Так получилось, что при всей моей любви к помповикам, особенно американским, мое первое ружье было далеко не американским и далеко не помповым. Когда ты получаешь свою первую в жизни зеленую лицензию на приобретение, но при этом до конца не определилась какое именно ружье ты хочешь и тем более не можешь ответить на вопрос: зачем оно тебе вообще нужно, то срабатывает принцип бери, что дают.
Так появилось у меня ружье ИЖ-К. Моя первая реакция на сие изделие была такова, мол, что за недоразумение мне подсунули? Экая игрушечная пукалка, которую впору , разве что на стену повесить, но законодательство не позволяет.
Итак, ИЖ-К - несерьезное на первый взгляд одноствольное курковое ружье -переломка. Калибр 16х70. Это мое единственное оружие в этом калибре, поэтому, наверное и расставаться с ним не хочется. Вообще ИЖ-К выпускались и в 20м и в 28ом, в 32 калибре. 28 и 32 считались промысловыми, 16 - под самый распространенный в 50е-80е годы охотничий калибр. А 20ка - 20ка была редкостью. Их и выпущено то было меньше всех. Длина патронника при этом оставалась неизменной - 70 мм. Длина ствола в зависимости от модификации была либо 680 мм, либо 780 мм. Мое короткое, 1963го года, из партии ружей с хромированными стволами, выпущеными под занавес выпуска.
В 1964ом конвейерная жизнь ИЖ К закончилась, его сменил более прочный, более простой, дешевый и технологичный в производстве ИЖ-17. Выпускавшийся, к слову сказать, во всех калибрах с появившимся в линейке 12х70 в том числе. Правда, на колодке 12го калибра что добавило весу и уменьшило стройности. Колодка 12го калибра внешне воспринимается более массивной и ствол заметно меньшего калибра воспринимается чужеродным элементом.
Но вернемся к нашему герою. Порода дерева, пошедшего на ложу и цевье, зависела от исполнения: рядовые ружья обходились березой. Бук встречался все больше на штучниках. А вот если попадался орех, это говорило о том, что ружье, скорее всего, экспортное. За границей это несерьезное на первый взгляд ружье, пользовалось устойчивым спросом и исправно приносило стране валюту. Товарищ некоторое время назад рабочей поездкой оказался в одной центральноафриканской стране - повезло знать французский на уровне свободного использования сильных выражений. И был немало удивлен, узрев на плече у одного из аборигенов знакомые очертания поржавленного ИЖ К в 20ом калибре. С укороченым прикладом, с обрезком синтетической веревки обвязанной вокруг ствола и шейки - вместо погона. Оказывается, еще дедушка теперешнего владельца с этим ружьем обезьян постреливал. Семейная реликвия, однако.
А еще ИЖ К любили граверы за большие плоские поверхности, которые всегда на виду и не затенены парой стволов.
История ИЖ К началась вовсе не в Ижевске, как это следует из названия. А в городе Златоуст, в далеком 1946 году, с его предка - модели ИЖ-5.
Про златоустовские ИЖ-5 стоит сказать особо. В январе 1945го еще шла война, а из Наркомата вооружения в город Златоуст пришла телеграмма о подготовке производства ружья ИЖ-5, а из Ижевска доставили оснастку для производства колодок из ковкого чугуна. К концу 1945го сумели выпустить 2300 ружей, в 1946 году — уже 85640.
Вместе с тем ИЖ-5 с верхним ключом были довольно тяжелыми и недешевыми в производстве. Требовалось что-то более дешевое, легкое и простое.
В том же 1946ом году В.А.Казанский начал работу над новой одностволкой, не имеющей ничего с русским Айвером-Джонсоном, который более известен, как ИЖ-5.
Новое ружье получило название ЗК(Златоуст, Казанского) нижний запирающий рычаг и изначально существовало в курковом и бескурковом варианте(горячий привет ИЖ-МР-18)
ЗК выпускалось с 1949го по 1955 год, и в слегка модернизированом виде и под наименованием ЗКМ - до 1959 года. Изменение коснулось защелки цевья - у ЗК она была в виде движка. А у ЗКМ - в виде привычного рычажка.
Как только в Златоусте освоили году производство одностволок, техническая документация была передана в Ижевск и до 1959 года ружья производились параллельно, на двух заводах.
ЗК и ЗКМ в Златоусте. ИЖ-ЗК до 1954 года в Ижевске, а далее, после модернизации , ижевское ружье получило наименование ИЖ К - фамилия разработчика не потерялась. И вместо продольной прорези появился целик в поперечной прорези "ласточкин хвост" - в точности, как на пистолете ПМ. Такие прицельные приспособления заметно упрощали прицеливание и делали ненужной гильошинированную планку на стволе.
Да, некоторым не так удобно с мушкой и целиком стрелять навскидку. Но это "неудобно", оно больше от привычки стрелять по планке. А если привычки нет, то не так и важно, как целиться.
Целевая, как теперь говорят, аудитория у одностволок была весьма широка и разношерста. С одной стороны - одностволка дешевая и легкая. Ствол один. Внешний курок позволяет с первого же взгляда определить состояние ружья - взведен курок или не взведен.
А значит, ружье будет доступными для начинающих - для пионеров и школьников. В те годы охотиться начинали тогда, когда появлялась возможность управляться с ружьем. Еще - человеку в силу возраста двустволка может стать тяжеловата. А вот одностволка нормально. Опять же опыт и желание сберечь патрон не позволят дать промах или оставить подранка.
Наличие курка позволяет сколь угодно долго носить ружье с патроном в патроннике, не подвергая никого вокруг опасности случайного выстрела.
Но при необходимости ружье быстро приводится к бою. А значит, сторожу или пастуху таскать на плече одностволку будет делом необременительным. И если что - всегда можно взвести курок и выстрелить.
Это одна часть аудитории. Другая - это охотничий промысел. Тогда с комбинированными ружьями было не очень. И потому промысловики были вынуждены носить на одном плече гладкоствольную одностволку. А на другом - малокалиберную винтовку.
Или же обходиться одной одностволкой. Латунные гильзы, охотничий припас - капсюли, порох, дробь. Войлок и картон для пыжей, высечка. И по мере расхода собраных патронов переснаряжать гильзы заново.
Отсюда и получилась распространенность калибров. 16й - охотничий. 28 и 32 - промысловый. А 20й оставался не у дел.
Но это ладно, поговорим о моем ружье. Как уже говорилось, ружье выпуска 1963 года. Изначально было в геологической партии, объездило Сибирь и Алтай, по назначению практически не использовалось.
Потом по остаточной стоимости было выкуплено человеком из геологической партии, вписано в охотбилет и ...простояло в сейфе лет 30. Было вписано в РОХу и зарегистрировано обычным порядком.
Когда прежний владелец достиг преклонного возраста - ружье перерегистрировали на мужа. Он же отмыл дерево от многолетней грязи и остатков лака, пропитал тунговым маслом. Получилось вполне пристойно, но глубокие шрамы на ложе и на цевье так и остались памятью о былых временах. Можно заменить, но зачем?
Потом первая лицензия на приобретение попала и мне в руки. И ИЖ К в очередной раз поменял владельца, став первым шагом в мир оружия.
Первый же отстрел показал, что ружье с одной стороны, с характером. А с другой - в силу особенностей конструкции прощает некоторые ошибки. А остальных не позволяет совершить вовсе.
При массе ружья в в два с половиной кило отдача довольно чувствительная. А значит, надо толком прижимать затыльник к плечу. Сразу же появилась привычка смотреть в ствол на просвет перед тем, как патронник проглотит новый патрон.
Убедиться, что в стволе ничего не осталось постороннего после выстрела - с одностволкой это просто и естественно. Попытка выстрелить с невзведеным курком пресекается самим ружьем - спица курка перекрывает целик.
Если выстрел дальний и есть время на выцеливание - мушка и целик это позволяют. А можно стрелять навскидку, интуитивно. С одностволкой оно получается проще, чем с двумя паяными трубами. Выстрел - и курок снова закрыл целик, тооооненько так намекая, что хорошо бы ружье перезарядить.
Еще - ИЖ К не позволит открыть ствол при взведенном курке. Или взвести курок при открытом стволе. Авторы и разработчики ружья явно думали о людях, у которых в руках может оказаться одностволка. Вернее, даже не сколько о людях, сколько об уровне их стрелковой подготовки.
И ружье как будто само говорит - взведи курок, потом стреляй. Прежде чем открывать ружье - спусти курок. Прежде чем взводить курок - закрой ружье. По сути, простые правила, позволяющие избегать массы случайностей, обусловленых невнимательностью. Случайно нажать спуск при открывании ружья, когда ствол не заперт - начинающим охотникам вполне по силам. Равно как и прижать рычаг, нажимая на спуск.
И еще такой момент - если отвести курок назад, не ставя на боевой взвод и отпустить, ружье не выстрелит. Если ударить по спице курка - тоже ничего не произойдет. Курок не достанет до ударника. Потому что для того, чтобы курок достал ударник - для этого надо продавить спусковой крючок. А если спусковой крючок не нажат ,то и выстрела произойти не может. Что в сочетании с ясно видимым положением курка делает ружье до последней возможности безопасным. И во всяком случае, безопасней любой бескурковой двустволки без указателей взведения курков.
И ствол только один, патрон только один. В этой, недостаточной на первый взгляд огневой мощи кроется большой смысл. Человек с одностволкой в руках, зная что располагает лишь одним выстрелом - станет стрелять скорее наверняка, чем на глаз и наугад. Стрелять со всей ответственностью, с пониманием того, что он делает. И отсутствие второго ствола исключает такой расклад, когда человек выстрелил один раз и ищет добытое в густой траве. А ружье за спиной, с заряженым вторым стволом и на предохранитель его никто не ставил.
Начинающие часто повторяют эту ошибку и так бывает, что поисковое сопение под протирание коленок разрывает грохот случайного выстрела с непредсказуемыми последствиями. Это только кажется, что пригоршня дроби большой опасности не представляет.
А тут один только ствол. Если открыл его и стреляную гильзу поменял на новый патрон - значит, курок спущен. С взведеным курком ружье не откроется. И едва ли кому-то придет в голову вешать за спину з ружье с взведеным курком и патроном в патроннике.
А значит, человек начинающий с курковой одностволкой все время под присмотром. Ружье за ним присматривает и явных ошибок помогает избежать.