Найти в Дзене
Чупринин Эдуард

"...Чиновник в спортивном зале- что слон в посудной лавке..."

Оглавление
Статья о проблемах детского, любительского спорта в России... Действиях чиновников, направленных на дезорганизацию спортивного движения России.
"...Главный спортсмен страны..."
"...Главный спортсмен страны..."
"...Хочешь быть здоровым бегай. Хочешь быть красивым бегай. Хочешь быть умным бегай..."

Достаточно давно работаю в учреждении физкультурно-спортивной направленности, еще с советских времен. Наблюдая деградацию Российского спорта, все сильнее убеждаюсь, что главным врагом физкультурно-спортивного движения России являются... наши чиновники, в первую очередь чиновники Министерств спорта, образования... Масштабные приписки и очковтирательство стало нормой.

"...Сначала здоровье, рекорды — потом!..."

А началось это еще в 90-е... В советский период было единообразие во всем, включая изучаемый программный материал общеобразовательных, спортивных школ страны. Главной задачей уроков физкультуры в школе были подготовка всесторонне развитого человека, развитие физических качеств учащихся, поэтому упор делали на виды спорта которые их развивают:

  • Легкая атлетика- основной вид спорта для развития большинства физических качеств. Этому виду спорта отводилось около 50% программного материала.
  • Гимнастика- второй из двух основных видов спорта для развития физических качеств учащихся. Около 30% учебного времени отводилось на изучение этого вида спорта.
  • Спортивные игры- имеют второстепенное значение в развитии физических качеств, поэтому этому разделу отводили только около 20% программного материала.

Содержание программного материала имеет огромное значение, т.к. развивать физические качества следует в определенном возрасте, с учетом Сенситивных периодов, посредством определенных средств и методов. Единообразие требований, помогало объективно оценить уровень физической подготовленности учащихся в любой части страны.

После того, как в 90-е отказались от применения "Комплексной программы физического воспитания...", каждое учреждение начало самостоятельно определять содержание учебных программ и как следствие- упрощать работу. Теперь, основой программного материала стали игровые виды спорта- требует меньшей подготовки, работать легче, да и безопаснее.

"...Лучше меньше, да лучше..."

Кроме того, чиновники решили что дополнительно к двум урокам физкультуры следует ввести в рабочие программы третий. Однако, не учли то, что после "оптимизации", когда было закрыто огромное количество общеобразовательных школ в стране, в среднестатистической общеобразовательной школе страны с количеством 20-30 классов-комплектов обучается около 400-700 человек. В то время, когда школы повсеместно переведены на 5 дневную учебную неделю, в спортивном зале школы, который зачастую является единственным, может быть проведено 30-35 уроков, а необходимо провести (при 20-30 классах-комплектах) 60-90 уроков, т.е. в спортзале одновременно должны размещаться 2-3 класса. При этом, должны быть соблюдены нормы СанПиН. Понятно, когда в спортивном зале "занимаются" 50-70 человек одновременно, ни о какой эффективности и высокой моторной плотности урока говорить не приходится.

На этом фоне возникла еще одна проблема- кадровая. Особенно она коснулась малых школ. Руководители школ встали перед выбором: или максимально нагрузить единственного учителя физкультуры, или принять еще одного учителя физкультуры и разделить "часы" между ними, в этом случае нагрузка обоих становилась минимальной. И то и другое негативно отразилось на результативности работы.

В некоторых общеобразовательных учреждениях пошли другим путем: проведение уроков физкультуры первой ступени (1-4 класс) поручили учителям начальных классов, а ввиду дефицита свободного времени в спортзалах, уроки физкультуры стали проводить в неприспособленных для этого помещениях в коридорах, холлах...

Последствия такой политики, не заставили себя долго ждать. Уровень физической подготовленности учащихся стал заметно снижаться. Все чаще в своей работе стал сталкиваться с отсутствием у обучающихся элементарных навыков.

Это обстоятельство значительно усложнило работу спортивных школ, ведь теперь для обучения в них, все чаще приходят дети без элементарных навыков и со слабой физической подготовленностью...

"...Левая рука не знает, что делает правая..."

"Реформаторы"из министерств не стали ограничиваться "реформами" общего образования, но решили оптимизировать работу и дополнительного образования.

Следует рассказать о подчиненности спортивных школ : бо́льшая часть ДЮСШ являются образовательными организациями и подчинены Министерству образования, другая часть ДЮСШ не являются образовательными организациями и подчинены Министерству спорта. При всей схожести, на первый взгляд, учреждений и задач, которые они решают, у этих учреждений огромная разница. Помимо перечисленных отличий в подчиненности, учреждения реализуют разные учебные программы, тренеры ДЮСШ подчиненных Министерству спорта не являются педагогическими работниками, у минспортовских школ основная задача- результат, спортивные достижения, а у ДЮСШ Министерства образования- массовость, максимальный охват обучающихся, деятельность минспортовских школ не подлежат лицензированию в отличии от деятельности ДЮСШ подчиненных Министерству образования и т.д.

Около 10-12 лет назад чиновники Министерства образования посчитали что физкультурно-спортивная работа в организации и координации не нуждается. Были расформированы координирующие отделы и органы Министерства образования, в Ростовской области расформирована Областная СДЮШОР, которая выполняла организационную работу, планирование, координацию работы всех ДЮСШ области.

Министерство образования перестало принимать любое "участие" в работе подведомственных учреждений, стали ненужны высокие спортивные достижения, если раньше региональные соревнования проводились на лучших спортивных аренах, то теперь их местом проведения, в лучшем случае, стали школьные спортивные площадки.

-3

Этим немедленно воспользовались чиновники Министерства спорта, которые, часто нечистоплотными, рейдерскими методами, угрозами, шантажом требовали переподчинения ДЮСШ. Спросите: "Зачем это нужно Министерству спорта?", все очень просто, работа учреждений Министерства образования хорошо организована, высоко результативна, многие учреждения имеют в оперативном управлении приличную материально-техническую базу.

Эти разрушительные действия, негативно отразились на развитии детско-юношеского спорта. Переподчинение ДЮСШ привело к многократному сокращению числа занимающихся, помощи от управлений образования, от общеобразовательных учреждений в вопросах набора занимающихся ждать не приходится т.к. образовательным организациям необходимо решать задачи по выполнению Федеральных требований а именно "Концепции развития дополнительного образования" и обеспечения максимального охвата обучающихся именно Дополнительным образованием, ведь занятия в ДЮСШ Минспорта таковым не является.

Эта "битва Министерств" проходит "незамеченной" правительством, между тем, ведет к деградации физкультурно-спортивного движения в стране, снижению уровня физической подготовленности и прямо отражается на результативности выступлений сборных команд страны.

Еще хуже дела обстоят с любительским спортом в России. Разрушена система профсоюзов, ДСО (Добровольных спортивных обществ). Спортивные объекты, ранее принадлежащие Муниципалитетам или попали в частные руки или разрушены. Любительский спорт, при полном устранении властей, держится только на немногочисленных энтузиастах. Спартакиада, в которой принимают участие работники бюджетных организаций, еще проводится но на самом примитивном уровне.

А во времена СССР профессионального спорта не было, только любительский. Спартакиады и другие спортивно-массовые мероприятия проводились между организациями, районами, областями, республиками. В спартакиадах принимали участие тысячи спортсменов-любителей.

За громкими лозунгами, кроется полное отсутствии какой-то внятной политики, направленной на развитие детского , любительского спорта. Действия чиновников, часто далеких от спорта, напоминают слона в посудной лавке- все, созданное до них развалили, а построить что-то взамен не смогли.

-4

Как отражаются действия чиновников на результативности Российского спорта в одной из следующих статей...