Выучить большую роль не так сложно, как порой думают зрители, во всяком случае, в театре. Драматические спектакли репетируются долго и тщательно, от нескольких месяцев до года. За это время каждый исполнитель сначала читает свой текст, потом произносит его по репликам с партнёрами, перечитывает, вдумывается, пытается понять логику автора, почувствовать речь персонажа... В процессе текст часто запоминается сам собой, особенно когда начинается построение мизансцен. Они подсказывают актёру действие, а действие в свою очередь рождает слово, извлекает его из памяти. Повторяя роль, человек мысленно проходит мизансцены одну за другой, и текст следует за ними, всплывая из подсознания.
Удивительно, но у актёра может быть плохая память в быту, зато отличная профессиональная память. Об этом писала в мемуарах великая советская #актриса Алла Демидова:
"У меня… с памятью плохо. События налезают друг на друга… Я забываю имена, цифры, рассказанные кем-то анекдоты, плохо запоминаю лица. Память держит только тексты пьес и стихи..."
Аффективная память (способность памяти воспроизводить что-либо, основываясь на лично пережитых человеком эмоциях и чувствах, собственном эмпирическом опыте) имеет особое значение для творчества актёра. Об этом размышлял К. С. Станиславский в теоретических работах, приводя примеры из своей практики (например, роль доктора Штокмана в пьесе Ибсена "Враг народа" была подсказана ему жизненным потрясением, связанным с травлей ученого, с которым #Станиславский был кода-то близко знаком). Однако полностью полагаться на пережитое и перечувствованное — наивно, какой бы насыщенной ни была биография актёра. Иногда требуется просто механически ЗАПОМНИТЬ текст, прежде чем пробовать играть.
Память и внимание, как известно, навыки, и поддаются тренировке. Есть, конечно, люди с врождённой способностью "фотографически" фиксировать любой текст, но таких меньшинство. Обычно #актеры выбирают наиболее для себя удобный способ запоминания:
👉 переписывать текст роли от руки;
👉 наговаривать текст на диктофон и слушать его при каждом удобном случае;
👉 писать реплики на карточках, как иностранные слова;
👉 рисовать иллюстрации и пиктограммы с подписями, а потом рассматривать их, развешивая на стене или доске;
👉 медленно читать всю пьесу целиком от 10 до 20 раз подряд, каждый день, пока роль не запомнится;
👉 разложить всю роль на этапы, в соответствии с мыслью автора (найти смысл, О ЧЁМ каждая фраза), присвоить каждому предложению ключевые слова;
👉 искать параллели с собственными мыслями для органичности и естественности "вхождения" в память;
👉 использовать "киноленту вИдения", то есть представлять и воображать то, что произносишь;
👉 найти и скачать специальные мобильные приложения для быстрого запоминания текстов, тренировки памяти (Repetitool, "Феноменальная память", "Memorize By Heat", "Мнемонист", "Повторитель" и другие)
Если развита зрительная память, помогают конспекты с картинками, если эффективнее восприятие на слух — громкое автоматическое зачитывание, даже пение текста. Слова можно "перекидывать" на образы или цвета, и тогда текст превратится в цепочку ярких картинок. Многие любят метод интервального повторения: спустя 30 минут после заучивания, потом спустя 2 часа, 6 часов, 8 часов, 12 часов и сутки.
Учить текст хорошо, если перед глазами зелень. Можно уходить на бульвар. Учить лучше всего утром, когда посветлеет окно. Помогают цветы в стакане. Точка приятная. На крайний случай можно зеленый абажур или закрыть глаза... (Владимир Яхонтов, эстрадный чтец и мастер художественного слова)
Иногда актёрам помогают друзья и члены семьи, произнося текст других персонажей пьесы. Актёр с постоянным повторением уже рефлекторно реагирует на те или иные слова нужной репликой. Но режиссурой такая "дрессура" не приветствуется. Важно, чтобы сначала текст был освоен в целом, пересказан, проанализирован... М. О. Кнебель, работая со студентами, умоляла их не зазубривать всё сразу, а разобрать сначала конструкцию #пьесы, полюбоваться её оригинальностью и красотой, попробовать слово на вкус, а потом уже приступать к заучиванию.
"Говорить вначале этот текст надо своими словами. Пусть эти слова будут примитивны, вульгарны в сравнении с чеховскими. Зато мы убедимся в том, что у нас возникла потребность говорить, мы поняли ход мыслей персонажа..."
Рассказывает Екатерина ДЕМИДОВА:
("Тойбеле и её демон", "Чехов. Проект" и другие главные роли в репертуаре нашего театра)
— Независимо от объёма роли, я непременно её переписываю. Вдумчиво, не спеша. Это позволяет не только гораздо быстрее выучить текст, но и сохранить его в долговременной памяти.
А ещё я привыкла обращать внимание на слова в их строгой последовательности. Пробовать увидеть акценты, смысловую нагрузку каждой фразы.
Само заучивание текста происходит уже в процессе читки. Выходя непосредственно "на ноги" [так в театре называют репетиционный период, который следует после застольного], ты уже начинаешь слышать его. Потом, в репетициях, он легко ложится на мизансцены, и тело прочно запоминает этот рисунок.