Зачем Германии надводный флот?
К окончанию Первой мировой войны германский кайзеровский флот насчитывал в своем составе 19 дредноутов, 5 линейных крейсеров, 21 устаревший броненосец, 44 крейсера, 137 эсминцев и 227 подводных лодок. Подписанный 28 июня 1919 г. Версальский мирный договор не оставил от былого величия и следа. Германии разрешалось сохранить 6 линкоров додредноутного типа, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев, общим тоннажем не свыше 108 000 т (в 1920 г. было разрешено держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограничивалась 15 000 человек, из них не более 1500 офицеров.
Положение вещей стало меняться с приходом к власти нацистов. Германии за максимально короткий срок необходимо было решить несколько важнейших задач.
Задача первая: обеспечить тотальное превосходство немцев на Балтике. Необходимо было достичь превосходства над странами Скандинавии и Советским Союзом. Требовалось обезопасить Балтийское море от любых посягательств.
Задача вторая: максимально сократить количественный и качественный разрыв с флотом Франции, как наиболее вероятного соперника в новой войне. Немецкий флот как максимум должен был иметь возможность сойтись с силами французов в лоб, а как минимум повторить успех рейдерских операций первой мировой войны, а лучше превзойти его.
А вот с Англией планировалось договориться. Верхушка нацистов изначально мечтала о нейтралитете Англии в следующей войне, а господство Англии над морем не планировалось оспаривать. Следует понимать, что идея превзойти английский флот рассматривалась, но в глубокой перспективе. Немецкий план под кодовым названием «Z» предусматривал строительство огромного флота, но его постройка даже при самых лучших обстоятельствах не могла быть завершена раньше 1947-1948 года. Но как мы уже знаем Англия вмешалась в конфликт, а мечты нацистов о битве «раз на раз» с французским флотом так и остались мечтами.
Но опять же, вернемся к 1933 году. Германии нужен сильный, мобильный и достаточно многочисленный флот, который мог бы прикрыть Балтийское море, осуществить рейдерские операций в тылу противника, а при сильной необходимости сразиться на равных с линейным флотом Франции. Также крайне желательно было не спровоцировать Англию своей программой строительства флота.
Именно эти задачи определили дальнейший вектор развития немецкого надводного флота. Это объясняет дальнейший «компромисс» в виде постройки серии карманных линкоров «Дойчланд».
Но, карманные линкоры не могли противостоять на равных своим старшими коллегам. Необходимость строительства столь огромных и современных кораблей как «Бисмарк» стала вполне понятна после получения в 1933 году информации о том, что французы строят линкор «Дюнкерк». Настоящий монстр по немецким меркам, с полным водоизмещением в 34 тысячи тонн. У немецкого ВМФ не было адекватного ответа на такое, не было ни единого корабля, который мог бы хотя бы сравняться с «Дюнкерком». Примерно так и зародилась необходимость в линкорах серии «Бисмарк», как достаточно быстроходных, тяжелых рейдеров, которые в случае чего могут дать сражение линкорам класса «Дюнкерк» и выйти из боя победителями.
«Дюнкерк»
Строительство такого гиганта как «Бисмарк» и его брата-близнеца «Тирпица» стало возможным только благодаря грамотным политическим ходам нацистов. 16 марта 1935 года Гитлер официально объявил об отказе Германии соблюдать условия Версальского договора, так что формальных препятствий для постройки более крупных кораблей больше не было. Отказ Германии от Версальских ограничений вызвал естественное беспокойство в других странах, и во время дипломатических контактов с aнгличанам Гитлер дал понять, что желает добровольно ограничить свой ВМФ уровнем 35 процентов от британского. Дальнейшие переговоры привели к заключению 18 июня 1935 года в Лондоне англо-германского морского соглашения, закрепившего эту норму и, кроме того, обязавшего Германию соблюдать ограничения морских договоров, заключенных Великобританией с другими странами. Этот договор был заключен слишком поздно для того, чтобы повлиять на проект «Шарнхорста» и «Гнейзенау», но снял беспокойство по поводу политических осложнений из-за возможного роста водоизмещения кораблей по сравнению с проектным. Теперь Германия должна была следовать условиям Лондонских морских соглашений, ограничивавших лишь водоизмещение судов, а не их количество. А выйти за ограничения в 35% даже при большом желании для Германии было проблематично.
Что из себя представлял «Бисмарк»
Проект линкоров «F» и «G» утвержден 16 ноября 1935 года. По существовавшей в Германии традиции, корабль при закладке получал литерное обозначение, при этом в каждом классе велась своя «буквенная» линия. А официальное название ему присваивалось при спуске на воду. Так что, в нашем случае линкор «F» это Бисмарк, а линкор «G» это Тирпиц.
Согласно Лондонским соглашениям водоизмещение линкора не могло превышать 35 тысяч тонн. И изначально действительно, планировали уложиться в 35 тысяч. Но на практике оказалось, что стандартное водоизмещение итогового проекта составляет 41 тысячу тонн (это при том, что броню и так сделали тоньше чем планировали). Полное же водоизмещение достигло чудовищных 50 тысяч тонн. Сэкономить было уже никак, поэтому проект был утверждён. В рамках секретности во всей проектной документации была указана цифра в 35 тысяч. Максимальная скорость хода составляла 29 узлов, максимальная дальность плаванья составляла около 8500 миль, при скорости хода в 15 узлов.
Итак, давайте по пунктам разберем, почему же «Бисмарк» являлся грозной силой и гордостью Кригсмарине
Броня.
Общий вес брони на «Бисмарке» составлял 18 700 метрических тонн или 40% от проектного боевого водоизмещения. Только японский суперлинкор «Ямато» превосходил немецкий корабль по суммарному весу бронирования (22 895 метрический тонн), но при этом существенно уступал по его процентному отношению к водоизмещению — всего 33,2%
Схема бронирования линкора
Горизонтальная броня
Горизонтальная защита состояла из двух броневых палуб – верхней и главной (броневой). Верхняя палуба простиралась на 213,5 метров, что составляло около 85% длины корабля. Она была равномерно бронирована 50-мм плитами, утолщаясь до 80 мм в районе барбетов. Основным назначением палубы было инициирование взрывателей бомб, с тем чтобы взрыв происходил выше главной броневой палубы. Швы и кромки верхней палубы крепились при помощи сварки. Вес этой палубы составлял 2 248,053 т.
Вертикальная броня
Жизненно важные отсеки защищала броневая цитадель, прикрывавшая 68% длины корпуса по ватерлинии (70,7 м в длину и 7 м в высоту) и замыкавшаяся в носу и в корме броневыми траверзами. Вся вертикальная броня толще 100 мм изготавливалась из закаленной стали. Главный пояс состоял из верхнего и нижнего рядов плит. Нижний ряд плит (главный пояс) имел толщину 320 миллиметров. Верхняя кромка главного пояса располагалась на 100 мм ниже батарейной палубы, нижняя кромка – на 7800 мм выше киля. По верхней кромке пояс имел желоб и уступ для соединения с плитами верхнего ряда плит. Верхний пояс имел толщину 145 мм и доходил по высоте до верхней палубы. По замыслу германских конструкторов, этот пояс должен был служить защитой от снарядов крейсеров и эсминцев при стычках на ближних дистанциях.
Главный калибр
Выбор калибра для капитальных кораблей всегда являлся основным вопросом при составлении технического задания, а в случае с линкором «Бисмарк», постоянные перемены мнений относительно их артиллерии заставляли одновременно прорабатывать несколько вариантов эскизных проектов для разных калибров. При этом требовалось найти компромисс между скорострельностью орудий сравнительно небольшого калибра, позволявшей увеличить число попаданий, и разрушительным воздействием менее скорострельных крупнокалиберных орудий. По мнению немецких специалистов, наиболее полно этой задаче отвечали 380-мм орудия. Увеличение калибра при сравнимой начальной скорости снаряда вело к снижению живучести стволов, меньший же калибр считался малоэффективным по разрушительному действию боеприпасов, не обеспечивая при этом заметного преимущества в скорострельности. 380-мм орудия послужили хорошим компромиссом мощности и скорострельности. Всего на линкоре было размещено 8 орудий главного калибра, попарно в четырех башнях.
Зенитная и вспомогательная артиллерия
Артиллерия вспомогательного калибра линкора «Бисмарк» состояла из 12 орудий калибра 150-мм SKC/28, размещённых попарно в башнях. Над выбором вспомогательной артиллерии долго думать не пришлось, был взят обычный для тех времён средний калибр.
150-мм орудия.
«Бисмарк» и «Тирпиц» несли по шестнадцать зенитных 105-мм орудий LC/37. Восемь спаренных установок размещались на первом ярусе надстройки, по четыре с каждого борта. Изначально планировалось поставить 88-мм орудия, но потом поняли, что лафет под орудия 88-мм вполне спокойно выдерживает калибр побольше. Именно эти орудия должны были стать надежным щитом «Бисмарка» от самолетов противника. По проекту, противовоздушную оборону вблизи корабля обеспечивали шестнадцать 37-мм пушек C/30 и двенадцать 20-мм автоматов C/30 или С/38. Боекомплект для зенитных автоматов по штатам германского флота состоял из 2000 выстрелов на ствол.
зенитное орудие LC/37
Авиационное оборудование
В окончательном проекте «Бисмарк» получил две поперечных катапульты производства кильской «Дойче Верке». Они располагались позади дымовой трубы. Общая длина жестко закрепленного участка составляла 32 метра, но каждая катапульта могла телескопически раздвигаться еще на 16 метров. Был возможен одновременный пуск сразу двух гидросамолётов. Линкоры имели по три авиационных ангара.
Ангар номер 1 на два самолета находился под грот-мачтой. Ангары номер 2 и номер З располагались на корабле слева и справа от дымовой трубы и использовались для предполетной подготовки гидросамолетов. Их площадь составляла 60 квадратных метров, что позволяло разместить в них по одному самолету со сложенными крыльями. Рельсовые пути обеспечивали перемещение самолетов от ангаров к катапульте, а с помощью кранов, установленных побортно в районе дымовой трубы самолеты перемешались на пусковую тележку катапульты. Линкоры типа «Бисмарк» использовали гидросамолеты только одного типа – «Арадо» Аг 196.
Гидросамолёт «Арадо» при погрузке на корабль.
Энергетическая установка
Первоначально линкоры типа «Бисмарк» предполагалось оснастить турбоэлектрической силовой установкой с 3 агрегатам и по 46 000 л .с. Она должна была занимать три отсека: котлы побортно, генераторы – в середине корабля, между продольными переборками. Преимуществом такой установки были более простая конструкция турбин, вращавшихся в одном направлении с постоянной скоростью, короткие гребные валы, возможность быстрого изменении скорости и реверса с переднего хода на задний. Тем не менее, в окончательном проекте была принята более традиционная паротурбинная главная энергетическая установка (ГЭУ) на паре высоких параметров. Это увеличило физический размер самой установки, но такой вариант был дешевле.
Электрическая система
Стоит отметить, немцы электрифицировали всё что могли, начиная от механизма поворота и наведения орудий, заканчивая подъемными кранами для гидросамолётов. На «Бисмарке» даже были кондиционеры. Всё это нуждалось в огромном количестве энергии.
Для обеспечения электроэнергией на линкорах имелось по четыре главных электростанции (E-Werk). Отделения генераторов NQ I и NQ 2 располагались в отсеке V111 на нижней платформе по правому и левому борту соответственно. В каждом из них находилось по четыре 500-кВт дизель-генератора. Генераторные отсеки NQ3 и NQ4 размешались по аналогичной схеме в отсеке XIV, но в них было установлено по 3 турбогенератора (всего пять по 690 кВт и один 460 кВт). Генераторы производились фирмой «Гарбе-Ломайер». Основное оборудование и освещение питались от постоянного тока напряжением 220 В. Нормальная нагрузка электросети корабля составляла 3910 кВт, но с учетом суммарной производительности всех генераторов в боевой обстановке эта величина могла быть доведена до 7910 кВт, чем обеспечивалось более чем двойное резервирование по мощности. Стоит отметить, что даже когда «Бисмарк», в конце своего похода начал непосредственно тонуть, всё электрооборудование корабля продолжало работать в штатном режиме.
Вентиляция и кондиционирование
Кондиционерами оснащались корабельный лазарет, фотолаборатория для проявления снимков с гидросамолетов и офицерская кают-компания. Всего на кораблях имелось по 230 электрических вентиляторов, из которых 33 обслуживали котельные и машинные отделения. Вентиляционные шахты оснащались водонепроницаемыми шторками, так что водонепроницаемость помещений должна была сохраняться до уровня батарейной палубы. Под ней вентиляционные шахты располагались вертикально и не проходили через главные водонепроницаемые переборки. В отсеках энергетической установки вентиляционные шахты были оснащены также газонепроницаемыми шторками на случай возгорания нефти. Главная холодильная установка находилась в отсеке на нижней платформе. Установка была электрической.
Экипаж корабля.
По проекту экипаж линкора состоял из 1927 человек. Увеличиваясь до 2106 при использовании в качестве флагманского корабля. При вступлении в строй экипаж Бисмарка состоял из 103 офицеров и 1962 матросов.
Цена
Цена линкора «Бисмарк» составила 198 миллионов рейхсмарок. Курс к доллару тогда был 1 к 2. То есть, стоимость линкора «Бисмарк» составляла примерно 100 миллионов долларов. Для сравнения, например, самоходная установка «Штуг 3» стоила 100 тысяч рейхсмарок. Только американский серийный линкор «Айова» 1945 года выпуска, несопоставимо более мощный, с несопоставимыми по дороговизне радарами и оборудованием смог сравняться с «Бисмарком» по стоимости. Линкоры «Айова» тоже стоили 100 миллионов долларов за штуку. «Тирпиц» и «Бисмарк» обошлись Германии безумно дорого.
Боевое применение «Бисмарка». Операция «Учения на Рейне»
Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года. При спуске на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.
Окончательно «Бисмарк» был введен в состав Кригсмарине 24 августа 1940 года.
После введения корабля в строй встал традиционный вопрос. А что делать дальше? Как применять эти 198 миллионов? Франция уже пала. Англия не осталась нейтральной, а очень даже активно воюет. Ни о каком лобовом сражении с силами Англии и речи быть не могло. Выход был найден после фантастического успеха рейдерской операции «Берлин» (она достойна отдельной статьи, так что если хотите то пишите в комменты)).
Доротея фон Левенфельд готовится разбить бутылку с шампанским
Рейдерская операция линкоров «Шанхорст» и «Гнейзенау» окончилась просто безумно удачно. Два этих линкора потопили английских кораблей на 150 тысяч тоннажа и вернулись обратно в Германию. Пропаганда Геббельса буквально вопила об успехе. «Впервые немецкие линкоры вышли в открытое море и громят англичан». Операция «Берлин» послужила неким триггером для руководства Германии, операция показала буквально, что «так делать можно», немецкий линейный флот не будет бездельничать в портах, а может приносить ощутимую пользу в дальних рейдах. Других вариантов применения «Бисмарка» кроме рейдерских операций не было. Вообще и никаких.
Торжественный спуск «Бисмарка» на воду.
Итак, Бисмарк планировалось использовать как рейдерскую единицу в Атлантике, но по опыт прошлых лет показал, что эффективнее действуют рейдерские соединения в составе двух, а лучше трех судов. Необходимо было послать линкор «Бисмарк» и кого то ещё подходящего под дальнее плаванье. Решено было вместе с «Бисмарком» отправить тяжелый крейсер «Принц Ойген».
«Принц Ойген»
Командовать рейдерским соединением назначили адмирала Гюнтера Лютьенса. Ему же принадлежали лавры за проведение операции «Берлин». Лютьенс планировал повторить успех.
Гюнтер Лютьенс
Операция под кодовым названием «Учения на Рейне» состояла в том, что «Бисмарк» и «Принц Ойген» выйдут из Норвегии, пройдут через Датский пролив в Атлантику, нанесут максимальный ущерб торговому флоту союзников, а дальше по обстоятельствам. Либо возвращаться обратно в Норвегию, либо во французский Брест. Начало операции было назначено на 18 мая 1941 года.
Выход из Готенхафена назначили в ночь с 18 на 19 мая.
Корабли вышли поодиночке – сначала «Принц Ойген», потом «Бисмарк». Проливом Большой Бельт в ночь с 19 на 20 мая удалось пройти незамеченными. Но день 20 мая выдался ясным и солнечным, после полудня на встречном курсе показался «Готланд» – авианесущий крейсер нейтральной Швеции. Почти сразу после встречи немцы перехватили радиограмму. Шведский корабль сообщал о «больших немецких кораблях». Радиограмма не попала к англичанам , но англичане всё равно узнали о появлении «Бисмарка», правда, достаточно любопытным образом.
Из-за особенностей шведского нейтралитета на её территории находились военные атташе как Германии, так и Англии. И обстановка была достаточно милой, по вечерам шведские офицеры вместе с английским и немецким атташе могли перекинуться в карты и выпить бокал виски. Именно в тот вечер один шведский полковник в ходе игры в карты сообщил английскому атташе информацию об обнаружении «больших кораблей», после чего эта информация была немедленно передана в Лондон.
Эту информацию следовало подтвердить. Все конечно ожидали повторения операции «Берлин», но этот выход кораблей мог быть простыми учениями. Все опасения подтвердились после воздушной разведки. «Бисмарк» дозаправлялся. Это могло означать только одно – он готовился к дальнему походу.
«Охота на Бисмарк»
Но оставалась одна проблема. Англичане не знали как конкретно «Бисмарк» собирался выйти в Атлантику. Было два варианта. Либо пройти в Датском проливе то есть, между Исландией и Гренландией, либо же пройти чуть южнее, между Шотландией и Исландией.
Командующий Флотом Метрополии, адмирал Джон Тови, учитывая опасность противника, выслал крейсера-разведчики во все возможные места прорыва – те самые два варианта отданные Лютьенсу на выбор. Тяжелому крейсеру «Саффолк» под флагом адмирала Уэйк-Уокера достался северный вход в Датский пролив, а чтобы корабль мог дозаправиться в Исландии, не оставляя проход без внимания, к нему в пару добавили другой тяжелый крейсер – «Норфолк».
Адмирал Джон Тови
Радиограмма от «Норфолка», об обнаружении двух кораблей противника поступила 23 мая в половине восьмого вечера. «Норфолк» обнаружил корабли противника в Датском проливе. Была собрана группа перехвата состоящая из гордости британского флота линейного крейсера «Худ» или как его называли матросы «Старина Худ» и новейшего линкора британского флота «Принц Уэльский».
Линейный крейсер «Худ» 1920 года постройки. 46850 тонн водоизмещения, 8 орудий калибром 381 мм, на момент столкновения с «Бисмарком» - 24 мая 1941 года, один из крупнейших в мире военных кораблей
Линкор «Принц Уэльский»
Командир соединения адмирал Ланселот Холланд, державший флаг на «Худе», дал полный ход кораблям, надеясь настичь немецкое соединение на выходе из пролива и навязать ему бой на параллельных курсах.
24 мая в 5:52 утра «Худ» и «Принц Уэльский» нагнали «Бисмарка» и «Принца Ойгена» корабли уже просматривались очень отчетливо – дистанция между врагами составляла 13,5 миль. В 5:53 немцы увидели первый залп с головного корабля. Яркость выстрела и густой черный дым пороховых газов поставили все на свои места – крейсера так стрелять не могут – по немцам бьют тяжелые орудия линкоров. Специалист по силуэтам на корабле уверенно заявил – первый корабль являлся «Худом», а второй – линкор класса «Кинг Джордж V» или линейный крейсер класса «Рипалз».
Изначально англичане приняли «Принц Ойген» за «Бисмарк», так как Ойген шёл первым (из-за более качественного радиолокационного оборудования). Так что, огонь был изначально сконцентрирован на «Принце Ойгене».
Немцы же сразу сосредоточили огонь по одному кораблю – «Худу». Первое удачное попадание получилось нанести «Принцу Ойгену», он из своих 203-мм орудий умудрился попасть в запас зенитных ракет располагающихся на верхней палубе, чем вызвал пожары.
Именно этот бой стал последним для «Старины Худа». До конца не понятно, что именно вызвало гибель «Худа». Предполагают, что один из выпущенных линкором снарядов «Бисмарка» описал дугу, пробил верхнюю палубу и попал в камеру хранения 100-мм снарядов, чем и вызвал детонацию боекомплекта. Существует так же и альтернативная версия, что точку в истории «Худа» поставил всё же «Принц Ойген», своим выстрелом по боекомплекту зенитных ракет. По предположению, это попадание и дальнейшая детонация зенитных боеприпасов спровоцировали череду пожаров и взрывов, которые в свою очередь, перекинулись на камеры хранения крупнокалиберных боеприпасов.
Взрыв, разорвавший гордость британского флота на части, произошел в 6:01 утра. Из-за грохота орудий и гула механизмов на других британских кораблях не сразу обратили внимание на белый гриб взрыва, поднявшийся над «Худом». Свидетелями катастрофы стали и немцы, следившие за ходом боя в мощные оптические системы. Немцы даже сделали парочку фотографий тонущего «Худа». Они видели, как взрыв поднял в воздух орудийную башню и отшвырнул ее в сторону. Потом, корма и носовая часть «Худа» поднялись торчком над поверхностью океана, и медленно погрузились в большое пятно разлившегося мазута. «Принц Уэльский» резко отвернул в правую сторону, чтобы не врезаться в обломки флагмана. Из 1419 моряков спасли троих.
После гибели «Худа», «Принц Уэльский» продолжил бой, но под напором орудий «Бисмарка» принял решение отходить. В 6:19 командир «Принца Уэльского» приказал поставить дымовую завесу и вышел из боя.
По результатам боя «Принц Ойген» остался невредим, а вот «Бисмарку» повезло меньше. Один из снарядов «Принца Уэльского» угодил в нос корабля, повредив топливный насос и топливную цистерну. Нос корабля набрал какое-то количество воды, но команде корабля в кратчайшие сроки удалось залатать пробоину стальными листами. Несмотря на все усилия, максимальная скорость хода упала до 20 узлов. Быстрее идти было просто опасно.
Казалось бы, потопить «Худ» было огромной удачей, но действие, как известно, вызывает противодействие. Англичане настолько были озлоблены потерей гордости своего ВМФ, что решили уничтожить «Бисмарк» любой ценой. Это было делом чести. Неизвестно, кто отдал приказ об уничтожении любой ценой, это мог быть либо адмирал Тови, либо лично Уинстон Черчилль.
К охоте на такого зверя как «Бисмарк» были привлечены вообще все доступные силы в Атлантике. Из далёкого Гибралтара даже вызвали авианосец «Арк Роял». Каждый пилот на «Арк Роял» уже успел получить боевой опыт в Средиземном море. Всего к охоте на «Бисмарк» были привлечены 50 судов различных классов. От линкоров до эсминцев.
После боя с «Худом» Лютьенс принял решение разделить силы. «Принц Ойген» должен был продолжить рейд самостоятельно, изображая из себя «Бисмарк», а настоящий «Бисмарк» в это время должен был прорваться к берегам Франции – под прикрытие люфтваффе.
Сразу после гибели «Худа» из Скапа-Флоу вышел линкор «Кинг Джорд V» с адмиралом Тови на борту. Тови рассчитывал настичь «Бисмарк» к 9 часам утра 25 мая.
Чтобы уменьшить скорость «Бисмарка» и не дать ему шанса ускользнуть от британского флота, Джон Тови дает приказ авианосцу «Викториос» атаковать немецкий линкор. «Викториос» находился на расстоянии 120 миль к северо-востоку от «Бисмарка» и это значило полтора часа ночного полета для не совсем опытных экипажей – авианосец вступил в строй недавно.
До 1938 года палубная авиация находилась в ведении RAF – Королевских военно-воздушных сил. RAF больше волновало развитие авиации наземного базирования и как бывает в таких случаях, качественный перекос произошел не в пользу военно-морской авиации. Ударное авиакрыло авианосцев формировалось из бипланов «Суордфиш» еще в середине 20-х годов выделявшихся своей старомодной конструкцией, (хотя, английские военно-исторические фильмы говорят, что самолёт был ещё очень даже ничего). Самолет разгонялся до 200 км/ч. в час, его каркас обтягивался полотняной обшивкой. Теперь на эти самолёты возлагалась задача атаковать «Бисмарк».
Но сначала самолеты надо было оторвать от полетной палубы. К 10 часам вечера ветер достиг штормовой силы. Палуба авианосца поднималась и проваливалась вниз на 15-17 метров. Но не смотря на волны, с авианосца смогли подняться 9 «Суордфишей»
Один за другим они повернули на юго-запад и, сопротивляясь встречному ветру, исчезли в дождевой пелене. Цель появилась через полтора часа, но порывы ветра, низкие тучи и волнение сорвали почти все атаки «Суордфишей». Лишь один самолет вышедший в атаку с правого борта смог выпустить торпеду точно в цель. Торпеда ударила в броневой пояс, не пробив борт, но взрывная волна прошла по корпусу линкора, вызвав хаос во внутренних помещениях. По заверениям британской стороны, «Суордфиши» заходили на цель с высоты 4-5 метров над уровнем моря. Углы вертикальной наводки ПВО «Бисмарка» не позволяли опустить орудия столь низко. Но данное заявление достаточно спорно. Историк Федор Лисицын, например, сомневается в правдивости этих заявлений. Погода была слишком плохой и волнение моря слишком слишком сильным для осуществления такого маневра.
Не смотря на позднее время – часы показывали пол-второго ночи, повреждения, первого погибшего и шестерых раненых, настроение экипажа все равно остается приподнятым. Линкор идет во Францию.
День 25 мая выдался для «Бисмарка» спокойный – ни корабли Гранд Флита, ни вражеская авиация не беспокоили. Немцы даже не догадывались, что британцы их потеряли. Ах да! У Лютьенса сегодня день рождения, ему исполнилось 52 года. Весь день шли поздравительные телеграммы – поздравлял Гитлер, поздравлял Редер. В 8:52 утра Лютьенс, видимо в приподнятом настроении от поздравлений, передает в Берлин длинную – 36 минут в эфире – радиограмму. В частности в сообщении упоминается о сражении в Датском проливе, о большом радиусе действия британских радаров, о потоплении «Худа» и о намерении идти на ремонт в Брест.
После налета «Суордфишей» с авианосца «Викториос» англичане потеряли «Бисмарк». Самолеты береговой охраны искали его все утро 26 мая, но не добились каких-либо результатов. Наконец, один из высокопоставленных офицеров предположил, что линкор идет не в Брест, а к ближайшей точке французского побережья – мысу Фенистер. Район поисков тут же скорректировали, отправив на разведку две «Каталины». Вылетев в 3 часа ночи, самолеты более семи часов обследовали океан, пока в 10:30 с одного из самолетов не заметили военный корабль. «Каталина» направилась к нему, корабль большой - без сомнения класса линкор, но незнакомый силуэт (немцы соорудили вторую фальшивую трубу) и плохая погода не позволили сразу установить название и национальную принадлежность корабля. Впрочем, то, что под ними немцы пилотам было ясно и так – «Каталину» встретил плотный зенитный огонь.
Полученные координаты «Бисмарка» передали Джону Тови. Теперь ему ясно – уйдя на север, догнать немецкий линкор он уже не может – их разделяют 130 миль. К тому же на британских кораблях, четвертый день преследующих «Бисмарк», ощущается нехватка топлива. Черчилль, политическая репутация которого во многом зависит от дальнейшей судьбы «Бисмарка», приказывает Тови продолжать погоню, «даже если весь флот придется вести домой на буксире». К счастью для англичан прибыл их главный козырь. Авианосец «Арк Роял» в составе соединения «H».
26 мая в 14:50 к месту обнаружения линкора вылетели «Суордфиши» с «Арк Рояла». В ходе этого вылета англичане чуть не потопили свой собственный корабль. Крейсер «Шеффилд» отправленный в этот район следить за перемещениями «Бисмарка» с безопасного расстояния, попал под несколько торпедных атак союзных «Суордфишей». Только после пуска третьей торпеды до эскадрильи дошло, что перед ними не «Бисмарк». «Шеффилду» же невероятно повезло, крейсер чудом смог уклониться от всех трёх торпед.
Следующую атаку, на этот раз уже против настоящего «Бисмарка», повторили через несколько часов. В 19:15, 15 торпедоносцев снова поднимаются с «Арк Ройала» и на этот раз, пройдя над "Шеффилдом" и получив с него точные пеленги, в 20:47 выходят на немецкий линкор. Часть свободного от дежурства экипажа «Шеффилда» вышла на палубу, чтобы посмотреть на такое редкое зрелище – атака британской авиацией немецкого линкора.
Немцы встречают самолеты плотным зенитным огнем, против них задействована вся артиллерия «Бисмарка» кроме орудий главного калибра. Линкор сильно качает, точность зенитного огня падает, и попаданий в английские торпедоносцы нет. Торпеда одного из «Суордфишей» попадает в броневой пояс линкора, не причинив ему большого вреда. Но роковой удар нанёс последний самолет, вынырнувший из-за туч по правую сторону корабля. Линкор как раз отворачивал влево, и рули оказались повернутыми под углом 12 градусов. Торпеда, ударив в корму и заклинила рули в этом положении.
С «Шеффилда» видели, как после взрыва торпеды линкор описал дугу, уклоняясь на северо-запад, а потом остановился. «Шеффилд» тут же передал радиограмму, сообщая о странных маневрах немецкого корабля.
На «Бисмарке» тем временем оценивали размеры повреждений. Торпеда, попав в борт, повредила не только рули. Часть отсеков затоплена. В них спустили водолазов, но привести в рабочее состояние рулевое управление они не могут: мешает низкая температура воды и водовороты в рулевом отсеке. Работа снаружи вообще невозможна из-за сильного волнения моря.
К половине десятого вечера Лютьенсу уже понятно, что «Бисмарк» обречен – ни возможности управляться, ни лишних запасов топлива, а англичане уже дышали в спину. В 21:40 командующий отсылает Гитлеру радиограмму, сообщая, что линкор не в состоянии управляться, и что экипаж будет «драться до последнего снаряда». Линкоры «Кинг Джордж V» и «Родней» к тому времени уже соединились и движутся прямо на «Бисмарк». Тови, учитывая невысокую скорость «Роднея», рассчитывает встретиться с немецким линкором на рассвете. Ночью к «Бисмарку» пребывает одна из подлодок Кригсмарине. Задачей подлодки было забрать фотографа из отдела пропаганды и все материалы о походе «Бисмарка», включая кадры взрыва «Худа». Какого-либо существенного вклада в предстоящее сражение подлодка внести не могла, так что с полученными материалами вскоре отбыла в Германию.
27 мая в 8:33 наблюдатели немецкого линкора заметили показавшиеся на горизонте мачты. Хотя море все еще штормило – сила ветра доходила до 8 баллов, погода стояла более-менее ясная. Показавшиеся над горизонтом мачты, принадлежали линкору «Родней», немного спустя появились и мачты «Кинг Джорджа V» – флагманского линкора Джона Тови.
Первый выстрел пришелся на 8:47 часов. Его сделал «Родней». Противников разделяло чуть больше 10 миль. Лишенный возможности маневрировать, идущий на невысокой скорости, один против двух неповрежденных линкоров, «Бисмарк» был обречён.
Немцы дрались, как и обещал Лютьенс, «до последнего снаряда». Сам он, заперся в боевой рубке, приказав, когда закончится боезапас, открыть кингстоны. Скорее всего, адмирал, не дожил до гибели «Бисмарка» – уже в полдесятого боевая рубка была вся охвачена огнем.
В 9:31 «Бисмарк» делает последний выстрел из орудия главного калибра. Ни один из выстрелов «Бисмарка» так и не достиг результата. «Родней» подходит на дистанцию 1,3 мили и начинает в упор расстреливать немецкий линкор. Гордость немецкого флота представляет печальное, даже ужасное зрелище: линкор весь избит тяжелыми британскими снарядами, надстройки разрушены, над кораблем поднимается густой, отгоняемый ветром дым. Обшивка правого борта в районе машинного отделения раскалилась до малинового цвета, верхушки волн, облизывая это пятно, поднимаются к верху паром. Внутри «Бисмарка» бушуют пожары, но он продолжает двигаться. Такая живучесть не укладывается в сознании англичан. Хотя «Бисмарк» потерял значение как боевой корабль – он не больше чем руина, но эта руина движется. Джон Тови подавляет в себе желание искромсать линкор снарядами – топливо на британских кораблях заканчивается, и командующий отдает приказ поворачивать на базу.
Добивать «Бисмарк» оставляют крейсер «Дорсетшир» почти сутки шедший с юга на соединение с эскадрой Тови. «Дорсетшир» расстрелял линкор торпедами: две он выпустил в правый борт «Бисмарка», еще одну, обойдя линкор с кормы, в левый. В это время «Бисмарк» начинает крениться на левый борт и через несколько минут кормой вперед начинает уходить под воду. Долгие годы британцы – так требовали национальные амбиции, утверждали, что «Бисмарк» погиб от торпед «Дорсетшира», лишь одна из последних экспедиций Балларда доказала – линкор все-таки затопил экипаж, открыв кингстоны.
Их открыли когда «Дорсетшир», готовясь к торпедной атаке, подходил к левому борту линкора. Тогда же поступила команда – «покинуть корабль». Впервые за три дня боев и погони англичане увидели своих врагов – серые людские потоки, побежавшие к бортам «Бисмарка».
Линкор затонул в 10:36, оставив в волнах 800 человек, перепачканных мазутом. «Дорсетшир» совместно с эсминцем «Маори» приступили к спасательной операции, подняв на борт 117 человек из экипажа «Бисмарка». Но в воде оставалось еще около 700 человек, когда «Дорсетшир» вдруг запустил машины и, развив большую скорость, начал уходить с места катастрофы.
После войны капитана крейсера пытались судить, за то, что покинув место гибели «Бисмарка», он погубил несколько сотен человек. Но капитан оправдался, доказывая, что с крейсера видели перископ подводной лодки.
После детального обследования «Бисмарка» на дне океана выяснилось, что в корабль попало более 400 снарядов различных калибров. От 406-мм до 120-мм орудий.
Заключение
«Бисмарк» строили для другой войны и для других задач. Линкор оказался безумно дорогим и принес сравнительно небольшую пользу. Но, экипаж корабля в своей последней битве покрыл «Бисмарк» бессмертной славой и оставил огромный след в массовой культуре.
Автор - Алан Цаликов