Найти тему

Современный самиздат: многообразие форм и почти что искусство

На просторах интернета встречается множество красивых книг всех жанров и форматов. Порой их легко можно отыскать в ближайшем книжном, но иногда выясняется, что это – эксклюзив, самиздат-проект, и достать его можно только у автора.

Самиздат — что же это такое, в наши-то времена?

Если ранее самиздат подразумевал в основном неофициальное и неподцензурное производство литературы, зачастую запрещенной или труднодоступной, то сейчас это буквально любая литература и иные печатные материалы (например, сборники наклеек или авторских иллюстраций), напечатанные самостоятельно, без заключения контракта с издательством.

История самиздата довольно богата, и расцвет его, конечно же, пришелся на советский период. В прошлом веке самиздатом были книги Дж.Р.Р.Толкина и Туве Янссон, которые поначалу попросту не выпускались официально, но основная его масса приходилась именно на противодействие цензуре: вспоминаются произведения Пастернака и Солженицына, стихотворения Бродского.

Но почему же сейчас, когда запретов гораздо меньше, а возможностей на рынке больше, авторы все еще обращаются к самиздату? Причин может быть множество.

Обложка книги Е.Ландер «Небесная канцелярия». Самиздат. Источник: https://vk.com/public168019501
Обложка книги Е.Ландер «Небесная канцелярия». Самиздат. Источник: https://vk.com/public168019501

Приведу лишь некоторые из них:

1. Книга издавалась ранее, но срок контракта истек, и автор хочет выпустить специальный самиздат-тираж для самых преданных поклонников. Обычно такие тиражи снабжаются дополнительными материалами, включают авторскую редактуру или вырезанные издательством сцены.

2. Книга не может быть издана официально и на коммерческой основе по каким-либо причинам. Самая распространенная — книга представляет собой фанфик. Пример: «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Э. Юдковского, изданный через краудфандинг.

3. Не самый выигрышный формат для официального издания (сборник стихотворений, заметок, рассказов — эти форматы издательства обычно берут очень редко, и то у известных и стабильно продающихся авторов, либо же издают по результатам конкурсов и проектов).

4. Порой бывает так, что автор написал серию из нескольких книг, но официально была издана лишь часть, и оставшиеся книги автор выпускает своими силами.

5. Автор хочет попробовать именно самиздат, чтобы понять, какой ему хочется видеть бумажную версию книги. Бывает и так, что успешные самиздат-проекты впоследствии замечают крупные издательства.

6. Самиздат-проекты, выполненные студентами дизайнерских/иллюстраторских/редакторских и др. направлений.

Кроме того, самостоятельно изданные электронные книги можно выделить в специальную категорию — электронный самиздат (онлайн-самиздат). Про нее можно написать отдельную статью, так что сейчас будем говорить только о бумажных книгах, но это не значит, что электронные не достойны упоминания, напротив: призываю не забывать и про них тоже!

Возвращаясь к печатному самиздату: сейчас он стал еще доступней и проще благодаря технологии печати по требованию, которую предлагают как некоторые типографии, так и интернет-платформы (например, «Автограф»). Но многие все равно прибегают к традиционным небольшим (а порой и крайне солидным) тиражам, которые в дальнейшем распродают с рук или через небольшие магазины и онлайн-площадки. Это трудоемкий и энергозатратный процесс, как и все стадии подготовки книги к печати (корректура, редактура, оформление, верстка), которые, в случае решения выпустить книгу самиздатом, автору обычно приходится проходить самостоятельно. Более того: далеко не все самиздат-проекты финансово успешны, и многие авторы знают об этом и сознательно идут на риск, часто не получая никакой прибыли. Но бывают и абсолютно феноменальные случаи.

Один из самых нашумевших, а кроме того, окупившихся самиздат-проектов последних лет — это книга Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», проиллюстрированная художницей Оксаной Викторовой. Нежные акварельные иллюстрации настолько понравились любителям необычных и редких книг, что было напечатано несколько дополнительных тиражей. Сейчас художница уже работает над другим проектом — иллюстрациями к гоголевской «Майской ночи».

Еще один любопытный феномен современного самиздата — мини-издательства, они же сам-издательства (на самом деле, это придуманный мной термин, все называют их по-разному). Обычно это команда из одного или нескольких человек, которая ведет свой самиздат-проект или отбирает рукописи из присланных, после чего издает их небольшими тиражами. У таких маленьких сам-издательств тоже вполне может стоять целая очередь желающих выпустить свою книгу, пусть и не в официальном формате. Это связано как с творческим и смелым подходом сам-издательств к оформлению книг, так и с тем, что они также, как и официальные издательства, могут оказывать помощь с редактурой, корректурой и иметь свою читательскую аудиторию.

В качестве примера масштабного самиздат-проекта приведу антологию «На границе миров» издательства «Magic Book»: серию межавторских сборников рассказов, объединенных мифическо-сказочной тематикой. У каждого сборника свой основной лейтмотив, будь то канун Дня всех святых или жизнь богов среди людей, своя цветовая гамма и иллюстратор, своя команда молодых авторов. Сборники выходят с сопутствующими дополнительными материалами, такими как открытки или стикеры. Этот проект действительно хороший пример того, во что может вырасти самиздат, если подходить к нему достаточно серьезно.

Сборники антологии «На границе миров»  от издательства «MagicBook». 
Группа антологии: https://vk.com/ontheworldsborder. 
Основатели проекта - Настя Капитошка (@nastia_kapitoshka) и Ксения Хан (@prince_datsky).
Сборники антологии «На границе миров» от издательства «MagicBook». Группа антологии: https://vk.com/ontheworldsborder. Основатели проекта - Настя Капитошка (@nastia_kapitoshka) и Ксения Хан (@prince_datsky).

Что касается маленьких «домашних» издательств, мне доводилось сталкиваться с несколькими, но из тех, что я знаю, в качестве примера приведу «Гавран», где выходят совершенно разные по формату и духу проекты — от масштабного классического фэнтези с картами и оформлением в стиле средневековых гравюр до сборника стихотворений и очерков с цветными иллюстрациями. Проекты отбираются из присланных рукописей, для оформления приглашают художников, словом, все почти как в крупном издательстве!

Особняком стоит самиздат более «иллюстраторского» формата — комиксы, артбуки, иллюстрированные кулинарные книги, зины (сборники уникальных иллюстраций на определенную тему в виде небольшого журнала с разовым тиражом). С ним и сложнее, и проще одновременно: с одной стороны, редактуры и корректуры требуется значительно меньше, а с другой готовить к печати комиксы или иллюстрации непросто, как и работать с большими командами художников. И, как и следует ожидать, в этом поле тоже существуют мини-издательства, команды людей, помогающие печатать и распространять иллюстрированные издания или организовывающие собственные проекты, такие как «Mimimiartbook» или «Zinidea».

«Зимняя книга», совместный проект KatarinaLucifera и Zinidea.  Источник: https://vk.com/zinidea
«Зимняя книга», совместный проект KatarinaLucifera и Zinidea. Источник: https://vk.com/zinidea

Во всех неофициальных издательствах книги обычно выпускаются по системе предзаказа: утром деньги, вечером — товар. Но помимо этой системы или вложения в проект авторских средств, как только не появляется на свет самиздат: используется краудфандинг, печать книги организовывают фанаты писателя с помощью собственных ресурсов, бумажные книги выпускаются в качестве награды для тех, кто жертвует автору деньги на регулярной основе. Одним словом, напишите книгу, пожелайте напечатать ее, а уж там способ найдется.

Все упомянутые примеры показывают: если ранее главной целью самиздата было противодействие цензуре, и важен был непосредственно текст, а не то, в каком формате он распространяется, то сейчас самиздат понемногу превращается в искусство — многие предпочитают не просто напечатать книгу, но и красиво ее оформить, снабдить дополнительными материалами, найти редактора и корректора для своей рукописи. Эта трансформация — следствие как любви авторов к своим произведениям, так и конкуренции на книжном рынке (нужно сделать качественный продукт, чтобы тебя заметили). С самиздатом все охотнее работают книжные блогеры, некоторые книги выходят в нескольких версиях и становятся не менее популярны, чем изданные официально. Современный самиздат меняется так быстро, что уследить за ним становится сложновато. Но все равно советую смотреть в оба: кто знает, во что он превратится еще через пару десятков лет?

Варя Воронина

Хобби
3,2 млн интересуются