Антон Павлович Чехов начал свой путь в драматургии в 1890 году. Его пьесы отличаются принципиальным новаторством.
В отличие от того же Островского, Чехов в пьесах изображает текучесть жизни, в которой нет глобальных событий. Все кульминационные события происходят "за кулисами", а конкретного места действия нет.
В пьесах Антон Павлович в первую очередь изображает внутренние "события" героев, то есть их движение души, чувства, переживания. Поступки и действия малозначительны, а судьба человека определяется взлетами и падениями его души.
Важной отличительной чертой является то, что принципиального деления персонажей нет, так как для Чехова каждый герой важен для разрешения общей мысли пьесы.
Композиция пьесы довольно размыта, а финал открытый и носит трагический характер. Зрителю предстоит поразмышлять о дальнейших событиях пьесы.
Стоит отметить, что Чехов применяет особые этические приемы: портрет, костюм, детали в них. Так автор подчеркивает символическую деталь героя, характеризующую его.
Например, у героини "Вишневого сада" Вари символической деталью являются книги, у Раневской - деньги.
С помощью таких деталей зритель понимает, каков персонаж, каковы его жизненные ценности.
Особую роль в пьесах Чехова играет пейзаж, который задает настроение.
В "Вишневом саду" особая роль отводится саду - симфония в белом в начале, какофония в конце.
Пейзаж в большей части подсказывает, о чем пьесах.
Повышенное внимание автор уделяет чувству звука (например, звуки струны, топора, бильярдных шаров). Выделяется много смысловых пауз, задающих эмоции действию, что позволяет зрителю проникнуть в смысл происходящего.
В пьесах А.П.Чехова слово героя не соответствует его эмоциональному настроению. Это несоответствие чувствуется зрителем: необходимо присмотреться к герою и задуматься, о чем он говорит. Здесь появляется чеховский подтекст, или мир подводного течения. Иными словами, речь героя есть, а вот понять, что он чувствует и думает должен уже сам зритель.
Таким образом, Антон Павлович Чехов является новатором в отечественной драматургии. В центре внимания автор рассматривает повседневную бытовую жизнь, как и его предшественники, но совершенно по-другому расставляет акценты. Начинает вырисовываться литературное кредо: жизнь человеку дается один раз, а он все мечатет о том, какой она станет в будущем, ничего не предпринимая. И чеховские пьесы в первую очередь о том, как жить и что делать дальше, отдавая дань традициям русского национального театра.