Чем дольше я проповедую, тем больше убеждаюсь, что эффективность любой проповеди в значительной степени зависит от аудитории. В одном месте о моей проповеди люди могут сказать, что она просто выдающаяся, а в другом ту же проповедь некоторые слушатели сочтут посредственной или даже откровенно плохой. В одном месте проповедь может затронуть многие сердца, а в другом она же не вызовет никакой заметной реакции. Хотя я допускаю, что моя проповедь может каждый раз чуть-чуть отличаться, определяющим моментом, как мне кажется, все же является аудитория. Однажды Иисус рассказал притчу, которая подчеркнула ту роль, которую играют слушатели в успехе благовествования.
ПРИТЧА (Мф. 13:3-9; Мк. 4:2-9; Лк. 8:4-8)
Иисус начал так: “Вот вышел сеятель сеять” (Мф. 13:3).
Придорожная почва: затвердевшая
“И когда он сеял, иное упало при дороге” (Мф. 13:4). В то время в Палестине поля не огораживались, многочисленные тропинки пересекали их. Те, кто ходил через поля, утаптывали эти дорожки, отчего они становились плотными. Семя не могло проникнуть в такую почву и лежало на поверхности. В результате оно “было потоптано, и птицы небесные поклевали его” (Лк. 8:5).
Каменистая почва: неглубокая
“Иное [то есть другое семя] упало на места каменистые, где немного было земли” (Мф. 13:5). Почва здесь едва прикрывала камни. Такие участки — обычное явление на полях Палестины, как и всех горных стран. Эта земля такая же твердая, как и придорожная, но на первый взгляд кажется доброй.
Упав на такую землю, семя может проникнуть в землю на небольшую глубину и начать расти. Однако земли так мало, что у растений не может развиться глубокая корневая система. “И скоро взошло, потому что земля была неглубока” (ст. 5). В результате, “когда взошло солнце, увяло, и, как не имело корня [и “влаги”; Лк. 8:6], засохло” (Мф. 13:6).
Тернистая почва: разделенная
“Иное [семя] упало в терние” (Мф. 13:7). Это была хорошая, плодородная почва, но на ней уже росли колючки. Макгарви пишет, что в Палестине произрастает шестнадцать разновидностей колючих растений, и местами они растут так плотно, что через них не может проехать даже всадник.
Возможно и такое, что эта почва лишь выглядела доброй, потому что верхушки колючек были срезаны — но под землей остались корни.
Сознаюсь, что в детстве, когда родители поручали мне прополоть огород, я иногда срубал тяпкой только стебли сорняков. Поэтому огород выглядел чистым, а работа не занимала много времени. Конечно, как результат, в следующий раз браться за тяпку мне приходилось намного раньше!
В такой почве семя могло расти и даже развивать корневую систему, но “выросло терние и заглушило его” (Мф. 13:7; Лк. 8:7). Я сохранил выписку из какого-то давно забытого источника: “Почва может питать лишь определенное количество растений, и каждый живой сорняк означает задушенный побег злака”. Растения не погибли из-за колючек, как случилось на каменистой почве. Они росли, но были чахлыми. Они даже заколосились, но колосья были пустыми — “не дали плода” (Мк. 4:7).
Добрая почва: мягкая, глубокая и чистая
“Иное упало на добрую землю” (Мф. 13:8). Это была хорошая, плодородная почва, обработанная и готовая принять семя. Она представляла собой полную противоположность другим почвам. Земля при дороге была твердой, а эта — мягкой. Каменистая была мелкой, а эта — глубокой. В тернистой было полно сорняков, а эта была чистой. Здесь семя могло проникнуть вглубь и расти без помех. Каков был результат? Оно “принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать” (ст. 8).
Закончив притчу, Иисус сказал: “Кто имеет уши слышать, да слышит” (ст. 9). Он подчеркнул, что это не та история, которую можно выслушать и забыть. Он призывал Своих слушателей постичь ее суть.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ (Мф. 13:10, 18-23; Мк. 4:10, 13-20; Лк. 8:9, 11-15)
Ученики подошли к Иисусу и спросили, почему Он говорит притчами (Мф. 13:10) и что значит эта притча (Лк. 8:9). И тогда Христос объяснил ее. Он начал так: “Выслушайте значение притчи о сеятеле” (Мф. 13:18).
Прежде чем приступить к разбору Его объяснения, необходимо уточнить значение семени, сеятеля и поля. Во-первых, что такое семя? Иисус сказал: “Вот что значит притча эта: семя есть слово Божие” (Лк. 8:11). И еще: “Сеятель слово сеет” (Мк. 4:14). Семя есть “нетленное... слово Божие” (1 Пет. 1:23), а сеятель — это тот, кто сеет и распространяет Слово: учитель или проповедник. Павел сказал о своем благовествовании: “Я насадил” (1 Кор. 3:6). А что такое поле? Это сердце и разум человека. Разум, способный постичь Слово. Иисус объяснил, что “добрая земля” — это “те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце” (Лк. 8:15).
Вот суть притчи: сеятель и семя в каждом случае одни и те же; все дело в почве. Семя каждый раз падало в разную почву, поэтому и результат был разным. Эта притча должна побудить каждого из нас спросить себя: “Каково состояние моего сердца? Как я принимаю Слово?”
А теперь давайте посмотрим, как Иисус объяснил четыре разные почвы сердца.
Придорожная почва: ожесточившееся сердце
Почва при дороге символизирует ожесточившееся сердце — утоптанное безразличием или предрассудками, которое “ожесточилось, обольстившись грехом” (Евр. 3:13). Если вы когда-нибудь пытались учить людей, то, вероятно, встречали тех, кто не проявлял к евангелию никакого интереса. О людях такого типа Павел говорил в 1 Кор. 2:14: “Душевный [недуховный; Современный Перевод] не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно”. Эти люди “не приняли любовь истины” (2 Фес. 2:10). Семя Слова не может проникнуть в их сердца.
Поэтому Иисус сказал: “Ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге” (Мф. 13:19). Как птицы склевывают зерна с дороги, так и дьявол уносит Слово от человека с ожесточившемся сердцем. Каким образом? Самый простой и самый обычный способ — немедленно заполнить его разум тысячами других мыслей. Зачем сатана делает это? “…Чтобы они не уверовали и не спаслись” (Лк. 8:12). Вера приходит от Слова Божьего (Рим. 10:17), и дьявол не хочет, чтобы люди услышали Слово и уверовали в него. Он хочет, чтобы с ним в аду было как можно больше людей.
Возможно ли, чтобы у кого-то из читающих эти слова было такое сердце? Возможно ли, чтобы у кого-то так очерствело сердце, что они не в состоянии принять Слово? Библия призывает: “Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши” (Евр. 4:7), но “в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души” (Иак. 1:21). Помните: потерять семя — значит потерять жизнь... ибо в этом семени заключена духовная жизнь!
Каменистая почва: неглубокое сердце
Затем Иисус объяснил смысл каменистой почвы: “А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его” (Мф. 13:20). Каменистая почва представляет неглубоких, поверхностных людей. Может быть, вы сталкивались с таким человеком: он, кажется, с радостью принимает истину, быстро повинуется евангелию, и все мы радуемся: “Как замечательно, что он так быстро стал христианином!” Затем он так же быстро теряет интерес, а нам остается лишь сокрушаться. Этот человек подобен растению, которое быстро всходит благодаря неглубокой земле. Что-то помешало ему укорениться в истине. Он не понял истинной значимости христианства.
Согласно характеристике Иисуса, такой человек “не имеет в себе корня и непостоянен” (Мф. 13:21). В Славянском Евангельском Обществе сказано, что “он держится короткое время”. Он производит лучшее впечатление, чем первый тип почвы, но не способен продержаться “до конца” (Мф. 10:22). А результат тот же: “…когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется [отходит в сторону; Современный Перевод]” (Мф. 13:21). Как неглубоко укоренившееся растение вянет на солнце, так и этот человек сникает перед скорбью и гонением. Как солнце делает сильным растение с глубокими корнями и иссушает то, у которого неглубокие корни, так и гонение придает силы христианину, глубоко укоренившемуся во Христе, и губит поверхностного ученика.
Обратите внимание на повторение в притче слова “тотчас”: он “тотчас с радостью” принял Слово, но когда обнаружил, что со Словом пришло гонение, “тотчас” отпал. Когда он понял, что прежде венца должен быть крест, то отказался от венца, чтобы крест миновал его.
Надеюсь, это не про вас. Хороший способ увидеть, как глубоко вы “укоренены”, — посмотреть, как вы реагируете на гонение. Поверхностный христианин часто выглядит таким же “здоровым”, как и любой другой христианин, пока идти за Иисусом не становится трудно, пока нарушать Божью волю не становится легче, чем исполнять ее:
• легче остаться в постели, чем идти на библейское занятие;
• легче пойти на рыбалку, чем на богослужение;
• легче молчать, чем распространять евангелие;
• легче поступать так, как поступает мир, чем быть “светом миру”;
• легче “не заметить” заблуждения, чем отстаивать истину.
Какова ваша реакция, когда приходит “скорбь или гонение за слово”? Если вы поверхностный христианин, то я молюсь, чтобы вы пересмотрели свою жизнь и глубже ушли корнями в Божье Слово.
Тернистая почва: разделенное сердце
Мы подошли к тернистой почве. Иисус дал такое объяснение этому типу земли: “А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает бесплодно” (Мф. 13:22).
По-моему, это самое плачевное из всех состояний в притче. Как описанная почва была плодородной, так и этот человек поначалу имеет большие задатки. Его не назовешь черствым или мелким; у него богатая и глубокая натура. Он мог бы стать приносящим плод чадом Божьим. К сожалению, сердце его исполнено мирских “терниев”. Может, как я в детстве, он “срубил” их верхушки, так чтобы не было видно на поверхности, — но связь с миром в сердце никуда не делась.
Когда такой человек становится христианином, все говорит об истинности его обращения. Однако вместо того, чтобы поставить Христа на первое место в своем сердце (Мф. 6:33), он преисполнен “заботой века сего” (13:22), “обольщением богатства” (ст. 22), “наслаждениями житейскими” (Лк. 8:14) и “прочими вожделениями” (Мк. 4:19; Славянское Евангельское Общество). Как почва может пропитать лишь определенное количество растений, так и с сердцем и его пристрастиями: “Не можете служить [одновременно] Богу и маммоне” (Мф. 6:24) — или Богу и удовольствию, Богу и чему-то еще.
Природа его сердца такова, что Слово в нем заглушается. Не погибает, не уничтожается полностью, а именно заглушается. Как колючки высасывают жизненные силы из растущих среди них культурных растений, так и в этом человеке иссякает духовный энтузиазм. Со своими способностями он мог бы стать замечательным христианином, но его единственное желание — добиться больших успехов в бизнесе, политике или в какой-то иной области.
В результате он бесплоден в служении Господу. Христос сказал, что такие люди “не приносят плода” (Лк. 8:14). Как пустой хлебный колос кажется полным зерна, так и этот человек демонстрирует внешние признаки христианина, но в действительности его жизнь — пустая шелуха. Он не приносит никакого плода Христу. В конце концов он обнаружит, что приобрел мир, но потерял душу (Мк. 8:36).
Здесь опять следует провести самоанализ. Не позволяем ли мы какой-нибудь из этих проблем истощать нашу духовную силу?
(1) Заботы и тревоги мира. Не позволяем ли мы пустякам отвлекать нас от беззаветной самоотдачи Господу? Не уподобляемся ли мы Марфе, “заботясь и суетясь о многом” (Лк. 10:41) и забывая то, что действительно “нужно” (Лк. 10:41, 42)?
(2) Обманчивое богатство. Не позволяем ли мы богатству обманывать нас, заставляя думать, будто накопление собственности — единственное, что имеет значение? Нам нужно мало, да и это — лишь на короткий срок. Давайте никогда не пренебрегать жизненно важными вещами в нашем безумном стремлении “преуспеть”.
(3) Наслаждения и желания. Не заглушает ли поглощенность мирскими заботами нашу духовную жизнь? Не живет ли в нашем сердце мирская суета? Не тратим ли мы больше времени и энергии на развлечения, чем на служение Богу и человеку?
Слишком многие из нас попадают в категорию разделенного сердца. У нас есть таланты и способности, которые могли бы быть употреблены для Бога, но мы позволяем другим интересам вытеснить нашу любовь к Нему. Давайте стараться фокусировать свои сердца на Господе. Иисус говорил: “Блаженны чистые сердцем” (Мф. 5:8). Павел писал: “Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3:1, 2).
Добрая почва: чистое и доброе сердце
И вот мы подошли к “доброй земле”, с которой Иисус сравнил тех, у кого “добрые и чистые” сердца (Лк. 8:15). Их сердца не огрубевшие, не мелкие и не разделенные. Они “слушают слово и принимают” (Мк. 4:20). Они прилагают усилие, необходимое для того, чтобы “уразуметь” Слово (Мф. 13:23). Приняв Слово, они “хранят его” (Лк. 8:15). Они подобны человеку, которого описывал псалмопевец, ибо “в законе Господа воля” их (Пс. 1:2).
В таком сердце Слово может взойти, пойти в рост и, в конечном итоге, принести плод. Иисус сказал, что это человек, “слышащий слово и разумеющий, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф. 13:23). У разной земли разный потенциал, поэтому разный и процент урожая, но все это — сто крат, шестьдесят и тридцать — хорошая отдача. Вот он, наконец, желанный результат сева: зрелый христианин, приносящий в своей жизни духовный плод!
Пусть каждый из нас еще раз посмотрит на себя. Пусть каждый спросит: “А у меня чистое и доброе сердце? Стремлюсь ли я принять Божье Слово? Есть ли у меня желание во всем повиноваться Ему?”
Один способ ответить на эти вопросы — проверить себя на “плодоношение”. Иисус сказал: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:16). Приносим ли мы плоды в своей жизни? Достаточно ли долго мы были детьми Божьими, чтобы Бог уже мог с полным правом ожидать от нас плодов? Христос сказал: “Тем прославится отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками” (Ин. 15:8). Павел писал, что мы соединены со Христом, чтобы “приносить плод Богу” (Рим. 7:4). Он призывал нас “поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога” (Кол. 1:10).
А что значит “приносить плод”? Слово “плод” может означать “результат; выход”. “Приносить плод” Господу означает, что Слово имеет желанный выход в нашу жизнь, что люди могут видеть практический результат Слова в том, как мы живем. Мы “приносим плод”, когда своим поведением отражаем сущность Иисуса. Мы “приносим плод”, когда становимся добрее к людям и помогаем другим. Мы “приносим плод”, когда наша любовь к духовному проявляется в нашем верном поклонении и возрастающем служении. Мы “приносим плод”, когда распространяем евангелие и приближаем других к Господу.
И снова мы повторяем слова Христа: “Кто имеет уши слышать, да слышит” (Мф. 13:9). Это может служить не только призывом к пониманию, но и выводом к уроку: слушайте и принимайте Христовы слова, и будете благословлены!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я не знаю, как вы приняли Слово в прошлом, но я призываю вас принять его сейчас с тем душевным настроем, с которым велит принять его Иаков:
“Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя” (Иак. 1:21, 22).
Вот некоторые важные отрывки Писания, которые вы, возможно, знаете, а возможно, и не знаете:
“Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16:16).
“Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38).
“Итак, что медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16).
“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Отк. 2:10).
Я молюсь, чтобы у вас было чистое и доброе сердце — чтобы вы услышали эти стихи, приняли их, поняли их, повиновались им и потом хранили в своем сердце!