Как и в наши дни, в старину ни один праздник не обходился без подарков. Расписное или крашеное красное пасхальное яйцо было с давних времен самым дорогим и ожидаемым подношением на «Велик день». Но помимо крашеных пасхальных яиц, преподносили и другие «великоденские дары»: чтимые иконы, драгоценные кресты, серебряные кубки, большие и красивые золотые монеты иностранной чеканки. В 1634 году патриарх Иоасаф поднес царю Михаилу Федоровичу на Пасху золотой крест со святыми мощами, обнизанный жемчугом с «каменьями», кубок серебряный, серебряные золоченые ложки, персидский золотный бархат.
Кремлевские мастера вручали монарху иконы, парсуны, оружие и конское убранство. В 1682 году мастера Серебряной палаты Андрей Павлов, Михаил Михайлов и Иван Яковлев «наводили чернь по серебру на оправы трех седел, узды и сабли для поднесения государю к неделе Святой Пасхи». Исключительное по красоте седло с серебряной золоченой лукой, украшенной чернью, было подарено царю Федору Алексеевичу - истинному ценителю нарядного охотничьего снаряжения. Оно покрыто драгоценной тканью итальянским «двоеморхим бархатом с золотными травами».
Царская чета тщательно подбирала подарки детям - заморские ткани с замысловатым узором, золотую или серебряную утварь. В 1618 году 3 апреля на Пасху «великая государыня инокиня Марфа Ивановна» преподнесла сыну - царю Михаилу Федоровичу - золотой ковш с самоцветами и жемчугом. Старинные русские ковши, как и их древние прототипы, очертаниями напоминали плывущих «утиц» и лебедей. Из них пили хмельной напиток - мед. В XVII веке золотые и серебряные ковши имели роскошный декор. Ровное мерцание гладкого металла оттенял сияющий жемчуг - символ духовной чистоты, а яркие турмалины, сапфиры и топазы рождали мысли о чудном великолепии райского сада.
Пасхальное застолье было обильным, цари пировали с почетными и знатными гостями в Золотой Подписной, или Грановитой, палате. Традиционное меню праздничного стола включало привычные в наши дни кушанья: куличи и творожную пасху, зато оно отличалось разнообразием и красотой. Блюда из мяса и дичи. Пироги и разносолы радовали глаз и доставляли истинное наслаждение после долгого поста. Во времена правления Ивана Грозного к царскому столу на Пасху звали не только представителей высшей знати. После христосования со служилыми чинами - дьяками и подьячими Казенного, Посольского и Ямского приказов - царь приглашал их на праздничный пир. Это было еще одной формой поощрения за хорошую службу при дворе. В XVII веке застолье в царском дворце для служилых чинов стали заменять «дачей», которую именовали «стола вместо». «Дача» являлась своеобразной «премией», которую выдавали натуральными продуктами, - состав и количество снеди зависели от должности. В 1673 году каждый из четырнадцати подьячих Посольского приказа получил на Пасху по три кружки вина, по ведру малинового и вишневого меда, пять ведер пива, живого барана, гуся, уток и пятьдесят копеек «на мелкое». Переводчикам как более квалифицированным кадрам дипломатического ведомства вручили почти в два раза больше продуктов. Получали служилые чины завали натуральными продуктами, и денежные премии, их выдавали по самым большим праздникам четыре раза в год, в том числе и на Пасху.
Пасха - весенний праздник, поэтому с давних пор на Светлой неделе устраивали уличные гулянья, игры и катание на качелях. Богатые горожане и простые люди с удовольствием катались на подвесных, маховых и круглых качелях-лодочках и каруселях. В знатных домах и в царском дворце качели считались женской потехой, их вешали в домашних покоях для цариц и царевен. «Комнатные веревочные» качели украшали шелком и бархатом, ежегодно подновляли на «Велик день», самые нарядные в конце XVII века делали для царицы Прасковьи-супруги царя Ивана Алексеевича, большой любительницы этого увеселения.
Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Пасха в России XVII- начале XIX веков». Приобрести издание можно на платформе Museum+Marketplace