Найти в Дзене
Chess-News Шахматы

Бобби Фишер однажды держал пари, что решит эту задачу в течение получаса. И проиграл

19.02.2019

Генна Сосонко

Счастливый человек

Мат в три хода
Мат в три хода

Если вы не смогли решить эту задачу, не очень расстраивайтесь – вы в хорошей компании: Бобби Фишер однажды держал пари, что решит её в течение получаса. И проиграл.

Американский гроссмейстер Ларри Эванс (1932 - 2010) вспоминал, что Бобби, заведшись, заявил, что если в его распоряжении было бы больше времени, он, без сомнения, нашел бы в этой задаче и другое решение. Было заключено еще одно пари, и на следующий день  Фишер снова вынужден был признать свое поражение.

Происходило это в не столь уж далекое, но докомпьютерное время, а автором задачи и выигравшим оба пари у будущего чемпиона мира был Пал Бенко.

-2

Старейший после Авербаха гроссмейстер, американец венгерского происхождения в прошлом году справил свой девяностый день рождения.

Так получилось, что мы с ним никогда не встречались за шахматной доской, хотя неоднократно виделись на турнирах и Олимпиадах.

Сорок лет назад. Турнир в Лон Пайне 1979. На заднем плане – Пал Бенко.
Сорок лет назад. Турнир в Лон Пайне 1979. На заднем плане – Пал Бенко.

Во времена девальвации всего, в том числе званий и понятий, сегодня нередко можно услышать выражение «легенда шахмат».

Пал Бенко действительно является живой шахматной легендой. В свои лучшие годы Бенко был очень сильным гроссмейстером, дважды выходившим в турниры претендентов. Он разработал немало вариантов в самых различных дебютах, а гамбит, регулярно применявшийся им еще в пятидесятых годах, назван его именем (гамбит Бенко, в России известный как Волжский гамбит).

Кроме того, Бенко – незаурядный шахматный композитор. Не гроссмейстер, время от времени составляющий задачу или этюд,  используя идеи, встретившиеся в собственных партиях, а один из самых выдающихся шахматных композиторов современности.

Он до сих пор работает в самых разных областях этой, по набоковскому слову, поэзии шахмат, «блестящей и в то же время темной материей шахматных задач, волшебных загадок, каждая из которых плод тысячи и одной ночи без сна».

Бенко  было тринадцать, когда он составил первую задачу, но по-настоящему Пал стал заниматься композицией уже в зрелом возрасте. Он делал и делает это только и исключительно из любви к искусству: многочисленные призы, которые выиграл Бенко в конкурсах, в денежном отношении до смешного малы. В этом, если задуматься, и есть огромное счастье – ни от кого не завися и не будучи никому обязанным, заниматься делом которое любишь.

* * *

Венгр, родившийся в 1928 году во французском Амьене, где его отец работал инженером, он совсем маленьким переехал с родителями в Венгрию и подростком испытал все тяготы войны. В 45-м попал в лагерь, страдал от голода и холода. Освободился. Хотя смерть и отступила, время в послевоенной Европе оставалось тревожным. Спасали шахматы. Пал стал мастером, одним из сильнейших в стране.

В 1952 году, находясь в советской зоне Берлина, Бенко предпринял отчаянную попытку бежать на Запад.

Так выглядел Берлин в пятидесятых ещё до постройки Стены
Так выглядел Берлин в пятидесятых ещё до постройки Стены

Попытка не удалась. После короткого пребывания в заключении в Берлине и Праге, его передали на родину, и в будапештской тюрьме он подвергся трехнедельному конвейерному допросу: его обвиняли в том, что он американский шпион. Всё это время он провел почти без сна в одиночной камере, а на допросах лампы большой мощности, направленные прямо в глаза, непрерывно слепили его. Задолго до публикации самой известной книги Солженицына Бенко на практике узнал, что такое ГУЛАГ, пусть и не советский, а венгерский.

Когда его заставляли признаться, что он является агентом ЦРУ, Пал даже не понимал, что имеется в виду: произносимое по-венгерски «ЦРУ» по созвучию очень напоминает слово «кошка», и Бенко даже воскликнул – я не держу кошки дома!

«Это очень разозлило их, - вспоминал он много лет спустя, - и они начали избивать меня, но я всё равно не подписал ничего. Обыскав мою квартиру, они нашли открытки с непонятными цифрами и буквами: тогда я много играл по переписке. Как я не уверял, что это ходы шахматной партии, они были уверены, что обнаружили какой-то тайный код, и стали еще пуще избивать меня. Но признания, что я участник заговора против советского правительства Венгрии они так и не выбили. В конце концов мое тюремное заключение закончилось, и, не объявив даже приговора, меня отправили в концентрационный лагерь. Хотя это был 52-й год, мне довелось видеть в лагере людей, сидевших там уже шесть лет и продолжавших сидеть, не зная, когда кончится их срок. Многие гибли от голода, и я тоже истощал невероятно. Но я был молод и силен и выжил в конце концов. Среди людей, осужденных буквально ни за что, я провел в лагере полтора года, пока не случилось чудо: умер Сталин! Была объявлена амнистия, и я оказался на свободе! Хотя я уже был мастером, по силе вторым после Сабо, мне не разрешали играть в шахматы в течение полугода, да и потом я жил под постоянным надзором секретной полиции. Моей единственной мечтой стало  – как можно скорее покинуть Венгрию; помочь с бегством в свободный мир могли только шахматы. Год спустя мне вернули заграничный паспорт и я смог ездить за границу, пока, правда, только в страны, контролируемые Москвой. В 1957 году мне разрешили представлять Венгрию в Рейкьявике на студенческом первенстве мира. Я играл на первой доске, Портиш на второй, и я отыграл все партии. После чего отправился в американское посольство и попросил политическое убежище. Пресс-конференция, ожидание визы и – через неделю – Нью-Йорк…»

Бенко совсем не говорил по-английски, и первое время ему было совсем непросто. Приговоренный к игре в опенах, шахматист чистого позиционного стиля со склонностью к эндшпилю, Пал вынужден был решительно пересмотреть свой подход к шахматам: в швейцарках, где, набрав 6.5 из 9, можно было вообще остаться без приза, такая игра не годилась.

Так появился гамбит Бенко, где с первых ходов сопернику объявляется – иду на вы! Но даже став королем швейцарок, Пал едва сводил концы с концами: призы в опенах были небольшими, уроков по скайпу тогда, по понятным причинам, не существовало, а сеансы одновременной игры предлагались не часто. Но после всех трудностей и нищенского существования в Венгрии, он не терял энтузиазма. Уже на следующий год Бенко попал в межзональный (Порторож 1958), где выиграл у молодого Фишера. Оба они вышли в турнир претендентов, игравшийся в той же Югославии год спустя. Этот же результат ему удалось повторить и в следующем цикле, когда он играл в кандидатском турнире на Кюрасао (1962).

* * *

В чешских Подебрадах (2013), где молодые девушки играли с умудренными ветеранами, Бенко поделился воспоминаниями о Бобби Фишере, проиллюстрировав их своими партиями. Они сыграли двадцать партий, и общий счет, конечно, в пользу Фишера, но и Бенко удалось трижды победить легендарного  чемпиона. Вот одна из этих партий.

-5

Посмотреть партию полностью

Мы оба были гостями на том турнире, и времени было достаточно, чтобы поговорить о старых временах.

Белые и черные. Пал Бенко с автором. Закрытие турнира в Подебрадах (декабрь 2013).
Белые и черные. Пал Бенко с автором. Закрытие турнира в Подебрадах (декабрь 2013).

«Ах, ты собираешься писать о претендентском на Кюрасао? М-да-аа, это было уже больше полувека назад... Знаешь концовку того турнира, как Петросян и Геллер пришли ко мне в номер, чтобы помочь проанализировать отложенную с Кересом? А ведь у них был заключен тройственный союз до начала…

Петросян, когда я жил в Венгрии, был очень приветлив со мной, но после того как я бежал в Штаты, прекратил какое-либо общение, мы только пожимали руку до партии. На Кюрасао с ним была Рона, его жена, она встревала во всё и вообще была крайне назойлива. Меня она всё время донимала вопросами, почему я до сих пор не женат. «Есть столько красивых женщин, - отвечал я, - что просто не знаю, на ком остановиться». «И это проблема? – удивлялась Рона. – Выбери из них самую богатую…»

Пресс-центр турнира претендентов на  Кюрасао (1962). Исаак Болеславский, Рона Петросян, голландский мастер  Витхауз и руководитель советской делегации Горшков.
Пресс-центр турнира претендентов на Кюрасао (1962). Исаак Болеславский, Рона Петросян, голландский мастер Витхауз и руководитель советской делегации Горшков.

С Геллером у меня не было почти никакого общения: он не говорил ни по-английски, ни по-немецки. Ефим начинал как яркий атакующий игрок, хотя потом стал сугубо позиционным. Вспоминаю, как я спросил его однажды (простейшие вещи он всё же понимал): «Почему ты прекратил играть староиндийскую?» Он долго собирался с мыслями и наконец дал исчерпывающее объяснение: «It’s not good!» Кстати, хотя Фишер и регулярно применял староиндийскую, он тоже считал её не вполне корректным дебютом…»

Геллер - Фишер, Кюрасао 1962
Геллер - Фишер, Кюрасао 1962

Фишер был очень хорош во всех стадиях. Тактически, наверное, он не был так силен, как Таль: если Бобби не мог досчитать всё до конца, он никогда не пускался в осложнения. Но у него была невероятная воля к победе, как у Алехина, кристально ясное ведение партии, как у Капабланки, он знал дебюты, как никто, у него была высочайшая техника эндшпиля и абсолютная концентрация во время игры; такой концентрации я не видел ни у кого. Конечно, он был уникумом. На Кюрасао его раздражало всё, в первую очередь заговор русских. К тому же он прилетел за несколько часов до начала первого тура и проиграл первые две партии. Но Бобби умел делать выводы из всего. Так же как после Буэнос-Айреса 1960-го он понял, что во время турнира надо думать только о шахматах, и никогда не позволял себе ничего подобного…

Фишер, кстати, всегда относился с уважением к Решевскому. Единственное, что не нравилось Бобби, это раннее предложение ничьей Сэмми, на что Фишер всегда отвечал: Нет! Особенно Бобби раздражала форма, в которую облекал Решевский это предложение: "Ты играешь на выигрыш?"

Решевский был одним из самых талантливых игроков, которых я когда-либо видел. Он ведь в одиночку боролся с русскими, совершенно не зная теории. Однажды Сэмми попросил меня быть его секундантом на матче с Корчным (1968). Когда я приехал к нему домой и попросил показать шахматную библиотеку, Решевский вздохнул, подошел к полке и достал три или четыре книги… Но это были его собственные книги!»

«Бронштейн? Не думаю, что Дэвик отдал выигранный матч Ботвиннику, даже если он и чувствовал давление власти. Не думаю… Бронштейн частенько брал меня под руку и говорил: “Давай отойдем в сторонку, поговорим…” Он всегда боялся, что его могут услышать посторонние, и этот страх был у него внутри всегда. Всегда. Противник режима, он был полон противоречий и порой говорил очень странные вещи. Однажды в Монте-Карло в 1968-м он сказал мне: “Не понимаю, почему чехи нас не любят? Так много русских солдат погибли за свободу их страны, а теперь они начисто забыли об этом и всё время стараются показать свою неприязнь к русским. Почему они хотят, чтобы мы ушли? Мы останемся там навсегда”».

«Конечно, турниров сегодня несравненно больше, чем в то время. А закрытые турниры тогда вообще были наперечет. Один такой я помню - Кубок Пятигорского в Лос-Анжелесе в 1963 году. Его организовали и спонсировали Григорий и Жаклин Пятигорские. Жаклин (рожденная Ротшильд) сама была довольно сильной шахматисткой и даже выступала на Олимпиадах за сборную Штатов, а Григорий –  всемирно известным виолончелистом. Оба были в высшей степени милые люди.

Борис Спасский, Григорий и Жаклин Пятигорские, Роберт Фишер (Санта Моника 1966)
Борис Спасский, Григорий и Жаклин Пятигорские, Роберт Фишер (Санта Моника 1966)

А наш брат, шахматист, ты же знаешь… Григорий поведал мне, что участники всё время жаловались на то, на это, и он не мог угодить никому. А постоянные требования денег еще больше омрачали обстановку на турнире. Однажды я заметил, как госпожа Пятигорская тащила на себе демонстрационную доску, и никто из гроссмейстеров и пальцем не пошевелил, чтобы ей помочь…»

«У меня порой спрашивают: если бы было возможно, хотел ли бы я прожить другую жизнь. Конечно, все ужасы войны и тюрьмы мне не хотелось бы пережить вновь, но, что касается остального… Я без малейших колебаний снова выбрал бы жизнь шахматиста. Путешествия по миру, порой в самые экзотические страны, встречи с друзьями, сражения на шестидесяти четырех клетках и глубокое удовлетворение, если тебя озарит вдохновение и удастся создать что-нибудь действительно стоящее - что еще можно желать от жизни? А если к этому добавить, что у меня совершенно замечательная жена и чудесные дети… Нет, мне просто повезло.

Юдит Полгар презентует прославленному ветерану книгу собственных избранных партий
Юдит Полгар презентует прославленному ветерану книгу собственных избранных партий

И сегодня, когда шахматные баталии остались в прошлом, я веду еще очень насыщенную жизнь: слежу за всеми шахматными новостями, встречаюсь со  старыми друзьями, путешествую, иногда занимаюсь с молодыми талантами, и – не забудь – когда снисходит вдохновение, я по-прежнему составляю задачи и этюды…»

Хотя Бенко попробовал себя во всех жанрах композиции, включая задачи на кооперативный мат и даже задачи, где фигуры на доске  образуют буквы алфавита, его конек – эндшпильные позиции, очень напоминающие положения из практических партий. Решение их было бы крайне полезно любому, серьезно занимающемуся шахматами.

Предложу вашему вниманию три.


 Белые начинают и делают ничью. (Первый приз журнала Мадьяр Схаккелет 1967).
 Решение этого этюда – фактически новый вклад в позицию дель Рио, известную уже два с половиной века.
Белые начинают и делают ничью. (Первый приз журнала Мадьяр Схаккелет 1967). Решение этого этюда – фактически новый вклад в позицию дель Рио, известную уже два с половиной века.

 Белые начинают и выигрывают. (Первый приз, чемпионат Венгрии 1983).
Белые начинают и выигрывают. (Первый приз, чемпионат Венгрии 1983).

 Белые начинают и выигрывают. (Первый приз Мадьяр Схаккелет 1989).
Белые начинают и выигрывают. (Первый приз Мадьяр Схаккелет 1989).

Да, кстати, вы ведь даже не попытались решить задачу, если уж это не удалось самому Фишеру.

Вот её решение: http://chess-news.ru/node/25634

* * *

Спасибо за уделённое время. Если вам была интересна публикация, не сочтите за труд поставить лайк и подписаться на наш канал.