Найти в Дзене
MisSova

Когда сталкиваются два мира, кому-то приходится страдать. Как я «Пригоршню праха» И. Во читала

Оглавление

Ивлин Во - удивительный автор. В его творчество, едкий юмор либо сразу влюбляешься, либо нет. И все же тексты он пишет разные. Если над "Незабвенной" с ее черными юмором я хохотала до слез, то все, что я думала о «Пригоршне праха» - что это лютый треш.

И каждая новая страница была все трешовее и трешовее. Завершил же ее просто неожиданный, всепоглощающий финал, оставляющий черную пустоту внутри. И только когда закончилась книга, я смогла от нее оторваться.

Ивлин Во (автор) и Кристин Скотт Томас (актриса, сыгравшая Бренду Ласт). Прототипом образа Бренды послужила супруга Во Ивлин-она Во. Коллаж авторский
Ивлин Во (автор) и Кристин Скотт Томас (актриса, сыгравшая Бренду Ласт). Прототипом образа Бренды послужила супруга Во Ивлин-она Во. Коллаж авторский

О чем книга

Казалось бы, простая книга, в основе которой - банальный адюльтер. Но именно своей трагедией в банальности, жизненности цепляет книга.

Главный герой романа - Тони Ласт. Он английский аристократ, который больше всего на свете любит свою жену Бренду и собственное поместье, родовое гнездо.

Оно не самое уютное, не самое красивое и не самое удобное, требует безумных вложений и ужасно скучное, ведь соседей тут немного, светских развлечений почти нет, а каждый день похож на предыдущие.

Но Тони его любит. А вот его жена Бренда - нет. В имении ей ровным счетом нечего делать, а единственное развлечение - раз в неделю съездить в Лондон на день.

Нелюдимое поместье редко принимает гостей, а ведь Бренда раньше была той, кого мы сейчас называем "светскими львицами".

Вот в такое интересное место внезапно приезжает Джон Бивер, небогатый кутила, вечно ищущий место, где ему можно столоваться бесплатно.

Между скучающей Брендой и амбициозным Бивером, верящим, что эти отношения могут хорошо поднять его по социальной лестнице, разгорается скандальный роман.

Об этом знают все: родственники Бренды, свет, друзья, знакомые четы Ласт. Все, кроме Тони, мужа. И все покрывают Бренду.

При этом нельзя сказать, что у Бренды совсем нет совести. В какой-то момент она решает, что изменять супругу - норма для брака.

Поэтому, чтобы не чувствовать себя совсем дурной особой, она начинает подыскивать любовницу для мужа. К сожалению, Тони слишком влюблен в Бренду, чтобы не то, что изменять ей, а даже задуматься над тем, что в мире есть женщины кроме Бренды.

В конечном итоге все заканчивается тем, что Бренда задумывает выйти замуж за любимого Бивера, признается во всем мужу и решает развестись.

Проблема только заключается в том, что если развод осуществляется по желанию супруги, она остается без алиментов.

Т. к. Тони не хочет оставлять любимую женщину без средств к существованию, он подает на развод сам.

Развод почти оформлен, когда Бренда решает посягнуть на святая святых и предлагает продать имение.

Тогда-то Тони останавливает бракоразводный процесс и совершает по отношению к Бренде месть, которая в итоге не только ударяет по ней, но и меняет жизнь Тони навсегда.

Скажу честно: если сюжет, отношение к Тони, поступки Бренды по ходу истории вызывают возмущение, гнев, ошеломление, то финал просто шокирует.

Это не просто неожиданный сюжетный поворот. Это что-то большее. Некий катарсис, только наоборот. Я долго еще не могла отойти от книги.

Автобиографические черты

Роман во многом автобиографичен.

У Ивлина Во действительно была супруга. Ее, к слову, тоже звали Ивлин Во. Друзья их так и называли: Ивлин-он и Ивлин-она.

Однако прожили вместе они недолго: брак распался в 1930-м году из-за измен Ивлин-она Во.

Собственно, образы Тони и Бренды Ласт - образы супругов Во. Схоже все, кроме финала.

Сложные образы

Признаюсь честно, пока я читала роман, мне было безумно жалко Тони, я осуждала Бренду.

Наверное, это нормально: вставать на сторону пострадавшего.

Но чем больше я задумывалась над книгой, чем дальше уходило ощущение после-прочтения, тем больше я винила Тони.

Возможно, все, что случилось, и не хорошо, но, наверное, все же правильно.

Бренда в романе описана как яркая девушка, любящая свет, вечеринки, кино, театры, Лондон. Тони же - эдакий бирюк, человек домашний, предпочитающий свое поместье всем остальным вещам в мире.

Единственное время, когда он покидает свой дом и врывается в жизнь шумного Лондона - время ухаживаний за Брендой.

Потом он женится на ней и увозит из места, в котором она была счастлива. В поместье, жизнь в котором протекает совершенно иначе, чем в Лондоне.

Могла ли здесь найти себя Бренда? И мог ли действительно любящий человек считать, что жизнь, хоть и в золотой, но клетке может быть счастливой?

Столкнулись два мира, люди, придерживающиеся совершенно разных взглядов на жизнь. Могли ли оба в этом столкновении быть счастливы?

На этот вопрос отвечает сама Бренда, когда уходит туда, куда ее всегда тянуло, где Тони не было место.

Что касается самого м-ра Ласта, то в финале он попадает в похожий твист. Иронично, но теперь и его мир сталкивается с чужим. И с чужим понятием о счастье. Но сделало ли это счастливым Тони? Увы, нет.

Сможет ли он повторить путь Бренды? Хотелось бы мне.

Влияние на культуру

Роман был написан в 1934 году, переведен на русский в 1971.

Его экранизировали в 1988 году в Великобритании. Был номинирован на Оскар, получил премию Британской Академии кино и телевидения.

Как и многие романы Во, любим публикой. На него часто ссылаются в тематических группах.

А вы читали «Пригоршню праха»? Понравился ли вам роман? Как вы думаете, что в итоге случилось с м-ром Бивером и как закончилась судьба Тони? Жалко ли вам его?

Как вы думаете, можно ли простить измену? И можно ли потом продолжить отношения, жить с человеком, который изменил?

Если статья была интересна, предлагаю к прочтению другую, по творчеству Во: "Разрушающая «американская мечта» и «Незабвенная» И. Во".