Пожалуй, эти идеи успели надоесть не только в фэнтези, но и в других жанрах литературы и кино. Вы наверняка вспомните подходящие примеры из самых разных книг, фильмов и сериалов. Но мой блог – о фэнтези, так что примеры будут из этого жанра :) Поехали!
1. Отказ убивать «плохишей»
Думаю, вы часто слышали или читали примерно такую фразу: «Не убивай его, это сделает тебя таким же плохим, как и он». Например, злодей мог уничтожить целый город, семью героя и планирует продолжать убивать. Но как только у героя появляется возможность остановить злодея, начинаются высокоморальные рассуждения о том, что убивать – это плохо, а преступников нужно судить по закону. В результате у злодея появляется отличная возможность сбежать и вызвать еще больший хаос, в то время как все могло закончиться гораздо раньше.
Особенно нелепо отказ от убийства выглядит в том случае, если большую часть сюжета герой без колебаний убивает подручных злодея (или просто тех, кто ставит палки в колеса). Чаще всего я сталкиваюсь с этим в современных супергеройских сериалах или подростковом фэнтези.
2. Расстаться, чтобы защитить
Герои в фэнтези зачастую считают себя одиночками. Это может быть связано с избранностью, проклятием или происхождением. Например, Рокэ Алва из «Отблесков Этерны» думает, что на нем лежит проклятие пройти через четыре предательства, поэтому он отталкивает всех, кто пытается сблизиться с ним. Танис Полуэльф из «Саги о Копье» много говорит эльфийке Лоране о том, что любит другую, и об опасностях предстоящего похода, не понимая, что именно эти слова подстегнут Лорану отправиться следом.
А в итоге заканчивается тем, что друзья или влюбленные все равно следуют за героем и либо приходят ему на помощь, либо сами попадают в беду. Но когда часто встречаешь такой сюжетный поворот, драматизма с каждым разом становится все меньше. На мой взгляд, для героя было бы честнее не пытаться манипулировать, а просто рассказать о риске и дать другим персонажам право выбора.
3. Благородное происхождение
Со времен короля Артура (а может, и раньше) повелось, что герой из бедной семьи внезапно оказывается потомком какого-то великого и могущественного рода. Например, Ричард Сайфер из «Правил Волшебника» оказывается сыном Даркена Рала – правителя Д’Хары, а Уилл Омсворд из «Хроник Шаннары» – потомком старинного рода Шаннары. Для меня этот прием полностью разрушает атмосферу героических свершений.
Одна из самых приятных вещей в книге – наблюдать, как персонаж становится героем благодаря тяжелой работе, силе воли и уму. Когда автор вплетает в историю становления героя благородное происхождение, получается, что героические черты только и могут передаваться по наследству, а у обычных людей нет шанса стать героями. Мне гораздо интереснее читать про кого-то вроде Альтсина из «Сказаний Меекханского приграничья» - вора-беспризорника, который прошел по краю безумия и сумел обуздать овладевший им осколок души бога.
4. Бессмертный + смертная
Очень распространенная любовная линия, с которой связаны как минимум два «но»:
- Речь идет о колоссальной разнице не только в возрасте, но и в опыте, мировоззрении, интересах. Чем может смертная заинтересовать бессмертного (или просто долгоживущего персонажа)? Многие авторы оставляют ответ за кадром.
- Возникает проблема старения. В результате Роберт Сальваторе, например, сделал финт ушами: провел смертных друзей и жену темного эльфа Дзирта До’Урдена через перерождение.
В этом плане честнее поступил Толкин. Известные случаи браков эльфов и людей приводили к тому, что эльфийки выбирали жребий людей и покидали мир вслед за своими избранниками. А у Стивена Эриксона бессмертная тисте анди Корлат и малазанский командир Скворец осознают, что их союз – временный, но решают просто жить настоящим.
5. Безусловная поддержка семьи
Очень странная идея о том, что герой должен защищать своих родственников, даже если они совершают ужасные вещи. Например, в «Саге о Видящих» (Робин Хобб) быстро становится ясно, что за интригами и убийствами стоит младший сын короля – Регал. Но ни король, ни старшие братья, ни главный герой Фитц (незаконнорожденный внук короля, убийца по профессии) не наказывают Регала по заслугам – ведь он родная кровь и все такое. В результате Регал все больше наглеет, идет по головам и захватывает власть, его приходится героически превозмогать.
Наш реальный мир показывает, что родня далеко не всегда будет автоматически любить и заботиться друг о друге. Порой родство по духу (общие интересы, убеждение и пр.) значит больше, чем родство по крови. Под влиянием семейных связей многие мирятся с поведением, которое не следует терпеть. Если бы принца Регала вовремя осадили, несколько хороших персонажей остались бы живы.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какие еще идеи в книгах или фильмах вам надоели :)