Найти в Дзене
красота неземная

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. КАК ЛЕЧИЛИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

кадр из сериала "Великолепный век"
кадр из сериала "Великолепный век"

Лечить в Средние века было трудно. Ни тебе УЗИ, ни наркоза, ни разрешения на вскрытие.

С другой стороны - хороший врач визуально и мануально поставит правильный диагноз. Но стать хорошим врачом в средневековье было сложно и даже опасно из-за религиозных запретов и ограничений.

В Османской империи больных чаще всего лечили разными подручными и народными средствами.

кадр из сериала
кадр из сериала

В этом был свой плюс - доктора лишний раз химию внутрь пациента не запихивали. Большим успехом пользовались горячие источники. Если гомеопатия не помогала, больного волокли туда.

кадр из сериала
кадр из сериала

Во дворце были лекари и акушерки. Акушерки осматривали вновь прибывших на предмет девственности, следили за регулами наложниц, принимали роды принять, или прерывали нежелательные беременности по направлению от Валиде или других султанш.

Лекарши в основном лечили мигрени, простуды, но приходилось и умирающих рабынь отхаживать. Врачебная практика в Топкапы была весьма разнообразной. Иногда лечили буквально чем попало.

кадр из сериала
кадр из сериала

Часто встречались случаи побоев и иных телесных повреждений разной степени тяжести, как результат разборок в гареме или между султаншами.

Сильнодействующие вещества принимал только шехзаде Джихангир, о его лечении постараюсь отдельно рассказать.

Султанши не пользовались седативными препаратами даже при сильном нервяке - выпьют себе, сердешные, молочка или настой крапивы - и в люльку.

Одним из лекарей показан молочный брат Сулеймана Яхья эфенди. Очень интересный экземпляр флегматичного, набожного человека, знакомого с целительством.

Врачом этого эфенди  сложно назвать. Он знал о лечебных свойствах трав, хотя его рецепты мазей иногда вызывают недоумение.

Помнится когда Хюррем подверглась магической атаке и запятнела, доктор Яхья выписал мазь из крапивы, мяты и чеснока. Против крапивы и мяты никаких возражений нет, а чеснок на воспаленную кожу как-то не очень.

Единственное что можно предположить - великий суфий таким образом пытался демонов или каких других злых духов припугнуть.

Так или иначе, его рецепт помог - покраснение исчезло вместе с демонами.

кадр из сериала
кадр из сериала

Дважды Яхья эфенди излечивал отравление с помощью целебной земельки с острова Лесбос. Есть подозрение, что все таки не почва в чистом виде была в пузырьке суфия, а целебная глина, либо мумие какое.

В этих двух случаях яды были медленного действия. Ибрагиму и султану Сулейману повезло, иначе никакой чернозем не помог бы.

Все свои сеансы целительства Яхья, как водится, сопровождал молитвами. Это традиционно для верующего человека, тем более в 16 веке.

Несмотря на всю свою ученость, Яхья был человеком не шибко далеким. В случае порчи, наведенной на Хюррем Султан зловредной родственницей мужа, суфий упорно отвергает совершенно очевидную возможность магического вмешательства.

Эфенди говорит, что это невозможно. Ни один мусульманин не станет колдовать потому, что это строго карается. Если на минутку включить разум, то причинно-следственная связь прослеживается очень четко. За колдовство полагается суровое наказание. Это означает, что случаи магических практик все таки имели место. То есть, нельзя отвергать все подряд, иногда стоит и задуматься.

Яхья при всей своей религиозности и образованности не давал работы мозгу поразмышлять о том, что происходит. Он мыслил догмами и изрекал их.

Одно время эфенди частенько оказывал психотерапевтические услуги повелителю. Но терапия чаще была направлена не на успокоение султана, а на обличение его грехов.

кадр из сериала
кадр из сериала

Казалось бы, отношения Сулеймана и Ибрагима касались только этих людей. Переживания султана по поводу казни своего бывшего друга следовало гасить на благо и повелителя и государства.

Яхья эфенди упорно вел речи о том, что несправедливость заслуженно терзает падишаха, что он обречен на страдания.

То есть, суфий поставил себя над этой ситуацией, не понимая толком, в чем там дело. Он не облегчал страдания повелителя, а ухудшал его душевное состояние с высоты своей якобы святости.

После казни шехзаде Мустафы порицание молочного брата станет еще более жестким и султан перестанет с ним общаться.

Следующая статья будет о лекаре Соломоне и эпидемиях, если читателям интересна эта тема.