Найти в Дзене

"Фауст" - Финал тетралогии великого мастера Сокурова. Я вообще не понял что это было...

Оглавление
"Фауст". Изображение взято из свободных источников
"Фауст". Изображение взято из свободных источников

Друзья, всем привет! С Вами Гарик и Вы на канале "Кино и обзоры". Признаюсь честно, я не являюсь фанатом артхаусного и авторского кино и не потому, что слишком тупой, чтобы осознать всю глубину мысли автора (хотя, и это тоже), а потому что люблю смотреть фильмы для расслабления. Мне больше по душе фильмы с весёлым экшеном и тупыми шутками, которые, на самом деле, и не смешные вовсе, но ухмыльнуться заставляют. Фильмы же великого мастера Александра Николаевича Сокурова очень многогранные и глубокие, пронизанные духовной философией и житейскими переживаниями. Каждый кадр его лент заставляет всё глубже и глубже начать копаться в себе, причём я говорю не только о его художественных работах, но и о документальных! "Фауст" - это четвёртая картина тетралогии власти Сокурова, куда входят также "Молох", "Телец" и "Солнце". Вообще, я не планировал смотреть эти картины, но питая слабость к оригинальному тексту Гёте я решился ознакомиться с авторским видением Александра Николаевича, и... Разумеется, я ни черта не выкупил... Пришлось пересмотреть предыдущие фильмы, но и тут меня ждало разочарование. Мой умственные способности не позволили мне уловить тонкую связь между этими лентами, а потому говорить я сегодня буду только о "Фаусте". Погнали!!!

СЮЖЕТ И АКТЁРЫ

В основе картины, как я уже сказал ранее, лежит трагедия Иоганна Вольфганга Гёте под названием "Фауст", а точнее только первая её часть. Вообще всё повествование Сокуров выстроил на любви Фауста к Маргарите. Ну, то есть как любви... Для доктора Фауста из фильма не существует души, ибо такого органа в человеческом теле он не обнаружил, следовательно, её попросту не существует. Да, Фауст воспылал страстью к молодой красавице Гретхен, но не более того. Вообще от глубокомысленного учёного из трагедии Гёте в фильме не осталось и следа. Фауст Сокурова - злой и мерзкий человек, который забыл о том, что такое добро и как его творить. Он жаждет денег, ибо у него попросту нет средств к существованию, несмотря на все его заслуги перед обществом. Вот на этих низменных чувствах Фауста и пытается сыграть ростовщик Маврикий (он же Мефистофель). Что характерно, все в городе прекрасно понимают кто такой этот Маврикий, все, кроме Фауста. Ну а дальше всё происходит плюс-минус близко к тексту Гёте, так что подробно останавливаться на сюжете не буду.

Интернациональность актёрского состава и всей съёмочной группы поражает. Так главную роль доктора Фауста исполнил австрийский актёр Йоханес Цайлер. Вообще Цайлер больше известен своими театральными работами, но отечественному зрителю, он по понятным причинам, не известен. Как, впрочем, и весь остальной каст.

Йоханес Цайлер в роли Фауста. Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Йоханес Цайлер в роли Фауста. Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

Роль нечистой силы, а именно ростовщика Маврикия, Сокуров доверил нашему соотечественнику, советскому и российскому актёру, режиссёру, хореографу и музыканту Антону Александровичу Адасинскому. В своё время Адасинский был участником шикарного рок-коллектива "АВИА", а ещё он открыл свой собственный авангардный театр под названием "DEREVO". Кстати сказать, за роль в "Фаусте" Антон Александрович был удостоен премии "Ника". И да, Волхв из нашумевшего выкидыша отечественного кинематографа под название, прости Господи, "Викинг", тоже он!

Антон Адасинский в роли ростовщика Маврикия (Мефистофеля). Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Антон Адасинский в роли ростовщика Маврикия (Мефистофеля). Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

Роль юной красавицы Маргариты с блеском исполнила Изольда Дюшаук - немецкая актриса русского происхождения. На момент съёмок в картине Изольде было только 18 лет. Кстати говоря, пожалуй, я погорячился, сказав что нашему отечественному зрителю никто толком знаком не будет. Думаю Изольду-то как раз Вы и узнаете, ибо она превосходно сыграла Лукрецию Борджиа в шикарном сериале "Борджиа".

Изольда Дюшаук в образе Маргариты (Гретхен). Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Изольда Дюшаук в образе Маргариты (Гретхен). Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД И ПОСТАНОВКА

Непосредственно про постановку говорить нечего. Сокуров - гений, и куча премий Венецианского кинофестиваля различных лет тому доказательство. За сценарий картины отвечал Юрий Арабов, на секундочку обладатель "Золотой пальмовой ветви" за сценарий к фильму "Молох". Вообще всю тетралогию Сокурова написал именно этот человек. И не стандартный взгляд на трагедию Гёте тоже его заслуга, но именно в этом у меня и заключается основная претензия... Он вымарал из персонажей все положительный чувства, оставив на поверку только низменные желания и пороки... Да, это реалии жизни, но должно же в людях оставаться хоть что-то хорошее!!! Кстати, если Вам покажется, что Вы где-то уже видели стилистику картинки, то Вам не показалось!!! Брюно Дельбоннель, оператор этой картины, также ещё и снимал "Гарри Поттер и Принц-полукровка", "Амели", "Париж, я люблю тебя" и много чего ещё!!! Вообще Брюно пять раз удостаивался номинации на премию "Оскар", правда так ни разу заветную статуэтку и не получил. И в этой ленте Дельбоннель выдаёт шикарные кадры пейзажей, от которых просто дух захватывает. Горы, поля, леса, гейзеры - кажется, как будто это всё было снято на другой планете. Но есть и странности... Иногда картинка то растягивается, то расплывается, затрудняя и без того тяжёлое повествование фильма.

Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Композитором картины выступил небезызвестный кинокомпозитор, музыкант, а также продюсер Андрей Рейнгардтович Сигле, и да, продюсированием "Фауста" занимался тоже он. Сигле - очень хороший композитор и сбитый профессионал, мне особенно нравятся его работы в "Улицах разбитых фонарей" и "По имени Барон", однако в этой картине ничего выдающегося он не показал. Музыкальное сопровождение идёт неким фоном, иногда оттеняя происходящее на экране, но не более того. Видимо такое уж техническое задание он получил от Сокурова. Кстати, в предыдущих трёх фильмах тетралогии также звучит его музыка, и она куда как лучше, чем в этой ленте.

Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

ПО ИТОГУ

Это очень тяжёлое, грузное, монументально полотно!!! Гениальное во всех смыслах, без сомнения. Но... Для кого снят этот фильм?.. Что он может донести до простого обывателя, такого, как я?.. Что смысла в жизни нет абсолютно никакого и пора собираться ямку копать?.. У героев фильма не будет никакого завтра, там всё предрешено... Всё жёстко, печально и грязно. Не будет рассвета после тёмной ночи, когда наступит тьма, она поглотит всё вокруг себя и не останется ни одного маленького лучика надежды... Мне всё-таки кажется, что фильмы должны давать надежду зрителю, а не вгонять его в глубочайшую бездну отчаяния и ощущения безысходности. Разумеется ИМХО. Повторюсь, Сокуров - гений, а чтобы понять гения, нужно им быть...

Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников
Кадр из фильма "Фауст". Изображение взято из свободных источников

Кажется, это всё, что я хотел Вам рассказать, пора и честь знать!!! Всех люблю, всем пока!!!