Найти тему
Новый драматический театр

Как выучить большую роль: актёрские техники

Оглавление

Выучить большую роль не так сложно, как порой думают зрители, во всяком случае, в театре. Драматические спектакли репетируются долго и тщательно, от нескольких месяцев до года. За это время каждый исполнитель сначала читает свой текст, потом произносит его по репликам с партнёрами, перечитывает, вдумывается, пытается понять логику автора, почувствовать речь персонажа... В процессе текст часто запоминается сам собой, особенно когда начинается построение мизансцен. Они подсказывают актёру действие, а действие в свою очередь рождает слово, извлекает его из памяти. Повторяя роль, человек мысленно проходит мизансцены одну за другой, и текст следует за ними, всплывая из подсознания.

На репетиции в Новом драматическом театре
На репетиции в Новом драматическом театре

Удивительно, но у актёра может быть плохая память в быту, зато отличная профессиональная память. Об этом писала в мемуарах великая советская #актриса Алла Демидова:

"У меня… с памятью плохо. События налезают друг на друга… Я забываю имена, цифры, рассказанные кем-то анекдоты, плохо запоминаю лица. Память держит только тексты пьес и стихи..."

Аффективная память (способность памяти воспроизводить что-либо, основываясь на лично пережитых человеком эмоциях и чувствах, собственном эмпирическом опыте) имеет особое значение для творчества актёра. Об этом размышлял К. С. Станиславский в теоретических работах, приводя примеры из своей практики (например, роль доктора Штокмана в пьесе Ибсена "Враг народа" была подсказана ему жизненным потрясением, связанным с травлей ученого, с которым #Станиславский был кода-то близко знаком). Однако полностью полагаться на пережитое и перечувствованное — наивно, какой бы насыщенной ни была биография актёра. Иногда требуется просто механически ЗАПОМНИТЬ текст, прежде чем пробовать играть.

Память и внимание, как известно, навыки, и поддаются тренировке. Есть, конечно, люди с врождённой способностью "фотографически" фиксировать любой текст, но таких меньшинство. Обычно #актеры выбирают наиболее для себя удобный способ запоминания:

👉 переписывать текст роли от руки;
👉 наговаривать текст на диктофон и слушать его при каждом удобном случае;
👉 писать реплики на карточках, как иностранные слова;
👉 рисовать иллюстрации и пиктограммы с подписями, а потом рассматривать их, развешивая на стене или доске;
👉 медленно читать всю пьесу целиком от 10 до 20 раз подряд, каждый день, пока роль не запомнится;
👉 разложить всю роль на этапы, в соответствии с мыслью автора (найти смысл, О ЧЁМ каждая фраза), присвоить каждому предложению ключевые слова;
👉 искать параллели с собственными мыслями для органичности и естественности "вхождения" в память;
👉 использовать "киноленту вИдения", то есть представлять и воображать то, что произносишь;
👉 найти и скачать специальные мобильные приложения для быстрого запоминания текстов, тренировки памяти (Repetitool, "Феноменальная память", "Memorize By Heat", "Мнемонист", "Повторитель" и другие)

Если развита зрительная память, помогают конспекты с картинками, если эффективнее восприятие на слух — громкое автоматическое зачитывание, даже пение текста. Слова можно "перекидывать" на образы или цвета, и тогда текст превратится в цепочку ярких картинок. Многие любят метод интервального повторения: спустя 30 минут после заучивания, потом спустя 2 часа, 6 часов, 8 часов, 12 часов и сутки.

Одна из рекомендуемых книг по тренировке памяти
Одна из рекомендуемых книг по тренировке памяти
Учить текст хорошо, если перед глазами зелень. Можно уходить на бульвар. Учить лучше всего утром, когда посветлеет окно. Помогают цветы в стакане. Точка приятная. На крайний случай можно зеленый абажур или закрыть глаза... (Владимир Яхонтов, эстрадный чтец и мастер художественного слова)

Иногда актёрам помогают друзья и члены семьи, произнося текст других персонажей пьесы. Актёр с постоянным повторением уже рефлекторно реагирует на те или иные слова нужной репликой. Но режиссурой такая "дрессура" не приветствуется. Важно, чтобы сначала текст был освоен в целом, пересказан, проанализирован... М. О. Кнебель, работая со студентами, умоляла их не зазубривать всё сразу, а разобрать сначала конструкцию #пьесы, полюбоваться её оригинальностью и красотой, попробовать слово на вкус, а потом уже приступать к заучиванию.

"Говорить вначале этот текст надо своими словами. Пусть эти слова будут примитивны, вульгарны в сравнении с чеховскими. Зато мы убедимся в том, что у нас возникла потребность говорить, мы поняли ход мыслей персонажа..."

Рассказывает Екатерина ДЕМИДОВА:

("Тойбеле и её демон", "Чехов. Проект" и другие главные роли в репертуаре нашего театра)

Екатерина Демидова - Маша Прозорова ("Чехов. Проект")
Екатерина Демидова - Маша Прозорова ("Чехов. Проект")

— Независимо от объёма роли, я непременно её переписываю. Вдумчиво, не спеша. Это позволяет не только гораздо быстрее выучить текст, но и сохранить его в долговременной памяти.

А ещё я привыкла обращать внимание на слова в их строгой последовательности. Пробовать увидеть акценты, смысловую нагрузку каждой фразы.

Само заучивание текста происходит уже в процессе читки. Выходя непосредственно "на ноги" [так в театре называют репетиционный период, который следует после застольного], ты уже начинаешь слышать его. Потом, в репетициях, он легко ложится на мизансцены, и тело прочно запоминает этот рисунок.

Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499)182-03-47
💥 АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН 💥