Как я уже писала ранее, здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Арабского Востока — таким фундаментом стал ислам. Очевидно, для того чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.
В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты ислама, как вероучения. Разумеется — это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о средневековой культуре и искусстве стран, влияния Арабского Халифата. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с исламом, и знакомится с ним впервые.
Религиозные представления арабов до принятия ислама
С древних времён человек заселил практически всё пространство Земли. Сначала, он осваивал территории с наиболее благоприятным климатом, комфортным для жизни, как правило, в долинах крупных полноводных рек (именно так возникли древнейшие цивилизации Египта, Китая, Месопотамии, Индии и т.д.).
Со временем, в силу определенных обстоятельств, люди стали обживать и менее приспособленные для проживания места, к которым смело можно отнести земли Аравийской пустыни, заселенные племенами отважных арабов - кочевников-бедуи́нов («обитатель пустыни» от араб. «аль-бадия» - «пустыня»).
На полуострове нет ни одной крупной реки и люди, живущие здесь, бывает, годами не видят дождя. Бесконечные пески иногда сменяются горными отрогами, с вершин которых спускаются ручьи, оживляющие унылый пейзаж отдельными цветущими оазисами, где и обустраивались поселения.
Как и все народы, на начальном этапе своего развития арабы являлись язычниками и каждое племя поклонялось своему главному богу, но была и общая святыня для всех народов полуострова — святилище, расположенное в древнем городе Ме́кка. Здесь устанавливались статуи всех родовых богов, а также находился священный Чёрный камень (учёные предполагают, что он метеоритного происхождения), хранящийся в специально построенном в форме куба помещении — Каа́бе.
Один раз в году, в священный месяц, вечно воюющие между собой племена бедуинов прекращали междоусобные распри и приходили для совершения молитв и обрядов в эти места, где нельзя было проливать кровь.
Хранителями же святилища Мекки издревле были представители уважаемого всеми арабами рода Куре́йш (Курейшиты или Курайшиты). Именно из этого рода происходил человек, основавший самую молодую из трёх мировых религий. Звали его Мухамма́д (годы жизни ок. 570 год — 8 июня 632 года), а религия, основанная им, получила название исла́м (от араб. «поклонение») или мусульма́нство (от. араб. «мусли́м» — «поклоняющийся»).
Мухаммад — основатель ислама
Согласно легенде, Мухаммад о том, что его ждёт необычная судьба, узнал ещё мальчиком, когда неожиданно к нему явились ангелы, которые вынули из его груди сердце и изъяли оттуда маленькую чёрную каплю, а затем омыли всё его тело изнутри чистейшим белым снегом.
Мухаммад вырос, стал вести успешную торговлю, удачно и небезвыгодно женился. Человеком он был любознательным и любил слушать рассказы иногда встречавшихся в его родном городе Мекке христиан и иудеев об их едином и всемогущем Боге, и частенько задумывался о «вечных вопросах» бытия. В подобных размышлениях он проводил много времени, уединяясь на горе Хира в окрестностях Мекки.
В одну из таких ночей, когда Мухаммаду было уже 40 лет, к нему явился чудесный гость со свитком в руках, и приказал: «Читай!». Удивлённый Мухаммад ответил, что читать не умеет. Тогда гость так сдавил ему грудь, что Мухаммад стал задыхаться, и вновь прозвучала команда: «Читай!». Мухаммад снова попытался объяснить, что он не сможет этого сделать, и опять почувствовал, что ему не хватает воздуха. Тоже повторилось и в третий раз. И когда Мухаммад испугано спросил: «Что мне читать?», — он услышал слова, которые произносил неведомый посланник, и начал повторять их, ощущая, как слова эти, словно отпечатываются навеки в его сердце: «Читай, во имя Господа твоего, который сотворил… человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который… научил человека тому, чего он не знал». Затем пришелец сказал следующее: «О Мухаммад, ты — посланник Алла́ха, а я — Джибрил». После этого ангел (а это был вестник Бога, которого в Библии именуют Гавриил) исчез также внезапно, как и появился.
С тех пор Мухаммад стал часто получать через Джибрила (его имя также может произноситься как Джибриль, Джибраиль или Джабраи́л) откровения от Бога, которые запоминал и рассказывал о них только самым близким людям – жене и нескольким родственникам. Когда же откровений накопилось слишком много, он впервые выступил на главной городской площади со словами, полученными от самого Алла́ха — единственного Бога, Творца всего сущего, Властелина Мира и судеб.
Однако мекканцы не приняли нового учения, они стали преследовать Мухаммада и его малочисленных сторонников. Тогда Пророк решил покинуть родной город и с горсткой последователей отправился в Йасриб (теперь он называется Меди́на – «Город Пророка»). Это событие, произошедшее в 622 году, получило название «хиджра́» и стало отправной точкой летоисчисления в странах ислама.
Жители Йасриба приняли не только Мухаммада, но и его учение. Уже через несколько лет у Пророка было столько последователей, что из них сформировалась целая армия, с которой он начал завоёвывать соседние территории, распространяя везде ислам.
В конце концов, Мухаммаду покорилась и Мекка, где он повелел уничтожить изображения всех прежних идолов и разрушить старые языческие святилища, за исключением лишь Каабы, с хранившимся в ней Чёрным камнем, объявив её мусульманской святыней.
После этих событий ислам начал победное шествие по миру, став одной из самых распространённых религий на земном шаре.
Основные догматы ислама
Что же исповедуют мусульмане? Как уже говорилось ранее, ислам относится к авраамическим религиям, и, следовательно, имеет много общего с иудаизмом и христианством. Сам Мухаммад признавал, что по своей сути все эти религии едины, т.к. един сам Бог, но вера, открытая людям через пророков, была на протяжении веков искажена как иудеями, так и христианами. Свою же роль Мухаммад видел в том, чтобы исправить эти ошибки и донести человечеству истинное (неискажённое) учение, доверенное ему Аллахом.
Основой веры стали шесть основных догматов, частично заимствованных из иудаизма и христианства, но дополненных (отредактированных) в духе ислама:
1. Вера в единого бога, именуемого в исламе Аллахом. Отметим, что в отличие от христианства, мусульмане исповедуют строгий монотеизм (тавхи́д). Они не признают христианский догмат о троичности Бога. Иисуса Христа НЕ считают сыном Божьим и воплощением Бога в человеческом теле, однако к нему относятся как к почитаемому пророку (в исламе его имя произносится как Иса), который не был распят, как утверждают христиане, а был живым вознесён на Небеса Аллахом.
2. Вера в существование ангелов и демонов, а также наличие Ада и Рая;
3. Вера в предстоящий человечеству Конец Света, Судный День и грядущее воскрешение для праведников;
4. Вера в пророков (посланников) божьих (мусульмане почитают таковыми, среди многих прочих, библейских Моисея (Мусу), Авраама (Ибрагима), Исаака (Исмаила), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана), Иисуса (Ису) и др.). Последним и самым почитаемым из пророков, по мнению мусульман, является Мухаммад;
5. Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом людям, в разные периоды человеческой истории: Таура (Тора Моисея), Забур (Книга Псалмов библейского царя Давида), Инджил (Ева́нгелие — книги, излагающие учение Иисуса Христа) и некоторые другие. Однако, по мнению мусульман, все эти послания были искажены людьми. Самое же достоверное откровение, данное Аллахом Мухаммаду, содержит Кора́н — священная книга мусульман;
6. Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что судьбы всего сущего (Када́р) предопределены и все события в мире происходят по замыслу или с одобрения Творца — Аллаха. Однако человек наделён свободой воли, то есть возможностью самому делать выбор в своих поступках между добром и злом, таким образом, он становиться «соучастником» или «сотворцом» Аллаха в формировании собственной судьбы.
Священные книги мусульман
Эти постулаты веры зафиксированы в Священной книге ислама, упоминавшейся ранее — Кора́не (от араб. «аль-Куран» — «чтение вслух»). Сам Мухаммад, получая Божьи откровения, передавал их в устной форме. После его смерти, все эти послания были записаны теми, кто лично слышал их от самого Пророка.
Коран написан на арабском языке особой рифмованной прозой. Он состоит из 114 глав, которые называются су́рами (араб. «ряд», «ранг»). Суры же в свою очередь разделены на стихи — ая́ты (араб. «знак», «чудо»).
Поскольку, мусульмане верят, что всё записанное в Коране не продукт человеческого творчества, а слова самого́ Всевышнего, то к этой книге относятся не как к источнику информации, а как к объекту религиозного поклонения. Именно поэтому, на протяжении многих веков существования ислама, Коран запрещалось переводить на национальные языки, поскольку перевод — это искажение слова Божьего.
Заметим, что Коран — это не только книга религиозного содержания и мусульманская святыня, но и великолепный образчик арабской словесности — памятник мировой литературы.
Вторая по значимости книга мусульман — Су́нна (от араб. «путь», «дорога», «пример») — представляет собой сборник хади́сов – рассказов о высказываниях и деяниях Муххамада, подтвержденных надёжными свидетелями.
Каждый хадис состоит из двух частей: матн — собственно изречение или поступок Мухаммада и иснад — ссылка на лицо или перечень лиц, с чьих слов это было записано. Достоверным считается хадис, если его иснад представляет цепь рассказчиков (людей праведных и известных), которые согласно хронологии, действительно могли встречаться между собой или с самим Пророком.
Пример хадиса:
«По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, Посланник Аллаха сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!».
Шариат. Пять столпов ислама
На основе Корана и Сунны в странах ислама были выработаны правовые нормы, регулирующие все аспекты жизни мусульманина, получившие название шариа́т (буквально — «глубокое знание»). Им регулируются не только правила общежития в у́мме (мусульманская община) и степень ответственности за определённые действия, но и личностные установки (мотивы и цели поступков) каждого правоверного, следование которым может стать своеобразной «дорогой» в рай.
Так, именно шариат определяет, какое наказание его ждёт за то или иное правонарушение, как он должен вести себя в обществе и семье в тех или иных обстоятельствах, что он должен принимать в пищу и от чего воздерживаться и т.д.
Например, желательно, чтобы мужчина имел одну жену, но не возбраняется и многожёнство (Кораном узаконено наличие четырёх жён), если мужчина в состоянии обеспечить всех их, и будет одинаково ко всем относиться.
Самая рекомендуемая пища для мусульманина — мёд и молоко. Не рекомендуется, но и не запрещается употребление мяса коня, а также чеснока и лука. Свинину приверженцу ислама можно есть только под угрозой голодной смерти.
Шариат категорически запрещает азартные игры, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.
Кроме нравственных и правовых предписаний шариатом были утверждены определённые обязанности для всех исповедующих ислам, образующие основу веры, которые получили название пять столпо́в ислама:
1. Шаха́да — «свидетельство веры» — фраза, в которой заключается суть ислама как вероисповедания и которую каждый верующий должен знать наизусть: «Ла илаха илла-л-лаху ва Мухаммадун Расулу-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Его»). В шахаде заключены два важнейших догмата веры: признание единобожия (тавхи́д) и пророческой миссии Мухаммада. Поскольку шахада служила боевым кличем в мусульманской армии, то воинов, сражавшихся под знамёнами ислама, называли шахи́дами.
2. Саля́т (араб). или Нама́з (перс.) — ежедневная пятикратная молитва. Совершается она в определённое время суток, согласно положению солнца на небосклоне. При исполнении намаза существует особый ритуал - определённая последовательность движений, наклонов и словесных формул, которых должен придерживаться верующий. Согласно шариату, молитву нельзя совершать, не приняв ритуального омовения, так как ислам особое внимание уделяет не только духовной, но и физической чистоте человека и трепетно относится к вопросам личной гигиены.
3. Закя́т — обязательный налог, уплачиваемый мусульманами в пользу бедных и нуждающихся. Он взымается только со взрослых людей один раз в год в размере 2,5% от любого дохода или 10% от продуктов земледелия (урожая). Кроме этого, мусульманам рекомендуется совершать садаку — добровольные (необязательные) пожертвования в пользу бедняков и государства.
4. Сау́м (араб.) или Ураза́ (перс.) — пост, который должен соблюдать каждый мусульманин во время священного месяца Рамадан. Он заключается в отказе от приёма пищи и напитков, а также воздержании от любых развлечений и удовольствий в светлое время суток (от рассвета до заката). С наступлением темноты эти запреты снимаются, однако верующим не рекомендуется предаваться излишествам, это время следует проводить в размышлениях, молитве и чтении Корана.
5. Хадж — паломничество в Мекку, которое должен свершить каждый верующий, хотя бы один раз в жизни (при условии, что ему это позволяет сделать состояние здоровья и материальные возможности). Если человек не может исполнить хадж сам, то разрешается послать вместо себя «заместителя» с оплатой всех его расходов.
Хадж происходит в определённое время года (в месяце зу-л-хиджжа) в течение нескольких дней, когда предписывается выполнение целого ряда ритуальных действий и обрядов, освящённых традицией. В их числе: одевание в белые одежды (обряд ихрам), молитва у горы Арафат, бросание камней в символизирующий дьявола столб в долине Мина, жертвоприношение животных, испитие воды и омовение из колодца Замзам, семикратный обход Каабы, пробег между холмами Сафа и Марва. Выполнивший все эти ритуалы, получает право носить белую чалму и почётное звание — хаджа́.
Важным в исламе является также понятие джиха́д («усилие») — борьба за веру. Представители различных конфессий и направлений ислама трактуют его по-разному: от вооружённой борьбы и ведения войны с неверными (не мусульманами) до постоянной и неустанной работы по самосовершенствованию собственной личности и устранению в себе самом любых пороков, порицаемых исламом.
Основные течения ислама
Остаётся добавить, что в исламе не сформировалась такая же структурированная организация, контролирующая вопросы веры и действия верующих, подобная христианской церкви. Поэтому буквально сразу после смерти Пророка ислам стал дробиться на различные ветви и направления, из которых выделяются, на сегодняшний день, три основные конфессии: сунни́зм (его придерживаются около 80 % всех мусульман мира), шии́зм и суфи́зм.
В заключение параграфа следует отметить, что ислам (как и другие мировые религии) не одобряет неоправданного применения силы по отношению к иноверцам или атеистам, выступает против национальных и этнических распрей, учит, что для Бога важна не расовая, этническая или племенная принадлежность человека, а его внутренний мир и морально-этические жизненные установки.
Пророк Мухаммад говорил: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране же написано от лица Аллаха: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый». Таким образом, важно не только во что и как ты веришь, а какой ты человек, каковы твои мысли и поступки по отношению к себе и окружающим.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Подробнее о культуре и искусстве Арабского Востока читайте в статьях:
Ислам. Кратко об особенностях вероучения
Достижения науки Арабского Востока
Классическая придворная арабо-персидская поэзия
Любовная поэзия Арабского Востока
Рубаи и Омар Хайям
Макамы, адабы и арабские сказки - несколько слов о прозе в Арабском Халифате
Как устроена мечеть?
Классические типы архитектуры мечетей
Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры
Изобразительное искусство исламского Востока
Как развивалась музыка Арабского Востока
Краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:
Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Древняя Месопотамия колыбель цивилизации?
Зороастризм
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Священные животные в Древнем Египте. Культ кошек.
Тенгрианство - религия степи
Во что верили древние греки?
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
Средневековье. Что скрывает этот термин? Авраамические религии.
Христианство - кратко о вероучении.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.