудачи я начала интересоваться биологией ирисов. Америки я не открою, но вот несколько моих наблюдений, подтверждённых опытом.
Ирисы неприхотливы. Но условия им нужны разные.
Корневищные ирисы.
Те, что любят пузико своего корневища солнышку подставлять. Они размножаются делёнками корневища. К этой группе относятся и германские ирисы.
Отламываем делёнку с парой звеньев и парой почек, укладываем на холмик песчаной почвы (на глине нужен дренаж) так, чтобы корневище было расположено горизонтально, а похожие на верёвочки корешки свисали вниз, проливаем, подсыпаем к корешкам рыхлой сыпучей почвы, ещё раз проливаем.
Дело готово. На будущий год ирис, если ему всё понравилось, зацветёт.
Эти ирисы, как я заметила, очень любят подкормки золой, любят солнце, могут расти в полутени, мирятся с засухой и тенью. У меня корневищные ирисы прекрасно растут под берёзой.
Берёза – лютое дерево, под ним даже сорняки угнетаются. Обращали внимание, как чисто в березняках?
А корневищные ирисы – растут. И цветут.
Всё, что я делаю – подкармливаю золой весной и осенью.
Зола для таких ирисов – спасение. Она не даёт развиваться гнилям, даёт необходимые ирисам калий и фосфор.
Эта группа моих ирисов не любит вымокания (дождливые годы с застоем воды – беда для них) и кислой почвы (спасает зола).
Но есть ещё две большие группы ирисов, распространённые в нашей стране.
Это ирисы сибирские и болотные.
Сибирский ирис.
Любит хорошо удобренную слабокислую влажную почву и не любит засуху, яркое солнце и глухую тень. Под него вместо золы я сыплю два раза в год по горсти комплексного удобрения. Ирис доволен.
Делю его просто – при помощи ноги и лопаты. И ведь цветёт!
Ирис болотный.
Корневищный. Очень красивые жёлтые цветы. Болотный ирис – потрясающая находка для владельцев влажных участков, где в дождь стоит вода. Болотный ирис может расти везде, даже в воде.
Размножается… самосевом. Семена (если не убирать) прорастают.
Свой я выкопала на берегу лесного озера. Растёт у меня с северной стороны дома в глухой тени. Без всякого ухода. Не удобряю ничем. Единственное – весной удаляю прошлогодние листья. И ведь благоденствует!
Вот такие разные и прекрасные ирисы.