В 1898 году московский архитектор Лев Кекушев решился на экономический и творческий эксперимент. Он построил для себя небольшой особняк, а затем выставил его на продажу. Отсутствие заказчика делало архитектора свободным и давало возможность проверить, «зайдет» ли новый стиль. Результат эксперимента мы с вами знаем.
Дом получился не похож на привычные московские особняки. Особое внимание привлекает угловая лоджия – один из главных элементов композиции. Она создает эффект пространственной игры: маскирует угол и нарушает симметрию обоих фасадов. В полу лоджии располагался люк, который вел в тайную кладовку для хранения ценностей.
Не имея аналогов в Москве, дом удачно вписался в современную ему европейскую стилистику. Ведь как раз в том же 1898 году в Париже было закончено строительство Кастель Беранже по проекту Эктора Гимара. Вероятно, Кекушев вдохновился многими приемами парижского архитектора: игрой с пространством, сочетанием фактур и материалов, переосмыслением средневековой архитектуры.
Если Кастель Беранже стал витриной нового стиля в Париже, то особняк Кекушева справился с этой задачей в Москве. Реклама быстро сработала: в 1900 году особняк приобрел фабрикант Отто Лист, а уже в первые годы XX века мода на модерн утвердилась среди московских заказчиков. Причем он стал пользоваться спросом у обеспеченных прогрессивных горожан – предпринимателей, фабрикантов, которые не боялись пробовать новое, но при этом зачастую имели хороший вкус.
* * *
Подробнее о доме Листа в Глазовском переулке и других модерновых домах на Пречистенке можно узнать на нашей экскурсии «Архитектура для жизни».
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, YouTube.