«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные.» (Зах. 3: 1-4).
Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, как искушения и сложности во время молитвы. Многие, начиная молиться или читать Евангелие, святых отцов, стоя в храме на службе, сталкиваются с проблемой рассеяния, нашествия посторонних мыслей, помыслов, сонливостью, унынием, физическим недомоганием, расслаблением в теле. Бывает, что очень сложно приступить к молитве, мешает леность и нежелание молиться. Бывает, что появляются неожиданные, неотложные дела, которые кажутся важнее молитвы. Случается, что хочется быстрее закончить молитву и заняться чем-нибудь другим. Все эти проблемы при делании молитвы и чтении Священного Писания связаны с происками сатаны и противодействием духов злобы поднебесной, воюющих против нас: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 6: 12). Для дьявола и бесов особенно невыносимо, когда человек молится, обращается к Самому Господу, читает Библию, духовную литературу. Духи злобы поднебесной препятствуют человеку, в молитве обращающемуся к Богу, зная, какую Благодать и пользу получает он на молитве от Милостивого Любящего Господа. Поэтому они противодействуют молитве, покаянию человека, который желает спасения души, стараясь воспрепятствовать его общению с Богом, и хотят погубить душу человека. Потому что Господь милостив к кающимся людям, немощным, облаженным плотью, и потому что люди могут занять их место в Царстве Небесном, откуда эти духи злобы отпали. Они подкидывают разные помыслы, хорошие, плохие, отвлекающие нас от молитвы, бывают что под благовидными предлогами, рассеивая ум. Во время чтения духовной литературы или молитвы теряется смысл прочитанного, и духовное делание даётся человеку очень нелегко.
При появлении посторонних помыслов, по совету святых отцов, следует оставлять их без внимания и вникать в слова молитвы, стараясь всячески удерживать внимание и заключать ум в слова молитвы. Следует помнить, что человек при молитве обращается к Самому Господу, Который есть «Царь царей и Господь господствующих».» (Откр. 19: 16). Не в коем случае нельзя бросать молитву, испугавшись хульных и других помыслов, или страхов, потому что дьяволу только это и нужно, чтобы мы оставили молитву, и тогда лукавый добьётся своей цели. «Когда молишься, страх ли нападет на тебя... или свет воссияет, или другое что случится, не смущайся и не робей, но пребудь на молитве гораздо долее обыкновенного. Страхование и ужасание <на молитве> бывает от демонов, чтоб, растерявшись и расслабевши, оставил ты молитву, а когда такие тревожности и оставление молитвы по малодушию обратятся у тебя в навык, — чтоб совсем тебя взять в свои руки и помыкать тобою. Из-за страха же вражеского, смотри, никогда не оставляй молитвы, но, как дитя, убоявшись каких-либо страшилищ, бежит в объятия отца или матери и там отлагает всякий страх, так и ты, востекши к Богу молитвою, избежишь страха, наводимого бесами.» Преподобный Симеон Новый Богослов.
В молитве, как и вообще в духовной жизни, нужно постоянство. Следует проявить терпение и настойчивость. Ведь, чтобы Господь подавал нам блага, нужно просить. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7: 7-8). Если и сразу не получаем просимое надо не отчаиваться, а просить настойчиво. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 1-7). Не стоит поддаваться на уловки врага, желающего отвлечь от молитвы, не нужно выполнять его волю, а ещё сильнее устремляться к Господу, помышляя не о земном, а о горнем, о духовном, помня о Страшном Суде, о жизни вечной, уготованной претерпевшим до конца: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4). Необходимо понуждать себя к молитве, духовному чтению, даже если не хочется, чтобы не подпасть под власть беса лени. В тоже время нельзя и переусердствовать, а найти золотую середину, не уклоняться ни направо, ни налево. Потому что, когда человек берёт подвиги не по силам, то это от гордости. «Не превозноситесь ни над кем, не унижайте и не злословьте, не думайте о себе высоко и не ищите высоких молитвенных подвигов. Тише едешь – дальше будешь. Молитесь просто по сердцу … Господу не нужны пустые бряцания. Начал дело – «Господи благослови»! В процессе труда Господи помоги!». – Закончил: «Слава Богу за всё!». Старец Николай Гурьянов. Нужно просить помощи у Бога, чтобы Он дал молитву: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.» (Псалом 140: 2) и отогнал лукавых духов: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».» (Лк. 11: 4).
Искушения могут подстерегать человека и после молитвы. Злые духи стараются осквернить душу, похитить Благодать, полученную человеком в молитве, желая ввергнуть человека в грех, в нечистые помыслы. И поэтому надо бодрствовать над собой чтобы сохранить Благодать: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф. 26: 41). «Внимай себе трезвенно после молитвы, и увидишь, что толпы бесов, побежденных нами, стараются после молитвы осквернить нас нечистыми мечтаниями.» Преподобный Иоанн Лествичник.
«Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путём непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» (Псалом 100: 3-8).