Найти тему
Кино-Панк

Запретная любовь рядового и офицера в советской армии: «Жар-птица»

Кадр из фильма «Жар-птица»
Кадр из фильма «Жар-птица»

Широкая российская аудитория зачастую негативно воспринимает фильмы с намёком на ЛГБТ-повестку. С чем связана такая реакция - понять несложно, причины на поверхности. Тут и государственная пропаганда на ТВ и в печати, постоянно обыгрывающая тезисы про загнивающий Запад с гей-парадами, тут и закрепощенность старшего поколения, выросшего в СССР и неготового даже думать о подобном. Руслан Никитин рассказывает о своём удивлении от фильма «Жар-птица», попавшего в программу 43-го Московского кинофестиваля.

«Жар-птица» - это кино о запретной любви между двумя военными: рядовым и лейтенантом. Действие разворачивается в СССР во времена Холодной войны. Понятно, что и выбранная эпоха, и неоднозначные герои, позволяют авторам развернуть дискуссию о взаимоотношениях общества и государства, но, как только кино переходит ко второму акту, становится понятно, что дальнейшего смыслового развития ждать не стоит. Дороги героев расходятся, и сюжет зависает на мёртвой точке, предлагая наблюдать лишь за усиливающейся бытовой драмой, которая ведёт к скомканной (и слегка неадекватной) концовке.

Драматический провал спасают сильные актёрские работы - главные роли исполнили Том Прайор («Kingsman: Секретная служба») и Олег Загородний («Зоя», «Радуга в поднебесье», многочисленные роли в «Гоголь-центре»). Несмотря на то, что оба образа временами кажутся карикатурными, их развитие нельзя назвать скучным, огранку характеров дополняет талантливая игра и «химия», возникающая между партнерами на площадке.

Кадр из фильма «Жар-птица»
Кадр из фильма «Жар-птица»

Фильм не хочется подвергать слишком жесткой критике, но заваленный финал непростителен. Центральная идея о том, что любовь в любых её проявлениях – не преступление, витает в каком-то вакууме, ведь других идей попросту нет. Советское государство, которое вполне могло бы стать третьим безмолвным персонажем, выполняет функцию фона, лишь изредка пугающего 121 статьёй Уголовного кодекса 1960 года («Мужеложство» - срок до 7 лет лишения свободы).

Самое забавное, что посмотреть «Жар-птицу» в России больше не получится, ведь её вряд ли допустят до широкого проката и закупят для онлайн-платформ. И это говорит только об одном, проблемы, поднятые авторами, всё ещё актуальны.