Найти тему
Записки репетитора

Мифологизация войны – размышления на тему

Когда я училась в школе (это 80-90 годы прошлого века), День Победы был для нас значимым праздником. Как у нас это проходило? Митинг в 9 часов около Вечного огня – что примечательно, ходили все, обычно с родителями, добровольно. Еще классные часы перед 9 мая проводились – ветераны приходили и рассказывали о тех событиях. Вечером – концерт на центральной площади и салют. Вот, пожалуй, и все. Нет, вру. Мы еще ветеранов поздравляли, дарили им цветы и открытки.

Но мы были, как бы это сказать… «ближе» к той дате, что ли. Мы еще помнили дедушек, которые принимали участие в войне. У нас были бабушки, которые работали в тылу. Наши родители родились во время войны – вот мой папа в 1942.

Что происходит сейчас?

Ветеранов, как вы понимаете, уже практически нет. К сожалению. К огромному сожалению. Но сколько времени уже прошло.

Видимо, в качестве замены сейчас вовсю идет некая мифологизация событий. Смотрите, насколько этот праздник оброс традициями:

- маленькие дети в военной форме (я не совсем понимаю, зачем их одевать в военную форму, это форма солдат, которые воевали);

- ленточки соответствующие (меня иногда очень коробит, когда я вижу их на каждом объекте, простите, чуть не на нижнем белье);

- угощение солдатской кашей и даже фронтовыми ста граммами после митинга (ой, а в какую драку за это все кидаются, аж противно);

- «блокадный хлеб» и идиотский призыв «можем повторить» (и наклейки эти дурацкие, даже говорить о них не хочу).

Что повторить-то хотите, вы, умело сражающиеся в компьютерные танчики? Вы знаете статистику, сколько человек с этой войны не вернулись, сколько вернулись без руки, без ноги? Вы это хотите повторить или что?

Теперь в свете недавней пандемии возникла новая тенденция – окна Победы. Как выразился в беседе кто-то из одноклассников моей дочери:

- эти окна типо че
патриотизм?

И, знаете, я согласна. В чем патриотизм-то? На окне написать «9 мая» и гвоздичку пририсовать? А, да, и обязательно с нужным хештегом выложить, чтобы все знали, какой вы патриот. А уж если с собой на фоне окна – ну, тогда вообще супер. Вы представляете человека, прошедшего войну, который этим занимается? Или он этому умилиться должен?

Честно говоря, насчет «сфотографировать и выложить» у меня вообще пунктик. Ветерану помоги – сделай фото и выложи с хештегом. Старушку через дорогу переведи – фото и хештег. Я молодец! Я делаю добро! Надо, чтобы все знали. А как же «делай добро и бросай его в воду»?

И вот чем дальше от нас эта война, тем больше появляется каких-то обрядовых действий, с ней связанных. Возможно, для этого есть свои основания. Ведь для нынешних детей что Великая Отечественная, что война 1812 года стоят, похоже, где-то рядом по временной шкале.

А надо, чтобы помнили. Нельзя забывать. Но вот способствует ли этому подобная мифологизация? Или есть другие варианты?

Как вы считаете?

И всех нас с великим праздником! С Днем Победы!

Вот о чем я писала 9 мая в прошлом году:

О Великой Отечественной войне на английском