Написать эту статью меня побудило недавнее обращение ко мне за помощью одного моего хорошего знакомого. Нанял он репетитора для своего ребенка, но его дитя не показало хороших знаний на тестировании, хотя репетитор по математике пообещал ему «золотые горы». Это не единичный случай. Поэтому, дорогие мои читатели, я поделюсь с вами своими рассуждениями по этой проблеме.
Частное репетиторство — это растущий бизнес, родители тратят много денег на эту деятельность. Но стоит ли оно того? И как родитель выбирает среди всех вариантов лучшего репетитора для своего ребенка?
Если вы подумываете о найме репетитора, вот пять советов, о которых следует помнить.
Я даю вам эти рекомендации как бывший учитель математики в средней школе, завуч и директор школы, как нынешний эксперт в области образования.
1. Определите свою цель
Вы пытаетесь для того, чтобы ваш ребенок хорошо сдал тест или экзамен? Или вы действительно пытаетесь, чтобы его чему-то научили?
Если все, что вы хотите сделать, это, чтобы ваш ребенок успешно сдал тест или экзамен, или, чтобы он получил какой-либо другой краткосрочный результат по основным предметам, то это не цель. Однако если вы действительно хотите понять идею и умеете переносить ее в различные ситуации, то это цель обучения.
Хотя многие родители хотят, чтобы их дети подняли свой уровень успеваемости, так и учебные цели, в целом, на мой взгляд, было бы правильнее, если бы вы обучение ставили выше успеваемости. Обучение приведет к повышению успеваемости, но это будет происходить в своем собственном темпе.
Если вы решите использовать репетиторство для достижения поставленной цели, помните о подводных камнях. Если ребенку требуется чрезмерная подготовка к экзаменам, чтобы пройти курс, поступить на программу или в вуз, он может потерпеть неудачу во всем, что будет дальше.
2. Внимательно посмотрите на действия наставника
Хорошее репетиторство — это не просто репетитор, обучающий ученика. Чтобы репетиторство было эффективным, ученики должны активно участвовать в процессе, а не просто молча сидеть, пока репетитор говорит.
Вот несколько вещей, на которые следует обратить внимание, когда репетитор работает с учеником:
- Если ученик что-то делает правильно, всегда ли репетитор говорит: «Хорошо!» и двигайся дальше? Или репетитор иногда задает уточняющие вопросы, чтобы проверить его мышление? Лучше, когда есть уточняющие вопросы, потому что иногда учащиеся делают выводы, которые помогают получить правильные ответы на текущий тип проблемы, но затем приводят к ошибкам в следующих типах.
- Если ученик ошибается, говорит ли наставник: «Нет, сделай так»? Или репетитор говорит: «Скажи, почему ты сделал такой выбор»? Объяснение учащимся своего выбора позволяет учителю лучше понять, как учащийся решает проблемы, и выявлять любые ошибки в его мышлении.
- Помогает ли преподаватель ученику практиковаться в том, как справляться с путаницей и ошибками? Ученики понимают больше всего, когда они совершают ошибку и признают, что сделали ее. Хороший репетитор не будет вмешиваться в то, чтобы предотвратить ошибку, а скорее допустит ошибку, а затем поможет ученику определить ее и исправить. Такой подход учит навыкам, которые ученик может использовать, когда будет отсутствовать наставник.
- Репетитор, который говорит: «Хорошо, это квадратное уравнение, поэтому тебе нужно разложить на множители» или «Этот вопрос касается сравнений, поэтому ищи слова «как», - сделал большую часть размышлений для ученика, и надолго ему не поможет. Учеников следует попросить прочитать вопрос и составить план, прежде чем репетитор даст какой-либо отзыв.
3. Не забывайте про бесплатные варианты
Прежде чем переходить сразу к платным услугам репетиторства, родителям было бы полезнее изучить бесплатные варианты.
Бесплатные варианты включают в себя помощь после школы со стороны классных учителей, программы взаимного обучения в школе, профессиональные репетиторства от образовательных центров, которые дают возможность первые дни обучаться бесплатно.
Платные варианты включают в себя индивидуальное обучение, обучение в небольших группах и онлайн-обучение. Эти варианты предлагаются как репетиторскими центрами, которые нанимают много репетиторов, так и отдельными лицами, учителя самостоятельно предлагают свои услуги репетиторства.
Поговорка «вы получаете то, за что платите» не всегда применима к репетиторству. Волонтерское или взаимное обучение может быть очень эффективным. Цена не предсказывает эффективности.
4. Самостоятельно занимайтесь дома
Если вашему ребенку сложно читать, читайте ребенку, занимайтесь вместе с ним. Это применимо независимо от того, есть ли у вас маленькие дети или дети старшего возраста. Пусть они увидят, как вы читаете книги, журналы и в Интернете. Развивайте любовь к чтению и осознание того, что чтение - это обычное занятие в вашем доме.
Если у вашего ребенка проблемы с языком или письмом, вы можете помочь, используя самые разные слова, когда говорите с ним, в том числе слова, которые он еще не знает. Если родители не сильны в языке, они все равно могут научить своих детей говорить, читать и писать на необходимом языке. Исследования показывают, что детям полезно научиться читать и писать на том языке, на котором они думают.
Если ваш ребенок не справляется с математикой, найдите способы заниматься с ним математикой в увлекательных целях, например в играх или приложениях. Интересно, что работа над математикой с ребенком приносит им еще большую пользу, если вы сами беспокоитесь о математике. Если вы не понимаете их домашнее задание, попросите их вслух обосновать вам свою работу или самим себе. Дети учатся, когда их просят поразмышлять над своей собственной работой, даже если репетитор (или родитель) не дает много отзывов или объяснений. Продолжайте подсказывать ребенку, пока он полностью не оправдает свою работу в собственном размышлении.
5. Сохраняйте разумные ожидания
Нет никакой гарантии, что репетиторство окупится.
Хотя репетиторство, как правило, приносит учащемуся больше пользы, чем никакой, исследования по репетиторству противоречивы, потому что здесь играет роль очень много факторов. А слишком много времени, потраченного на репетиторство, на самом деле может отрицательно сказаться на учениках .
Например, опыт репетитора по определенному предмету может повысить успеваемость учащихся, но также может не иметь никакого значения, которое вы можете легко увидеть.
Предыдущий опыт преподавателя может иметь положительный эффект, но, что удивительно, он также может иметь отрицательное влияние на учеников.
Одна из причин, по которой исследования проводятся повсеместно, когда речь идет о репетиторстве, заключается в том, что характеристики учащихся различаются. Например, некоторые ученики могут прилагать больше усилий или иметь больше мотивации, чем другие. Также играют роль внешние факторы, такие как обучение в классе и жизненные ситуации. Еще многое зависит от того, какое образование у родителей. Не так ли?
_________________
Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.