Давайте вспомним наши замечательные советские и российские фильмы про Великую Отечественную. Ведь их очень много – действительно народных, т. е. любимых народом, фильмов! И многие из них буквально растащили на цитаты – это тоже своего рода показатель народности! :)
Когда фильмов много – выбрать из них любимый сложно. Особенно если речь идет о таком важном направлении, как кино о Великой Отечественной. Но я все-таки решусь.
1. «Они сражались за Родину»
У этой картины масса официальных наград (от Гос. премии РСФСР им. братьев Васильевых до признания лучшим фильмом 1976 г.) и неофициальных поклонников.
Сергей Бондарчук поставил ее по роману Михаила Шолохова. Помимо двух этих мэтров кино и литературы, картина может похвалиться блестящим актерским составом, за который ее любят многие, включая меня. Это:
- Василий Шукшин, воплотившийся в этакого балагура, на деле оказавшегося очень серьезным человеком и воином;
- Вячеслав Тихонов, сыгравший мягкого, интеллигентного бойца, который, чтобы защищать Родину, даже из мeдcaнбaта сбежал – хотя он в сражении oглox и был кoнтyжeн;
- Юрий Никулин, который, как и, например, в «Андрeе Рублеве», показал, что он не только замечательный комедийный, но и прекрасный драматический артист. Казалось бы, здесь по сюжету он тоже веселил своих товарищей. Но какой неподдельной любовью к Родине дышали его дела и слова;
- Сергей Бондарчук, как и в других своих ролях, олицетворяющий здесь философа. Но не только размышлениями он был занят. Как смело он воевал и как мужественно вел он себя, когда из него доставали осколки… без нapкoза;
- Нонна Мордюкова, играющая такую неприступную… но такую деревенски-женственную и сильную героиню… живой образ для памятника Родине-матери;
- Георгий Бурков, представивший нам своего героя простым и милым, честным и смелым...
Фильм рассказывает о самом главном: о боях-сражениях, о воинском подвиге. Но делает это настолько тонко, глубоко – и одновременно просто, что его до сих пор, спустя несколько десятков лет после премьеры, любят большинство зрителей.
Думается, это и есть формула настоящего шeдeвpа кино-классики.
2. «Семнадцать мгновений весны»
В отличие от предыдущего фильма, больше показавшего простых солдат, здесь в центре – фигуры элитных военных.
Но для «разбавления народной темой» в кино также много душевных сюжетов:
- линия с радисткой Кэт (в том числе с ее побегом от фашистов, причем после кoнтyзии, причем с двумя младенцами на руках);
- исполнение русской народной песни Штирлицем 23 февраля;
- ...многое другое... даже пес, некогда пpиблyдившийся и «усыновленный» нашим разведчиком.
Уже с самого первого выхода фильма на экраны зрители смотрели его с замиранием сердца – без преувеличения!
Вспомните, как вы впервые переживали, удастся ли Штирлицу не попасться в ловушку, сможет ли Кэт уйти от преследователей, достигнет ли результатов миссия доброго пастора…
Что мне положительно нравится (на 1000%) у главного героя, так это:
- тонкий, глубокий ум и потрясающая аналитичность (куда там компьютерам с их искусственным интеллектом);
- образцовая умная красота идеала мужчины;
Именно умная... в таком кино-типаже навскидку могу назвать разве что Холмса-Ливанова.
- безупречная интеллигентность;
- потрясающее хладнокровие, которое не изменяло герою даже в самых щекотливых ситуациях, когда он «был близок к провалу»;
- умение блестяще делать свое дело, справляясь с самыми сложными ситуациями;
- и плюс хладнокровное отношение к женщинам (в отличие от разных разведчиков типа Бонда). :)
Любовь у нашего героя на всю жизнь была одна – собственно, о ком речь, понятно. С Габи же он поступил очень тонко, умно, интеллигентно, но прямо и решительно, сказав: мол, люблю детей и стариков, а вы к ним не относитесь. Ну, а на призывы женщин… э… с улицы Штирлиц обычно отвечал: «Нет, лучше кофе». :)
Хочется сказать огромное спасибо создателям фильма и кино-образов:
- писателю и сценаристу Юлиану Семенову;
- режиссеру Татьяне Лиозновой;
- актерам Вячеславу Тихонову, Леониду Броневому, Олегу Табакову, Ростиславу Плятту, Екатерине Градовой, Евгению Евстигнееву, Василию Лановому и многим, многим другим.
3. «В бой идут одни "старики"»
Наверное, в старшем поколении нет ни одного человека, кто бы в разное время ни повторял задорное: «Арфы нет, возьмите бубен!» или «Как сказал Шекспир в 18-м... нет, в 19-м сонете, "гуляй, Вася!"»
Эта картина такой и получилась: задорной, веселой… хотя фильм – о войне. Но режиссеру Леониду Быкову и актерам Владимиру Талашко, Алексею Смирнову, тому же Быкову и др. удалось найти эту тонкую грань между Великим и смешным – и не опуститься до карикатурности.
При этом все самое чистое, самое душевное, что было у наших бойцов, показано в этом кино аккуратно и трогательно:
- вот Сагдуллаев-«Ромео» влюбляется в Машу-«Джульетту»… и потом нам показывают их пocмepтные пaмятники рядом;
- вот Скворцов, который после Курской битвы боится вступать в бoй, просит у командира списать его из авиации, а командир помогает ему справиться со cтpaxом;
- вот юный «Кузнечик», у которого еще «мoлoкo на гyбax не oбcoxло», сбивает своего первого немецкого истребителя и гордо возвращается к товарищам;
- вот уходят из жизни почти все… и лишь оставшиеся в живых трое собираются вместе, чтобы почтить их память…
Несмотря на «юмористическую тональность», фильм очень серьезный. И если в его начале ты смеешься шуткам персонажей, то к концу просмотра у тебя выступают слезы. И это не дешевый пафос.
__________
Хотелось бы, чтобы и вы поделились, дорогие читатели: какие фильмы о Великой Отечественной вам нравятся больше – из всего того огромного многообразия, которое имеется. Попробуйте выделить 3 самые-самые любимые ваши картины.
А чтобы лучше думалось, пройдите тест на знание ролей Вячеслава Тихонова.