Вершина или жизнь?
«Ламбер стоял неподвижно, пригнувшись в сторону ветра, и я знал, что он обдумывает наше положение. Я попытался думать и сам, но это было даже ещё труднее, чем дышать. Я посмотрел вверх. Вот Южная вершина в ста пятидесяти метрах над нами. Это ещё не вершина, а только Южная вершина. А за ней…»
«Я верю, что иногда, когда человеку приходится особенно трудно, бог подсказывает, как поступать, и он подсказал это Ламберу и мне. Мы могли бы идти дальше. Возможно, смогли бы даже дойти до вершины. Но спуститься уже не смогли бы. Продолжать значило погибнуть. И мы не стали продолжать — остановились и повернули обратно… Мы достигли высоты около 8600 метров, побывали ближе всех к вершине Эвереста, поднялись на рекордную высоту. Но этого оказалось мало. Мы отдали все силы — и этого тоже оказалось мало. Мы молча повернули. Молча пошли вниз. Вниз по длинному гребню, мимо верхнего лагеря, снова вдоль гребня, вниз по снежному склону. Медленно-медленно. Вниз, вниз вниз…»
Тенцинг Норгей «Тигр снегов после Эвереста».
Есть такое важное умение – повернуть назад. Периодически в горах оно спасает жизни, вернее, оставляет их в целости и сохранности.
В январе 2013-го мы ходили на Эльбрус. В январе. В отличие от нормальных туристов и альпинистов, которые ходят в июле-августе. Говорят, что зимний Эльбрус по климату приближён к Эвересту.
Не знаю, как на счёт Эвереста, но для подготовки к восхождению на семитысячник такие условия точно годны!
Пока мы проходили акклиматизацию, (4 дня на высоте) погода была идеальной. Потом стало холодать до -25.
В радиальном выходе на скалы Пастухова я от холода перестал чувствовать ноги и пошёл вниз, разжиться ботинками LaSportiva. При сильном ветре холоднее. Каждый метр в секунду добавляет градус мороза. Т.е. в -25, при ветре 25 м/с чувствуешь себя как в -50. Всё тепло безжалостно выдувает из организма суровый высокогорный ветер. Когда снимаешь рукавичку - через 30 секунд не чувствуешь пальцы.
Подготовив свои организмы, мы решили перед восхождением отдохнуть в комфортном доме в Терсколе («У Сапиры»). Спустились, переночевали в кроватях, как цивилизованные люди. На следующий день поехали наверх на канатке. Погода стала портиться, но метеорологи обещали окно: ясная ночь и половина дня. Погоду мы смотрим на SnowforeCast. Там специальный прогноз на горных вершинах.
На восхождение нас отправилось четверо: двое парней и две девчонки.
В этот непогожий январский день нам предстояло дойти до лагеря на 4000, чтобы следующей ночью выйти на штурм в 2:00. Знаки того, что дороги не будет, начались уже в это время. Канатка остановилась. Ни до, ни после она не останавливалась, так бывает при сильном ветре.
Доехав до 3500, (станция «Мир») мы спешились. На 3800, когда мы поднялись над ущельем на высокогорное плато Эльбруса, где гуляют все ветра, порывами нас сдувало с ног. Девчонки прятались в тени ветра за нами, парнями. Пока дошли до хибары на 4000 я отморозил щёку. На таком ветру снег бьёт как выстрел дробью. Потом на лице он тает, и следующие порции снега бьют уже по мокрому лицу. Удовольствие – ниже среднего, а балаклаву я забыл.
Перед отбоем у одной из девчонок начался лёгкий приступ «горной болезни». В этом случае надо сбрасывать высоту. Спать оставалось 5 часов, решили, что если к подъёму не полегчает, то наверх она не пойдёт.
Проснулись в 1:00. Диане полегчало. Ночь была ясная, над нами нависало сказочно-звёздное небо Кавказа.
Нас стали одолевать сомнения. Благоприятный прогноз был только до середины дня.
Говорю: "Сём, если погода испортится хотя бы на 2 часа раньше, мы не спустимся. Гора - вот она, никуда не денется. На следующий год приедем. По прогнозу ясно было только до 15:00."
Есть такое коварное место – «Косая полка». В начальной части пути на вершину. Если на 4000 нас ветер сдувал с ног, то на высоте ближе к 5000 она точно будет непроходима. Кроме того, в -25 лёд «линзовый» (он же «бутылочный»), это значит, что зубья кошек не зарубаются и идти опасно. При таких низких температурах лёд очень твёрдый и откалывается кругами в форме линз.
Мы решили пойти спать. Погода не стала ждать, пока стукнет 15:00, всё было затянуто уже в 9 утра. Вниз, в Терскол мы шли медленно, размеренно, вдоль маркировки тропы.
Мне нравятся такие заоблачные прогулки. Когда идёшь не спеша, созерцаешь высокогорье наедине со своими мыслями.
Горы – это стихия, которая всегда сильнее человека. Их нужно уважать.
До будущей горы…
Ссылка на статью, как я провалился в ледовую трещину: