Найти в Дзене

Портреты, которые заинтриговывают и ведут к неожиданным открытиям.

Леди Найткэп за завтраком. 1772 г.
Леди Найткэп за завтраком. 1772 г.

Бороздя на досуге просторы интернета в поисках интересненького, иной раз натыкаюсь на такие портреты, что никак не возможно мимо пройти. За ними воображение рисует некую загадочную историю, с которой нужно всенепременно ознакомиться, для последующего душевного равновесия...

Перед вами - один такой портрет (вообще то - теперь я в этом не уверена, но когда увидела - сочла, что это портрет), увидев который я забыла все дела, проехала три лишние остановки, перелистала половину интернета, но никак не смогла от него оторваться.

Что я только не понапредставляла!

Страшная болезнь, ужасное увечье, изуродовавшее знаменитую красавицу, месть оскорбленного мужа или отчаявшейся соперницы, некое врожденное уродство богатой наследницы...

Всего - то оказалось, что Найткэп это не фамилия, а название странного головного убора. Это прозаический ночной колпак, в те годы повсеместно распространенный. Видимо, на эти колпаки, как и на прочие предметы туалета, существовала определенная мода. И дама на картинке настолько модная, что даже слуга в шоке - как она рот находит при такой экипировке....

То есть перед нами не портрет некоей конкретной леди, а, скорее всего, карикатура 18 века, высмеивающая модниц! Ну, или просто бытовая зарисовка, изображающая эту самую модницу в последней рекомендации модельеров - чепце с рюшами, которые закрывают глаза и щеки... Хранится эта красота в Британском музее.

Еще одна картина, которая останавливает взгляд:

Мадлен.
Мадлен.

В данном случае, оказалось, что это именно портрет - бедной девочки, которая родилась с редкой болезнью - витилиго.

Картину написал некто Ле Мазурье (1710-после 1782 гг.) как раз в 1782 году. И она называется - Мадлен де ла Мартиника и ее мать. Понятно, что ребенок и ее мать родом с Мартиники. В то время, когда картина была создана, негры на Мартинике были исключительно рабами, занятыми в основном на производстве сахарного тростника, а сам остров принадлежал Франции, хотя англичане не прекращали попыток его отобрать... Понятно, что портрет рабыни был создан, чтобы удивить публику чудесами, которые встречаются на свете.

Еще одна женщина привлекла мое внимание миловидным лицом и экзотическим нарядом, и, честно говоря, я думала, что это какая - то современная книжная иллюстрация - но нет - перед нами портрет королевы вуду Марии Катрин Лаво (1801 – 1881 гг.)

Осторожно смотрите в эти красивые глаза)

Мари была орлеанской креолкой. В ее венах текла кровь французов, индейцев и негров. Ее описывали как женщину необыкновенной красоты, харизмы и интеллекта.

Родилась она свободной, несмотря на наличие африканской крови, место и время рождения. Биография ее с одной стороны хорошо известна, а с другой - имеет много белых пятен. Она дважды была замужем. Первый муж умер вскоре после свадьбы, но супруги успели родить как минимум 2 дочерей. Второй муж появился вскоре после первого - и с ним у Мари было по приблизительным подсчетам еще примерно 15 детей, некоторые из которых, по всей видимости, носили одинаковые имена. Первый ее муж был простым плотником, а вот второй - благородным французским дворянином. Одна из ее дочерей под тем же именем стала следующей королевой вуду.

Чем была известна Мари Лаво?

Она была травницей, принимала роды, лечила. Еще она готовила последний обед приговоренным к смерти, и ходили слухи, что при этом она давала им яд для безболезненного ухода (не бесплатно, естественно). Мари держала салон красоты, и оказывала богатым семьям Нового Орлеана парикмахерские услуги. Все ее клиенты, которые, порой, и так слишком о многом болтали с обаятельной Лаво, были опутаны ею слежкой через собственных слуг, которых Мари или запугивала, или оказывала им услуги, например, лечила. Так что все высокое общество Нового Орлеана находилось в итоге у нее под колпаком.

Ну и главное - она практиковала вуду и благодаря комплексу своих способностей несколько десятилетий была его королевой. В этой роли она обогатила это учение некоторой христианской символикой (чтобы привлечь белые семьи, которые вообще - то считали вуду культом Сатаны), и стала самым авторитетным человеком в городе, к которому обращались при решении самых разных вопросов, в том числе и семейных и финансовых. Благодаря огромной сети шпионов, она была в курсе всех дел, и давала обратившимся ценные советы. Она сделала ритуалы вуду зрелищным, практически театральным действом, за посещение которых публика платила немалые деньги. Так же она снабжала людей талисманами, которые 100%-но выполняли их желания - например - выиграть огромную денежную сумму. Еще Мари могла наслать порчу, смерть - или во всяком случае сделать так, чтобы намеченная жертва об этом узнала и готова была заплатить любые деньги за нейтрализацию колдовства... В общем, население Нового Орлеана, благодаря ее бурной деятельности, пребывало в постоянной тревоге и в повышенном тонусе.

Вот, какую силу может приобрести простая парикмахер, если с умом возьмется за дело!)

Все это для нас с вами неимоверная экзотика, а для людей - практически реальность. Причем, и сегодня. Точное место погребения Мари Лаво не известно, но есть убеждение так сказать, в массах, относительно одного склепа. Лаво пользуется славой человека, который и после смерти способен исполнять чужие желания. Есть даже специальный ритуал для этого: ...нарисовать X на могиле, повернуться три раза, постучать по могиле, выкрикнуть свое желание, и если оно было исполнено, вернуться, обвести свой X и оставить Лаво подношение...

Весь, склеп, естественно разрисован этими Х. Но сейчас, после нескольких попыток выкопать останки Лаво, на территорию кладбища, где она, предположительно покоится, перестали пускать посетителей.

Такая вот история открылась внезапно за портретом экзотической, приятного вида дамы!

Еще один, скажем прямо, нетривиальный портрет.

-4

Уловив этот осторожный, внимательный и коварный взгляд, я тоже сперва было подумала, что автор - современный художник. Но нет - перед нами натуральный, 17 века, портрет мавра.

Этот человек - Абд аль-Вахид ибн Масуд ибн Мухаммед Анун, был послом при дворе английской королевы Елизаветы 1. Предположительно - именно он стал прообразом Отелло в пьесе Шекспира. При дворе Елизаветы он провел 6 месяцев, представляя марокканского правителя. Его целью было создание англо - марокканского союза против Испании. Планы и конфигурации этого союза оба правителя обсуждали еще 2 года после посольства, но дело так ничем и не закончилось - по той причине, что они оба (и английская королева и марокканский султан) умерли. А на память об опасности, которая грозила Испании остался этот портрет. Глядя на него понимаешь, как тяжело испанцам далась Реконкиста...

На сегодня - это все случайные находки, которыми я захотела с вами поделиться.