The Complete 1969 Recordings - это коробка группы, полностью посвященная записям этого года, в нее вошли целых 26 носителей различных форматов, которые чуть позже отдельно рассмотрим. Релиз состоялся в 2020-м, в Россию его официально не привозили. King Crimson, наверное, самые "правильные" составители такого рода изданий, другие исполнители не подходят к своим архивам настолько тщательно, либо просто берегут материал для последующих выпусков, что по отношению к фанатам не так и хорошо.
По размеру (примерно 32 на 32 сантиметра, размер виниловой пластинки) бокс не отличается от предыдущих релизов King Crimson в этой серии, которых до этого уже было целых семь. Поэтому на полке 1969 будет отлично выглядеть рядом с ними. Не все группы соблюдают такие "традиции", можно вспомнить, например, Битлов, делюксовые издания их альбомов очень сильно отличаются друг от друга по дизайну, что не всегда красиво, особенно на полке.
А теперь готовим инструмент и приступаем...
Внешняя часть - конверт, за которым скрывается основной бокс, повторяющий, кто бы сомневался, оформление In The Court Of The Crimson King. В 2010 году этот альбом уже переиздавали в коробочном формате, но всего на шести дисках. Похоже, что именно поэтому обложку пластинки не сделали основой.
Внутри традиционно много "печатных материалов", относящихся к истории группы (они аккуратно упакованы в специальную папку), копия одной из афиш, реплика оформления виниловой пластинки и буклет с дополнительной информаций, историей коллектива и множеством интересных иллюстраций. Не очень люблю всю эту лишнюю "макулатуру", она ничего не добавляет к музыке, только увеличивает стоимость производства. Но в этом случае все сделано очень качественно, и кому-то все-таки понравится. Буклет, кстати, отличный! Не так много существует переизданий, который могут похвастаться такими же хорошими и информативными текстами и фотографиями.
А это уже основная часть - музыкальная. Конверты с дисками лежат в два слоя.
Большая часть дисков упакована в тройные картонные конверты (их еще называют словом "софтпак") - выглядят красиво, но очень не практично, саму упаковку можно порвать, особенно доставая CD из среднего кармана (у меня так несколько раз в жизни случалось), а поцарапать можно вообще любой. Но это нужно для экономии места, все-таки если вставлять внутрь коробки или диджипаки с треями, то размер самого бокса сильно бы вырос. То есть компромиссный вариант, хотя и не лучший, конечно.
А теперь перейдем к самому музыкальному материалу.
CD1 - легендарный концерт 5-го июля в лондонском Гайд-Парке, тогда King Crimson были "разогревающей" командой у The Rolling Stones. Хотя и указано, что источник - кассета с непрофессиональной зрительской записью, качество хорошее, ожидания были хуже. До этого он уже выходил на лейбле группы, но специально для бокса прошел еще одну реставрацию в 2020, в конце компакта еще добавлена аудиозапись встречи музыкантов в 1997 и их воспоминания.
CD2 - концертное выступление в лондонском клубе Marquee 6-го июля, то есть на следующий день после предыдущего, это будет все такая же кассетная запись из зала, обработанная аудио-реставратором в 2020. Ее качество, как мне показалось, немного уступает Гайд-Парку, но криминальным его тоже никак не назовешь. Концертник уже выходил в серии King Crimson Collectors' Club, причем был первым в ней релизом, выпущенным еще в 1998-м. Сетлисты полностью не пересекаются, что очень хорошо, так как слушать один и тот же порядок песен может быстро надоесть.
CD3 - выступление на Девятом Национальном фестивале джаза и блюза в британском Пламптоне 9-го августа, его источники - кассета и винил, но благодаря современным технологиям удалось "выжать" максимум, и звук вполне приличный. Запись была включена на третий диск архивного релиза Epitaph.
CD4-5 - концерт в Chesterfield Jazz Club 6-го сентября, для этой коробки записавший его предоставил оригинальную кассету, а не ее копию, как было в 1975-м, она и использовалась для четвертого диска Epitaph. С современной реставрацией звучит все очень хорошо.
CD6 - записи из нью-йоркского зала Fillmore East в 21-го и 22-го ноября. В отличие от предыдущих, они были профессионально сделаны, но записаны на кассету. До этого они уже выходили на одном из дисков в серии King Crimson Collectors' Club, но на боксе, как и остальные, представлены в реставрации 2020 года. К сожалению, в моем экземпляре коробки вместо CD6 лежал CD9, поэтому качество звучания прокомментировать не смогу. Причем эта проблема, судя по отзывам, встречалась и у других покупателей, и этот момент можно считать самым главным недостатком бокса - не знаешь, что получишь, а потом придется тратить время на возвраты и обмены.
После получения "правильного" экземпляра можно и прокомментировать и его. Кассетная запись звучит очень неплохо, но чувствуется некоторая зажатость. Оба концерта записаны не полностью, плюс треклисты одинаковые, делает этот диск немного скучноватым.
CD7 - выступления в Fillmore West в Сан-Франциско 13-го и 14-го декабря. Это профессиональные записи, поэтому и звучат они действительно лучше, чем другие, но кристальной чистотой все-таки не поразят, но, пожалуй, как концертные выступления, эти два самых лучших, в некоторые моменты даже думаешь, как продвинуто звучали King Crimson в тот период. До этого они уже выходили в составе Epitaph (первый и второй диски).
CD8 - оригинальный альбом, как он был издан в 2004 году, так называемый Original Master Edition, плюс несколько бонус-треков. Значительной разницы с компактом этого же варианта, выпущенного в 2000-х, не было заметно. Пуристы, наверное, будет разочарованы тем, что оригинал идет с добавленными к нему композициями, причем не самыми обязательными. Этот диск вышел в 2019-м в составе расширенного переиздания (3 CD + Blu-Ray).
CD9 - Альтернативная версия In The Court Of The Crimson King, составленная из различных миксов 2019 года, их автором был Стив Уилсон, включая и вариант "21st Century Schizoid Man", для нее Мэл Коллинз и Якко Якшик записали новые партии (это единственный трек на коробке, к которому дописали что-то в наши дни). Как и предыдущий он уже издавался в 2019.
CD10 - Стерео-микс Стива Уилсона 2009 года с несколькими бонус-треками, он уже выходил, в том числе и на виниле.
CD11 - Стерео-микс Уилсона 2019 года и инструментальные версии всех альбомных треков. Впервые он появился на расширенном переиздании (3 CD + Blu-Ray). Какой из вариантов альбома выбрать - дело личного вкуса, но в любом случае все они не вызывают вопросов ни по мастерингу, ни по общему звучанию. У King Crimson со звуком всегда было хорошо, они одна немногих групп, у которой сложно найти релиз с плохим качеством.
CD12 - Его название Let's Make A Hit Waxing, в него вошел материал со студийных сессий в июле-августе в Wessex Studios, в том числе студийные разговоры и неудачные дубли. Его концепция - это "час в студии" с King Crimson (подобное уже делалось для предыдущих коробок). Основная его проблема в том, что он сделан одним треком длиной более 68 минут, и хотя большая его часть воспринимается вполне нормально, но вот найти и послушать понравившиеся фрагменты будет очень проблематично.
CD13-CD18 - на следующих шести компактах июльские-августовские сессии в Wessex Studios (за исключением "21st Century Schizoid Man" из Morgan Studion в июне), но уже разбитые по композициям и дублям, правда, не каждый из них идет отдельным треком. Так как взяты они со студийных пленок, то звучит все отлично. До этого весь материал можно было найти только как скачиваемые файлы на сайте лейбла King Crimson.
DVD19 - на этом диске, включенном в уже устаревающем формате DVD-Audio, собран весь материал со студийных сессий, а также Let's Make A Hit Waxing, причем в разрешении выше, чем у CD.
DVD20 - сюда включены миксы (в 5.1 и стерео) 2019 года и Original Master Edition в хайрезе (кроме многоканального микса в DTS) плюс видео-фрагмент "21st Century Schizoid Man" из уже упоминавшего в Гайд-Парка.
Blu-ray21 - на блю-рее можно найти все студийные сессии, а также демо Giles, Giles and Fripp, записанные 1968-м (о них чуть позже) плюс концерт в Chesterfield Jazz Club, все это в хайрезе.
Blu-ray22 - на диск включены стерео- и многоканальная версии микса In The Court Of The Crimson King плюс его альтернативный вариант образца 2009 года, бонус-треки, а также рипы винилов. Весь материал, конечно же, в хайрезе.
Blu-ray23 - миксы 2019 года (5.1 и стерео), плюс инструментальные версии, Original Master Edition, еще один альтернативный вариант диска и бонусы, включая видео-фрагмент "21st Century Schizoid Man" из Гайд-Парка. Звук - в хайрезе.
Blu-ray24 - многоканальный микс Стив Уилсона 2020 года в формате Dolby Atmos.
Два оставшихся компакта добавлены на отдельную вкладку, на мой взгляд, это даже практичнее, чем софт-паки. Что интересно, по ним нет детальной информации в буклете.
CD25 - демо Giles, Giles and Fripp, записанные в 1968 году, изданы они были только в 2001-м под названием The Brondesbury Tapes. Звучат очень хорошо, но по большей части материала, конечно, уступают King Crimson, хотя послушать их интересно, например, тогдашнюю версию "I Talk To The Wind". Для данного бокса они прошли процесс реставрации звука в 2020-м.
CD26 - записи двух радиосессий легендарного ведущего Джона Пила на BBC, прозвучавших в британском эфире 11-го мая и 7-го сентября 1969-го, то есть еще до выхода The Court Of The Crimson King в октябре. Этот материал частично выпускался на первом диске Epitaph, а также на переиздании альбома в 2009-м. Треки были взяты из разных источников, поэтому качество не у всех одинаковое, но в любом случае на очень хорошем уровне, кроме "Get Thy Bearings".
Также на диск была добавлена единственная записанная концертная версия композиции "Trees", ставшей потом "A Man, A City", но изданной под именем "Pictures Of A City" на второй пластинке группы In the Wake Of Poseidon в 1970-м. А вот качество записи, пожалуй, самое низкое из всех треков в боксе, правда, в издании так и указывается, что он, прежде всего, включен из-за своей исторической ценности.
Да, эта коробка не для обычных слушателей, которые не найдут много интересного для себя, но для любителей раннего прога и King Crimson - это действительно очень привлекательный релиз. И если бы не возможные проблемы с перепутанными дисками, то бокс бы заслуживал быть одним из лучших в истории переизданий альбомов в истории. По собранному материалу такое звание он точно заслужил.
Record Store Day 2021 - обзор релизов RSD'21 - Drop 1, Drop 2
Record Store Day 2020 - RSD Drops - обзор самых интересных релизов
10 лучших рок-альбомов 60-х годов - №1, №2, №3, №4
Как современный мастеринг изменил звучание знакомой музыки