Здравствуйте.
Последние несколько недель я увлечена ящерками...
Пока я их рисовала было какое-то странное ощущение... И вот я поняла, то ящерицы для меня - это прежде всего Мауриц Эшер! Всплыли ассоциации с его литографиями - его знаменитые "Рептилии".
Побежала по сайтам, посмотреть еще раз. Так вот оно что! Рисование предыдущих ящериц было просто подготовкой к более интересному - сразу захотелось адаптировать его творения в схемы для вязания.
А эти его "заполнение и распределение плоскостей", метаморфозы, ящерицы, всадники и дни творения - это же невозможно оторваться!
"Фантастические гравюры Эшера, в буквальном смысле, можно воспринимать, как графическое изображение теории относительности. Работы, на которых изображены невозможные фигуры и перевоплощения буквально завораживают, они не похожи ни на что другое.
Мауриц Эшер был настоящим мастером головоломок и его оптические иллюзии показывают то, чего на самом деле не существует. На его картинах все меняется, плавно перетекает из одной формы в другую, лестницы не имеют начала и конца, а вода течет вверх...
“Восхождение и спуск”, где люди все время идут по лестнице вверх… или вниз?
Главной же жемчужиной музея является 7-метровая работа Эшера – “Метаморфозы”. Эта гравюра позволяет испытать связь между вечностью и бесконечностью, где время и пространство объединяются в единое целое. "
Источник: https://elligo.ru/muzei_i_dostoprimechatelnosti/mauric-esher-kartiny.html
Рассматривали ли Вы когда нибудь его литографии? Этим можно заниматься бесконечно...
Посмотреть можно здесь:
https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/961/186682.webp
Я увидела родство между рисунками Эшера и ленивым жаккардом (опять я за своё! :-)). Ну, действительно, только посмотрите!
Его рисунки на мой взгляд, сродни вязанию ленивым жаккардом, где между узором одного цвета проглядывает рисунок другого, являясь одновременно и тем и другим; граница одного узора есть одновременно граница другого; один персонаж перетекает в другой, цепляясь за него лапками, хвостиками и перышками, образуя круговорот, на который смотришь, и не можешь насмотреться - взгляд скользит по линиям рисунка из одного угла в другой, как по лабиринту... Это самый наглядный пример мозаичного ленивого жаккарда.
Особенно интересны ящерицы - цепляясь друг за друга лапками и касаясь мордочками - они водят хороводы, или кружатся в вальсе...
"Картинами, знаковыми для Эшера, можно считать литографии, напоминающие мавританские мозаики. Кстати, художник признавался, что эта тема была навеяна посещением замка Альгамбра. Заполнение плоскости тождественными фигурами можно было бы считать детской забавой высокого художественного уровня, если не одна деталь: с математической точки зрения в данных рисунках выполняются определенные виды симметрии (в каждом - свой). Кстати, именно такие же, как в кристаллических решетках. Поэтому работы Мориса Эшера рекомендованы в качестве иллюстраций при изучении кристаллографии. "
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070818/39992/
И я задумалась о том, чтобы что-нибудь связать с такими узорами, так сказать, приобщиться к высокому....
Первое, что захотелось сделать - это заполнить плоскость (в моем случае - вязаное полотно) рептилиями:
На разных сайтах - разное название, хотя на картинках я вижу только разность в насыщенности цвета и разную датировку...
https://artchive.ru/escher/works/200434~Jascheritsa_25#show
Но чтобы точно повторить такой рисунок со всеми мелкими линиями - потребуется очень большое полотно. Поэтому для своих экспериментов я взяла литографию менее детализированную - №104 :
Но тут опять же - вязать, допустим, свитер весь в ящерицах - в глазах рябить будет, а вот если вязать по принципу кафельного жаккарда, когда вяжется композиция из 4 ящериц = 1 плитка (получается квадрат уже на 85 петель), а вокруг или однотонное полотно, или ажуры, или ленточный орнамент, то уже можно получить что-то интересное...
В этом случае можно навязать лоскуты с разными узорами - не только с ящерицами, и собрать плед.. А как будет интересно и познавательно рассматривать такое полотно ребенку - тепло, красиво и приобщение к искусству с малых лет..
Можно собрать разные узоры на одно полотно.
Начала я с "Мотива с рептилиями". Даже такой простой рисунок обошелся в 51 петлю и 45 рядов!
Узор №483
Далее я взяла за референс рисунок "Ящерица( №104)" .
Узор №484
Это узор можно использовать как отдельный элемент, и в компании себе подобных.
Помните: тело ящерицы и поле вокруг необходимо заполнить любыми базовыми узорами
Вариантов с ящерками тоже может быть много.
Узор №485
Красная линия - линия прибавлений при косом вязании.
Эту схему можно повернуть на 45 градусов и вязать косым полотном - думаю, будет очень интересный результат.
Узор №486
- "плитка" с 4-мя ящерками:
Для этого варианта при желании можно добавить окантовку вокруг.
Узор №487
- угловой бордюр из 3х ящерок - для оформления углов бортов, пледов, покрывал и т.д.
добавляйте ящерок вверх и в сторону на нужную длину...
Узор №488
- полоса/бордюр из 2х ящерок на 57 рядов:
Для последних 2х вариантов - нужно добавлять ящерки, цепляя их друг за друга как мозаику на нужную длину.
Эти узоры составлены из одинаковых элементов/ящериц по принципу пазлов - во впадинку в одном элементе должен лечь "шип" от другого.
А следующий узор составлен из разных ящериц, и они поменьше:
Узор №489
При желании можно продолжить собирать пазлы и получить вот такой регулярный жаккард-мозаику:
Узор №490
раппорт этого жаккарда 50 петель на 58 рядов- если вязать тонкими нитками - можно связать 2 раппорта...:
Вот Вам и искусство, и математика и вязание - 3 в одном :-)
Все схемы для вязания - авторские, созданы по мотивам рисунков Маурица Эшера.
Спасибо за внимание и интерес.
А я желаю всем творческих успехов, удачи, и неизменно хорошего настроения!
Мне есть еще что рассказать и показать - присоединяйтесь.
P.s. Чтобы найти нужный узор - см. "Содержание" . Если есть вопросы общего характера (термины, техника вязания ленивого жаккарда и прочие) - см. "Введение" .