О героической гибели в Севастополе базового тральщика № 27 известно от выжившего старшины группы комендоров, секретаря комсомольской организации тральщика Павла Ивановича Жилкина.
Во время битвы за Севастопольскую крепость, БТЩ-27 выполнял лоцманскую службу, в ночное время обеспечивал встречу и проводку транспортов и кораблей в осаждённый Севастополь, так как с моря город был заблокирован немцами, а днём фарватер обстреливался артиллерийским огнём и бомбился авиацией, которая в период третьего штурма Севастополя господствовала в воздухе и гонялась практически за каждой лодкой.
В это героическое время, как вспоминал Жилкин, тральщику приходилось по нескольку раз менять место стоянки, т.к. немецкая авиация выискивала советские корабли.
13 июня 1942 года БТЩ-27 находился в районе мыса Фиолент. В небе пролетел немецкий разведчик, через некоторое время с высоты на тральщик пошли цепочкой немецкие Ю-87. Сигнальщик Семён Пустов доложил о количестве 27 штук. Тральщик увеличил ход и открыл заградительный огонь. Однако это не остановило их и одна из немецких бомб попала в носовое машинное отделение, вся вахта во главе со старшиной 1й статья Иваном Щербиной погибла мгновенно.
Командой был сбит один «юнкерс», остановился дизель судна. Атака остальных самолётов продолжалась, одна из бомб попала в кормовое орудие, весь расчёт погибает.
У тральщика клинит руль в положении «лево на борт», и он начинает циркулировать по кругу. Тяжело ранит командира тральщика Ратнера, командование принимает старший лейтенант Гребельников. «Юнкерсы» уходят, тральщик начинает медленно погружаться из-за поступления воды в пробоины. Командой судна начинается борьба за живучесть.
Раненых 14 человек грузят в шлюпку, тяжело раненый минёр Александр Гелдиашвили садиться за вёсла, шлюпка, не дойдя до берега из-за пробоины затонула. Гелдиашвили вытащил из воды командира и комиссара, так как они самостоятельно уже не могли двигаться. Сам Александр Гелдиашвили умрёт на операционном столе.
Старший лейтенант Сергей Гребельников совместно со штурманом Борисом Львовым и командиром БЧ-5 старшим лейтенантом Сабуровым решают уходить с корабля. Всем раненым морякам привязали пробковые матрацы и поручают оставшимся в живых краснофлотцам буксировать их вплавь к берегу.
Как только застопорили ход, тральщик резко накренился на правый борт, не всем удалось уйти с корабля и часть команды погибла вместе с судном. На аварийном лесе и матрацах моряки продержались в море до прихода советских катеров, некоторые самостоятельно доплыли до берега в районе 35й батареи, в числе их и был Павел Жилкин.
Другую историю тральщика "Взрыватель" можете прочитать здесь.