Найти в Дзене
Руфина Харина

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня, 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Долгое время старались связать картину «Купание красного коня» с предвестием войны или революции, неким пророчеством (чему способствовал и сам художник). Однако, все не так очевидно.

10-е годы ХХ века ознаменовались открытием икон – в прямом смысле этого слова иконы были открыты – очищены от наслоений времени и предстали взору просвещённой публики не как предметы культа, но как произведения древнерусского искусства. Петров-Водкин (и сам будучи учеником иконописца) не мог остаться равнодушным. Более того, с картины «Купание красного коня» окончательно формируется его собственный, легко узнаваемый художественный стиль.

Влияние древнерусского искусства сказалось не только в том, что цвет коня – красный. На иконах мы нередко встречам красных коней, где красный цвет символизирует красоту, ведь красный = красивый. Здесь воплощается особое исконное русское мирочувствование, мироощущение, что приподнимает бытовой сюжет над обыденностью и делает его чем-то бОльшим, обращается к нашей памяти.

Картина была представлена на выставке объединения «Мир искусства». Художники которые в него входили, обращались в своем творчестве к прошлым векам, стилизовали и воскрешали ушедшие культуры. И работа Петрова-Водкина оказалась одной из самых важных и значительных на той выставке, она все же произвела своего рода революцию – о ней заговорили как о новом «слове» в живописи.