Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
«К нам в разведотдел никогда не заглядывал никто из членов военного совета армии, а тут припожаловал сам член военного совета, дивизионный комиссар Фоминых. Сразу поясню, что это за птица. Это всё равно, что комиссар части, вернее это равноправный член командования полевой армии, имеющий одинаковые права с командующим, и ни один приказ по армии не отдаётся без подписи члена военного совета. Ну так вот, приходит он к нам в отдел, а дело было в деревне Городок Смоленской области, мы все вскочили, я, как старший, доложил ему, чем занимается отдел. Он молча выслушал мой рапорт, а потом этаким басом и спрашивает: "А кто у нас занимается войсковой разведкой?" Я отвечаю, что я, майор Головченко.
- А не скажете, майор Головченко, что делается в районе Оленино?
- Не знаю, товарищ дивизионный комиссар. Я посылал туда несколько разведгрупп, и ни одна не вернулась.
- Ну, и что же, вы плюнули на это дело, не идёт, и чёрт с ним?
- Никак нет. Я вновь послал очередную группу. Жду результата.
- Ну так вот, товарищ майор, если через два дня я не буду иметь сведений об Оленинской группировке, вы будете расстреляны. Вам всё ясно?
- Так точно, всё ясно.
- Ну, если ясно, я жду сведений.
Обстановка в этом районе была очень тяжёлой. В течение месяца ни одна из посланных разведгрупп не вернулась с задания, и мы были в совершенном неведении, что же там, в Оленино и в его районе.
Почему нас так волновал район Оленино? Да потому, что эта группировка нависала над нашим неприкрытым левым флангом. Угроза члена Военного совета была не пустой фразой. Если я в ближайшие дни не добуду сведений о противнике в районе Оленино, меня действительно расстреляют. Вот я и подумал, что же мне делать? Посылать на авось ещё одну группу или организовать поиск самому лично. И пришёл к здравому решению: чем меня расстреляют за невыполнение боевого приказа, то пусть лучше немцы убьют в поиске, это, по крайней мере, будет героической смертью.
Я решил сам идти в разведку в район Оленино, подобрав для себя ещё пятерых ребят из 185 дивизии. В тот же день я выехал в 185 дивизию. По прибытии в дивизию у меня состоялся довольно тяжёлый и неприятный разговор с командиром. Когда я доложил ему, зачем я приехал, он сразу заявил, что он больше мне людей не даст, потому как так ведь можно всю дивизию перевести в разведку, а кто же воевать будет. На это заявление я совершенно спокойно ответил, что за ведение разведки перед фронтом дивизии несёт ответственность, прежде всего, сама дивизия. У меня нет каких-либо специальных подразделений для ведения разведки, стало быть, разведка перед фронтом всей армии ведётся средствами дивизий. После этого командир всё-таки приказал начальнику штаба лично выделить в моё распоряжение пятерых самых лучших красноармейцев из состава разведроты.
Получив в своё распоряжение людей, я начал их готовить к ведению скрытой разведки, т.е. к таким действиям в тылу врага, чтобы самим всё видеть и слышать и не обнаружить себя. Это совсем не просто, потому что мы должны передвигаться по территории, занятой немцами, и вести разговоры с местными жителями, а такое положение совсем не гарантирует безопасность, мы можем быть разоблачены, так как далеко не всё население дружелюбно относилось к нам.
Для проведения задуманной операции мы очень тщательно готовились на специальных занятиях по маскировке, переползанию и прочим премудростям тяжёлой солдатской науки. В течение двух дней велось непрерывное наблюдение за передним краем немецкой обороны с целью отыскания щелочки, в которую мы могли бы проскользнуть. Наблюдение увенчалось успехом: в одном месте со стороны немцев в нашу сторону протекал ручей, густо поросший кустарником. Этим ручьём мы и решили воспользоваться. Главная задача – маскировка. Кроме специальных маскировочных костюмов, нужно было быстро работать на местности, буквально мгновенно скрываться, используя любые укрытия на местности: кусты, старый бурьян, овражки и прочее».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.
Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!
Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов